Игра для 9 класса
Дорогами войны
Барышева Лидия Ивановна
Тема урока: «Великая Отечественная война».Цель урока: 1) повторение и закрепление учебного материала по истории Великой Отечественной войны;
2) умение работать с картой, дополнительной литературой;
3) воспитывать уважительное отношение к истории своей страны.
Оформление класса: стенгазеты: «Основные вехи ВОВ»; карта «Втораямировая война и Великая Отечественная война»; задания к конкурсу; цитата на ватманском листе: «Не было вмире такой силы, которая могла сломить и
сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия»
У. Черчилль, премьер-министр Англии.
Подготовка.
Класс делится на 3 команды. Вопросы по конкурсам № 1, 3, 5 даются заранее. Заранее готовится сообщения о героях войны (Юрии Смирнове, Николае Кузнецове, Александре Матросове и др.). Каждая команда заранее готовит три чистых листа для письменных ответов на вопросы (конкурсы №3(а, б) и ‚№6).
По ходу проведения урока показываются репродукции с картин по теме «Великая Отечественная война», которые соответствуют данному вопросу.
Ход урока.
Учитель: 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны, вероломно нарушив договор 1939 года о ненападении, вторглась на территорию СССР. Началась самая кровопролитная, самая жестокая война из всех, которые знало человечество.
Конкурс №1. «Война».
Команды отвечают устно по билетам. Представитель командывытаскивает номер и соответственно номеру получает билет. 3 балла за правильный ответ.
- «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Кто, когда впервые сказал эти слова?
- Музыкальное произведение 0 первых дней ВОВ, ставшее её символом, получившее всемирную известность? Кто авторы?
- Какими словами начинались радиосообщения 9 положении на фронтах ВОВ? С голосом какого выдающегося диктора связаны воспоминания об этих радиосводках?
- История донесла до нас память о полях ратной славы русского народа (Куликово, Бородино). Какое поле ратной славы оставила в народной памяти ВОВ? Что и когда произошло на нём?
- Экипаж советской подводной лодки провёл операцию, вошедшую в военно-морскую историю как «Атака века». Каков результат этой атаки? Кто был командиром прославленной подводной лодки?
- Кто, где и когда произнёс слова, превратившиеся в крылатые и ставшие девизом защитников Москвы?
- Какое славное событие в истории Советских вооруженных сил произошло по завершении Смоленского сражения (сентябрь 1941 г.)?
- В руках двух всемирно известных скульптур, посвящённых подвигу нашего народа в ВОВ, вложены мечи. Назовите эти скульптуры, их автора, где они установлены, что символизируют мечи?
Ответ по карточкам.
Учитель. Я задаю вопрос, и через 30 секунд по команде все одновременноподнимают карточки с номерами, которые соответствуют правильномуответу. Обратим внимание на доску. Здесь вы видите лист с перечисленными военными операциями, напротив каждой операции цифра. 1балл за каждый правильный ответ.
- В честь освобождения каких городов Москва впервые салютовала победителям в 1943 г.?
- Где впервые артиллерийско—миномётная установка «Катюша» приняла участие в боях?
- Кодовое название немецко-фашистской операции по захвату Москвы.
- Какая битва положила начало коренному перелому в войне?
- Кодовое название операции по уничтожению немецких войск в районе Курской дуги.
- Немецкий план ведения войны против СССР.
- Операция по освобождению Белоруссии.
- Город, одним из перВых получивший звание «Г ород-герой».
Слово предоставляется жюри.
Конкурс МЗ. «Знаешь ли ты даты?»
Учитель. После вопроса, через 30 секунд по команде поднимаем карточки с ответами. Обратим внимание на доску. Здесь вы видите лист с перечисленными датами напротив каждой цифры, расположите правильно даты, соответственно каждому событию. 1 балл за каждый правильный ответ.
- Битва на Курской дуге.
- Период ВОВ.
- Московская битва.
- Сталинградская битва.
- Потсдамская конференция.
- Берлинская операция.
- Блокада Ленинграда.
- Крымская конференция.
- Период II Мировой войны.
- Освобождение Белоруссии от немецко-фашистских войск.
Слово предоставляется жюри.
Конкурс №4. «География войны».
Учитель. Представители команд получают карточку с заданием и работают с картой. Прежде чем рассказать о географическом объекте, его надо показать на карте.
- Курская дуга.
- Восточный вал.
- Малая земля.
- Мамаев курган.
- Зееловские высоты.
- Северный вал.
Конкурс №5. «Окончание войны».
Учитель. Ответы даются по сигнальной карточке. 1балл за каждый правильный ответ.
- Какие фронты участвовали в операции по взятию Берлина, и кто ими командовал?
- Кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом?
- Когда Знамя Победы было водружено?
- Кто поставил свою подпись от имени советского правительства под актом о капитуляции фашистской Германии?
- Когда был подписан акт о капитуляции?
- Когда и где состоялся Парад Победы?
- Кто принимал Парад Победы?
- Кто командовал Парадом?
- Высший полководческий орден.
- Кто первый получил эту награду?
Заключительное слово учителя.