Внеклассная и внешкольная работа в подготовке школьника к олимпиаде
Ивлеева Наталья Петровна,
ГБОУ СОШ № 603 Санкт-Петербурга
«…Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рожать...»
М.В. Ломоносов
Отдавая в первый класс своих детей, большинство родителей не сомневаются в том, что обучение будет успешным. Взрослые верят и доверяют школе, возлагают на ее плечи миссию по воплощению в жизнь их мечтаний относительно будущего детей. Благодаря внедрению стандартов второго поколения появилась возможность более глубоко и масштабно развивать такие качества, как самостоятельность, ответственность, инициативность.
В практике любого педагога часто встречаются талантливые и интересующиеся той или иной областью наук дети. В связи с этим весь учебно- воспитательный процесс должен стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей. Это, в свою очередь, приводит и к большему использованию других, альтернативных методов оценивания, одним из которых является портфолио. Портфолио (в широком смысле) – это способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных достижений школьников. В педагогической литературе оно трактуется как коллекция работ ребенка, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами. Такой метод, как портфолио, ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью последнего является оказание помощи в развитии способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса. Как мы видим, грамотно составленное портфолио – это одна из ступенек к успешности. Поэтому, уже начиная с первого класса, необходимо готовить своих учеников и их родителей к работе над данными «папками достижений».
Детям нравится пополнять свои портфолио результатами участия в олимпиадах, в проектных и исследовательских работах, конференциях, в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д. Они стремятся завоевать как можно больше дипломов, грамот, сертификатов; у них появляется стимул участвовать во всех мероприятиях школы, района, города. В данный период очень важно поддерживать тягу детей к приобретению новых знаний и умений, выявлять и развивать их способности посредством индивидуальных заданий, а также через участие во внеклассной и внешкольной работе. Рассмотрим это более подробно. Индивидуальные задания продумываются с учетом развития мышления и воображения младших школьников, их памяти и внимания. Практически каждый урок я рекомендую начинать с «мозгового штурма», т.е. ставить перед детьми проблему, а затем логическими путями совместно ее решать, не полностью руководя процессом, а лишь чуть контролируя и слегка направляя. Ни одно задание не остается не проверенным и не разобранным. Каждый ребенок должен понять цепочку рассуждений, которые приводят к правильному умозаключению.
Внеклассная и внешкольная работа в большинстве случаев включает в себя подготовку школьника к олимпиаде. Ребенок, который привык участвовать на уровне школы, района, города, всей России во всевозможных соревнованиях, состязаниях, конкурсах и т.д., и в дальнейшем будет стремиться покорить республиканские, международные вершины. К тому же, призеры имеют право на льготу при поступлении в престижные вузы страны. В этом плане очень многое зависит от активности самого педагога. Нужно быть всегда мобильным. Ведь, одно дело – «провел уроки и ушел», а другое – помочь ученику достичь успеха. Это личная победа, победа над собой. Со второго класса мои учащиеся принимают участие в таких всероссийских олимпиадах, как «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно». Среди всего перечня позвольте выделить «Золотое руно». Это семейная олимпиада, т.е. дети совместно с родителями выполняют задания дома. Буквально все включаются в процесс поиска нужной информации в Интеренете, в книгах, справочной литературе. Школьники видят и ощущают стремление, желание своих родственников помочь им, их переживания за результат. На протяжении нескольких лет они завоевывают первые места в России. Практически все родители выражают слова искренней благодарности за это интеллектуальное состязание. Преимущество всероссийских олимпиад в том, что они созданы в формате ЕГЭ. Ребенок уже с начальной школы имеет представление о том, как работать с бланками данного аттестационного испытания.Сейчас издается много методической литературы в помощь учителю по подготовке к олимпиадам. Среди всего перечня рекомендаций по личному опыту знаю, что необходимо уделять особое внимание заданиям, направленным на: умение планировать последовательность действий по достижению какой- либо цели; умение объединять отдельные предметы в группы, т.е. классифицировать; изучение объектов от простого к сложному; поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по алгоритму; развитие воображения, расширение кругозора. Все большую популярность среди школьников приобретают интернет- олимпиады. Мои учащиеся с удовольствием принимают участие в онлайн- версии олимпиады по математике «Кенгуру» (http://www.kengyry.com/). Она предлагает как математические, логические игры, конкурсы для школьников, так и полезные советы, огромное количество задач с решениями, школьный форум, энциклопедии. Подводя итог всему сказанному, можно отметить, что подобная организация внеклассной и внешкольной работы, как участие в олимпиадах, отвечает приоритетам современного образования, поддерживая постоянный интерес учащихся к разнообразным предметным областям, развивая их познавательную активность, вовлекая в творческий процесс поиска ответа на вопрос.