Литературно-музыкальная композиция к 120-летию со дня рождения С.А.Есенина
«Жизнь моя, иль ты приснилась мне»
Дельвер Елена Владиславовна
Сцена 1. Приезд.
Ведущий: Петроград. Май 1915 года год был слякотным и промозглым. Раннее утро, прохожие торопятся по своим делам.
Из здания Николаевского вокзала вышел паренёк в овчинном тулупе, высоких сапогах с котомкой за плечами. (Среди прохожих появляется Есенин).
Ведущий: В его облике ничто не предвещало будущего известного поэта – Сергея Александровича Есенина. Петроград, а потом Ленинград – станет его второй родиной. Она сделает из него поэта, она же и станет свидетелем его гибели. Но это потом, а пока…
Есенин: Вот она Северная Пальмира – столица русских поэтов и писателей! Я приехал сюда за своей судьбой и славой. Но для начала хочу встретиться с Александром Блоком.
(Обращается к прохожим).Вы не знаете, как найти Блока? (Люди удивлённо пожимают плечами).
Один из прохожих:Вон, видишь, книжный магазин, может там знают адрес? (Есенин уходит за сцену, затем появляется с запиской в руках).
Есенин:Т-а-а-к, адрес е-е-е-сть…А вот и заветный дом, обыкновенный в четыре этажа. Здесь живёт Блок, автор «Стихов о Прекрасной даме» и «Незнакомке». Так может писать только хороший и добрый человек. Почитаю ему свои стихи, а потом… что он скажет так тому и быть.
(Блок сидит за столом, входит Есенин).
Есенин (зрителям):Я волновался необычайно, с меня буквально капал пот, я в первый раз видел живого поэта. (Блок отрывается от бумаг и смотрит на Есенина). Здравствуйте, а я тоже пишу стихи, хочу Вам почитать их. (Достаёт из котомки стихи, завёрнутые в платок).
- Выткался на озере алый свет зари…
Блок:Представьтесь. Кто Вы? Откуда?
Есенин (робко):Я Есенин Сергей, родился в селе Константиново Рязанской губернии. Воспитывался бабушкой и дедом. Закончил Константиновское училище. Там и начал писать стихи. Мне 19 лет.
Блок: Ну что ж, читайте.
Есенин:
Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга. Схоронясь в дупло, Только мне не плачется – на душе светло. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог. Сядем в копны свежие под соседний стог. |
Зацелую допьяну, изомну, как цвет, Хмельному от радости пересуду нет. И пускай со звонами плачут глухари, Есть тоска весёлая в алостях зари. |
Блок: Стихи светлые, голосистые, многословные. (Берёт бумагу, что-то на ней пишет, складывает и отдаёт Есенину). Идите с нею в редакцию журнала, адрес указан. По-моему, ваши стихи можно напечатать.
Есенин (берёт записку): Так началась моя литературная дорога. С лёгкой блоковской руки!. (Убегает).
Сцена 2. Начало пути
Редакция журнала. На сцене за столом сидит редактор, что-то пишет. Входит Есенин с запиской в руках.
Есенин:Здесь редакция «Ежемесячного журнала литературы, науки и общественной жизни»? (Редактор кивает). Вам записка от Блока (передаёт записку редактору).
Редактор (читает переданную Есениным записку):Направляю Вам крестьянского поэта-самородка. Посмотрите его стихи и сделайте всё возможное. В кармане у него рубль, а в душе богатство.
(Редактор с интересом смотрит на Есенина, который достаёт из котомки стихи, завёрнутые в платок и передаёт их редактору. Тот вынимает их, кладёт на стол, а платок отдаёт Есенину).Я думаю, в следующем номере мы напечатаем хотя бы… три ваших стихотворения. (Вместе с Есениным уходят).
Ведущий:Напечатанные стихи произвели фурор. Светский Петроград «соскучился» по крестьянскому быту. Есенина начинают приглашать на всевозможные литературные встречи. Комнату он себе так и не снял, ночевал у новых друзей, которые проявили исключительное гостеприимство.
Сцена 3. Выступления
Ведущий:Был какой-то очередной литературный вечер в зале Городской Думы на Невском. (Поэты, писатели прогуливаются по сцене, что-то обсуждают. Каждого появившегося восторженно встречают. Появляется рыжеволосая красавица, модная поэтесса Зинаида Гиппиус).
А это модная поэтесса Зинаида Гиппиус. (Следом входит Есенин в русской рубахе и в валенках. Все взгляды обращены на него).
Писатель: Вы случайно ни Есенин ли Сергей? Ждём Вас. Почитайте нам что-нибудь.
Есенин:С удовольствием. (Читает).
Гой ты, Русь, моя родная... Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. |
И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». |
(Все хлопают. Гиппиус подходит к Есенину, рассматривает его).
Гиппиус:Совсем мальчик, тонкий, хрупкий. Светлые глаза смотрят робко, но и без некоторой дерзости.
Читаете превосходно, чудесная улыбка, веет молодостью, здоровьем, очарованием свежести.( В лорнет рассматривает его валенки). Какие у вас интересные гетры.
Есенин(смущаясь): Это валенки. (Все улыбаются).
Гиппиус:Вы вроде «кустарного пастушка» или «сусального поэта». Ваши стихи не имеют непосредственной связи с литературой.
Ведущий:Так за Есениным закрепились красивые и слащавые прозвища «Пастушок», «Лель», «Ангел». Есенин от обиды даже уезжает в своё родное село Константиново.
Есенин:Я словно вырвался на свежий воздух, на простор родных полей из этих душных Петроградских квартир.
Ведущий: Но этот восторг ненадолго. Его снова тянет в Петроград, в эти гостиные литературных меценатов.
Ведущий:Ведь знакомство с известными людьми, которые там часто бывают, может пригодиться. Глядишь, понравится кому-нибудь – его и в люди выведут.
Ведущий:Он хочет быть европейцем.
Я иду долиной. На затылке кепи,
В лайковой перчаткесмуглая рука.
Далеко сияют розовые степи, Широко синеет тихая река.
Я – беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни – сердцем подпевать.
Только бы струилась лёгкая прохлада,
Только б не сгибалась молодая стать.
Ведущий:Успех, которым пользовался Есенин в светских салонах, был несомненным. И была опасность, как бы не закружилась голова у юного поэта, и как бы не сделался он салонным певцом.
Есенин(выходит в обнимку с другом): Да ладно вам!Мой здоровый крестьянский инстинкт самосохранения заставляет меня относиться к успеху настороженно.
Сцена 4. Призыв в армию
Ведущий: 1916 год. Война в самом разгаре. В конце минувшего года был опубликован царский указ о новом призыве в армию. Подлежал призыву и Сергей Есенин.
Ведущий:Благодаря стараниям друзей, его направляют не в действующую армию, а в Царское Село рядовым санитаром при госпитале.
Ведущий:Есенин ездил с санитарным поездом за ранеными. Иногда его отпускали в Петроград.
Ведущий:Раненым давались концерты. Приезжали артисты. Вместе с ними выступал и Есенин со своими стихами. Однажды на их концерт пришла сама императрица с четырьмя дочерьми.
Есенин:
Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа Но как снег лучиста и светла. |
Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта. Всё ж кто выдумал твой стан и плечи – К светлой тайне приложил уста…. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа, Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. |
Ведущий:После концерта императрица через начальство «пожаловала» поэту золотые часы с царским гербом и цепочкой.
Ведущий: Она его похвалила за красивые, но очень грустные стихи. Есенин ответил, что такова вся Россия – бедная и с плохим климатом. Эти слова не понравились императрице.
Ведущий: А часы до него так и не дошли.
Есенин:Вышло предписание отправить меня на фронт в действующую армию. По дороге я остановился в Петрограде. В это время происходит февральская революция и я решил остаться в городе.
Я понял, что я – игрушка, В тылу же купцы и знать, И твёрдо простившись с пушками, Решил лишь в стихах воевать. |
Я бросил мою винтовку, Купил себе «липу», и вот С такою-то подготовкой Я встретил семнадцатый год. |
Сцена 5. Женитьба
Ведущий:Он приносит свои стихи в редакцию журнала «Дело народа». За столом сидела девушка-машинистка. Звали её – Зинаида Райх.
Есенин:Так состоялось наше знакомство. Через три месяца нас отправляют вместе в творческую командировку в Вологду.
Райх:До этой поездки отношения наши с Есениным были сдержанные. Мы говорили друг другу «Вы». И вдруг…
Есенин: Я хочу жениться на Вас!
Райх: Дайте мне подумать.
Есенин:Я отправил в Петроград телеграмму друзьям: «Вышлите денег, венчаюсь».
Райх:Деньги выслал мой отец, не требуя объяснений. На них мы купили обручальные кольца.
Есенин:На букет невесте денег не было, и я по дороге в церковь нарвал букет полевых цветов.
Райх:В Петроград мы прибыли уже мужем и женой. Мне - 23, ему – 22.
Ведущий:Два человека с очень непохожими характерами начинают совместную жизнь. Не всё идёт гладко.
Райх:Сергей постоянно уходит с друзьями, оставляя меня с двумя детьми.
Ведущий:Он теперь больше похож на изящного джентльмена, чем на крестьянского поэта.
Ведущий:Русские рубашки и сапоги исчезли. На смену им появились костюмы и ботинки.
Ведущий:От всей его фигуры веет уверенностью, и физической силой.
Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил, Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.
|
Я не знаю, то свет или мрак? В чаще ветер поёт иль петух? Может вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг. |
Сцена 6. Москва
Есенин:Моими стихами стали интересоваться московские издательства. Мы переезжаем в Москву. Начинается новый этап моей жизни. На каждое стихотворение потоки похвал и ругательств.
Райх: Сергей работает как никогда. Появляются новые друзья, которые уводят его из дома, постоянно повторяя, что поэт не должен быть женат. Они называют себя имажинистами.
Имажинисты:Мы выкидываем из поэзии звучность описания, прекрасные и точные мысли, душевные переживания.
- Единственным материалом для поэзии является образ.
- Стихотворение – это толпа образов, слово вверх ногами – вот самое естественное положение слова.
- А национальная поэзия – абсурд.
Райх (Есенину): Все твои стихи противоречат имажинизму, с чёткими образами, певучие и лёгкие. Тебя затащили в имажинизм. Своим талантом ты скрашиваешь их бездарность.
Есенин (оправдываясь): Это просто жажда новых впечатлений. Как будто бы я высадился на экзотический остров. Всё разжигает моё любопытство. Я всё спешу попробовать.(Зрителям). Я устал от её нападок, она всё время чем-то недовольна.
Ведущий: И Есенин расстаётся с Зинаидой Райх, полностью предаваясь своим новым друзьям.
Вы помните, Вы всё, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне. Вы говорили: Нам пора расстаться, Что вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, |
А мой удел - Катиться дальше, вниз.Любимая! Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком. Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В разворачённом бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму – Куда несёт нас рок событий. |
Сцена 7. Роковая встреча
Ведущий:Осень 1921 года. Есенин приглашён на очередную шумную и весёлую вечеринку. Он знал, что на ней будет нашумевшая в Европе танцовщица Айседора Дункан. О её танцах ходили легенды. Они были самобытны и оригинальны. Она танцевала босиком, за что и получила прозвище - «босоножка». (Айседора танцует, друзья вместе с Есениным наблюдают. После танца она подходит к Есенину и вовлекает его в танец).
Ведущий:Они были очарованы друг другом с первой минуты. На тот момент ей было 43, а ему – 25. С того вчера они не расстаются. Она танцует, он читает ей свои стихи, многое из которых она не понимает.
Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце тронутое холодком, И страна берёзового ситца Не заманит шляться босиком. |
Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилвсь мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льётся с клёнов листьев медь… Будь же ты во век благославенно, Что пришло процвесть и умереть. |
Ведущий:Это был необыкновенный союз, построенный на всплесках эмоций – они постоянно ругались, мирились, потом опять ругались и опять мирились.
Ведущий:Все наблюдали – сколько же это может продолжаться?
Есенин(Дункан): Нам нужна смена обстановки. Здесь в России все наблюдают за нами.
Дункан: Хорошо, летим в Германию, в Кенигсберг.
Есенин: Но ведь это целых 11 часов. Как я выдержу?
Дункан(зрителям): Серёжа волновался словно ребёнок. Я приготовила с собой корзину с лимонами, чтобы жевать, когда укачивает. Но забыла её.
Есенин: По прибытии в Кенигсберг, мы отправились поездом в Берлин. Публика, в основном русские эмигранты. Устроили нам бурную встречу на вокзале. Начались постоянные выступления: Айседора танцует – я читаю стихи:
Пой же, пой. На проклятой гитаре Пляшут пальцы твои в полукруг. Захлебнуться бы в этом угаре, Мой последний, единственный друг. Я не знал, что любовь – зараза, Я не знал, что любовь чума. |
Подошла и прищуренным глазом Хулигана свела с ума. Ах, постой. Я её не ругаю, Ах, постой. Я её не кляну, Дай тебе про себя я сыграю Под басовую эту струну.
|
Есенин:В Берлине, в одном из издательств я встретился с Горьким. Он попросил меня почитать стихи. Я читал и читал не один час. (Дункан сидит, скучает).
Горький:Вы не устали читать?
Есенин:Я устаю обычно от друзей и женщин, а от стихов – никогда. В любом месте, в любом настроении, по первой просьбе, я буду читать стихи. Они для меня как кислород.
Дункан (наблюдая за ними, зрителям): Мне уже 45. Я еще не дурна собой, но на фоне Сергея, с его молодостью и задором, я чувствую себя неуютно.
Есенин(зрителям): Она истеричка, ревнует меня ко всему, не отпускает от себя ни на шаг. Я не выдерживаю, сбегаю.
Ведущий:Но она, объехав все отели и гостиницы, находит его и увозит в Париж, затем в Рим и, наконец, в Америку. Как будто бы перемена мест может спасти их союз.
Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом? Я московский озорной гуляка. По всему тверскому околотку В переулках каждая собака Знает мою лёгкую походку. Я хожу в цилиндре не для женщин – В глупой страсти сердце жить не в силе - |
В нём удобней, грусть свою уменьшив, Золото овса давать кобыле. Средь людей я дружбы не имею, Я иному покорился царству. Каждому здесь кобелю на шею Я готов отдать свой лучший галстук. И теперь уж я болеть не стану. Прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом. |
Сцена 8. Возвращение на родину
Есенин:Тоска по родине становится нестерпимой. Зачем я уехал из России? Россия! Какое хорошее слово… и «роса» и «сила» и «синее» что-то.
Ведущий:По прибытии из-за границы, Есенин встречается с друзьями. Для выступления они подготовили для него помещение Политехнического музея, в котором выступали все известные поэты того времени.
Ведущий:Кроме чтения стихов были запланированы «впечатления о литературе, театре и живописи в Америке и Европе». Но стоило Есенину появиться на сцене, как зал стал скандировать: «Стихи, стихи, стихи!».
Есенин:
Мне осталась одна забава: Пальцы в рот – и весёлый свист. Прокатилась дурная слава, Что похабник я и скандалист. Ах! Какая смешная потеря! Много в жизни смешных потерь. Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь. Золотые далёкие дали! Всё сметает житейская мреть. И похабничал я и скандалил Для того, чтобы ярче гореть. Дар поэта – ласкать и карябать, Роковая на нём печать.
|
Розу белую с чёрной жабой Я хотел на земле повенчать Пусть не сладились, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней. Но коль черти в душе гнездились - Значит, ангелы жили в ней. Вот за это веселие мути. Отправляясь с ней в край иной. Я хочу при последней минуте Попросить тех, кто будет со мной. – Чтоб за все за грехи мои тяжкие, За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать. |
Ведущий:Публика замерла. Перед нею был совершенно новый неожиданный Есенин. Аплодисменты захлестнули зал. Он читал одно стихотворение за другим, а публика всё не отпускала. Вечер закончился глубокой ночью, когда охрипшего Есенина вынесли на руках из зала.
Есенин:По возвращении на родину я живу в квартире Галины Бениславской. Она предложила мне свой кров, когда я появился у них в издательстве. Она меня всегда ждёт, заботится обо мне как о муже. Получается какая-то двусмысленность положения. В моей душе ничего нет похожего на любовь, а так хочется чего-то высокого, чистого, постоянного. Это высокое почудилось мне в актрисе Камерного театра Августе Миклашевской. (Появляется Миклашевская, наблюдает как Есенин что-то пишет).
Миклашевская( вырывая листок со стихами у Есенина, читает):
По смешному я сердцем влип, Я по глупому мысли занял. Твой иконный и строгий лик По часовням висел в рязалях. |
Я на эти иконы плевал Чтил я грубость и крик в повесе. А теперь вдруг растут слова Самых нежных и кротких песен. |
(Миклашевская подходит к Есенину, целует его в щёку. Они беруться за руки и уходят). Ведущий: Есенин соединяет в своей поэзии образ матери и образ любимой бабушки. Его матери пятьдесят лет, и она ещё крепкая, без морщин крестьянка. Бабушка же, которая его воспитала, уже умерла.
Ведущий:
Ты жива ещё, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
|
И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож. Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. |
Ведущий: Роман с актрисой Миклашевской был недолог. Вскоре в его жизни появляется внучка писателя Льва Николаевича Толстого Софья Толстая.
Толстая:Мы познакомились с Есениным на квартире моей подруги Гали Бениславской, Засиделись мы допоздна. Я болтала с Галей, а Есенин наблюдал за нами. От его взгляда я чувствовала себя радостно и легко. Когда я собралась уходить, Сергей вызвался меня провожать. Мы вышли на улицу и долго бродили по ночной Москве. Через несколько месяцев я вышла за него замуж.
Есенин:Семейная жизнь требует денег, а их нет. Поэтому надо писать и писать и издавать как можно больше. Пытаюсь договориться с Госиздатом о выходе собрания сочинений моих стихов и поэм. Тогда денежный вопрос был бы решён. За вдохновением еду опять в Константиново. Но вдруг здесь я впервые почувствовал себя чужим.
Толстая:Приехал нервный, взвинченный. Таким я его еще не видела. Но потом закипела работа над собранием сочинений. Обещают гонорар в 10 тысяч рублей. Помогаю ему разбирать рукописи. Иногда он всё бросает, и садиться писать новые стихи. Самое страшное, что в его стихах появляются строки о смерти. (Берёт со стола лист, читает). «Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть! На свете мало, говорят, мне остаётся жить…».
Есенин(вырывает листок у Толстой, кладёт на стол к другим листам): Не смей трогать, тут всё разложено по порядку.
Толстая:Серёжа, тебе надо подлечиться. У тебя сдают нервы.
Сцена 9. Последняя поездка в Ленинград. «Англетер».
Есенин:Я лег в клинику, но через несколько дней сбежал и отправился в Ленинград.
Ведущий:Он остановился в гостинице «Аглетер». Решив пожить некоторое время.
Ведущий: Это некоторое время ограничилось всего четырьмя днями.
Есенин: Мои друзья находят меня и здесь. Пока они пьют чай из самовара в моём номере, я читаю им стихи из последней поэмы «Чёрный человек». Они видят в ней много мистики. Ничего удивительного, что поэму никто не берётся печатать.
Ведущий: Во всём его облике и поведении проскальзывало какое-то странное беспокойство. И вот наступает роковой день – 27 декабря 1925 года.
Ведущий:Утром он хочет принять ванну, но из колонки вместо воды пошёл пар. Есенин на это сказал управляющему: «Взорвать вы меня хотите что ли. В вашей гостинице даже чернил нет, и я пишу кровью».
Ведущий:При этом он показывает порезанную руку. К нему приехал кто-то из друзей, и Есенин сунул ему в карман стихотворение, последнее своё стихотворение, написанное кровью.
Есенин (другу): Прочтёшь, когда останешься один. Не к спеху ведь!
Друг:Состояние Есенина было каким-то странно-изменчивым, что-то тревожное висело в воздухе. Если бы я остался с ним тогда! Но мне нужно было ехать по делам. И только утром, на следующий день я вспомнил о записке. (Достаёт, читает):
До свиданья, друг мой, до свиданья, Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди.
|
До свиданья, друг мой, без руки и слова, Не грусти и не печаль бровей, - В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. |
Друг:Чувствуя, что-то неладное, забыв о делах, я мчусь в гостиницу. Вместе с управляющим долго стучимся в номер. Пришлось открывать дверь запасным ключом. Вошли в комнату и увидели уже бездыханное тело поэта.
Ведущий:На другой день, 29 декабря 1925 года состоялась гражданская панихида в Ленинградском отделении Союза писателей. Захоронен Сергей Александрович Есенин в Москве на Ваганьковском кладбище. Ему было всего 30 лет.
Использованная литература:
1.Есенин с. Собрание сочинений. В 3-х т./Под общ.ред. Е.А.Есениной, А.А.Есениной, С.А.Васильева и др. – М: Правда, 1970;
2.Куняев Ст.Ю.,Куняев С.С. Сергей Есенин. – М.: Мол.гвардия, 1995. – 571с.: ил. – (Жизнь замечат. людей. Сер.биогр.; Вып 727);
3.Дитц В.Ф. Есенин в Петрограде – Ленинграде. – Л.: Лениздат, 1990. – 269с.: ил. – (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петрограде-Лениграде);
4.Башков В.П. В старинном селе над Окой: Путешествие на родину Сергея Есенина: Кн. Для уч-ся ст.классов. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.:ил.