Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Домашнее задание как способ развития креативных способностей ученика

Кузенкова Наталья Сергеевна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ №31 Санкт-Петербург

Педагогический процесс – это творческое взаимодействие учителя и ученика, развивающееся во времени и в рамках определенной учебно-воспитательной системы. Взаимодействие учителя и ученика должно быть максимально продуктивным. Основная педагогическая цель – предвидение педагогом результатов взаимодействия с учащимися в ходе учебного процесса и своевременная коррекция действий, не дающих нужную результативность. Двумя главными компонентами в структуре педагогического процесса является деятельность педагога и деятельность обучаемых, при этом учитель - организатор деятельности учащихся, ответственный не только за результат, но и за сам образовательный процесс. Основные составляющие деятельности учащегося - урок и выполнение домашнего задания.

На уроке учащиеся получают знания, умения и навыки, отрабатывают пройденный материал, активируют как только полученные так и имеющиеся ЗУНы. Домашнее задание помогает учащимся попробовать свои силы, проверить уровень усвоенности материала, сформулировать вопросы к учителю, самостоятельно разобраться с возможными трудностями. Надо отметить, что до сих пор среди чиновников в cфере образования есть сторонники идеи, что домашние задания следует отменить.

Я не поддерживаю идею упразднения такого способа контроля знаний и дисциплины, как домашнее задание, хотя на данный момент в школах процент учащихся, некачественно выполняющих домашние задания или не делающих их вовсе, достаточно велик. Таковы реалии нашего времени, которые невозможно не учитывать в организации учебного процесса. И это уже проблема психологического характера, которая, на мой взгляд, все же решаема при грамотном методическом подходе к организации домашней работы учащихся по предмету.

Как сделать так, чтобы домашнее задание не стало для ребенка обузой и не вызывало отторжения, а наоборот, активизировало познавательный интерес к предмету и способствовало результативности процесса обучения в целом? Как совместить необходимые, но непривлекательные, трудоемкие и однообразные для учащегося формы домашних заданий (например, репродуктивное домашнее задание – выучить лексику по определенной теме или пересказ заранее выученного текста) с развитием креативных способностей учащихся?

Реализация названных проблем в ходе учебного процесса напрямую зависима от методики домашних заданий.

1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ОБЪЕМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Домашнее задание по предметам задаются с учетом различий по возрастным группам, а также с учетом возможностей учащихся. Учитель должен продумать форму и объем домашнего задания, чтобы достичь поставленную цель в ходе учебного процесса. Также нужно учитывать индивидуальные особенности группы или класса, эмоциональное состояние учащихся. Здесь подойдут дифференцированные задания, позволяющие учитывать и уровень  подготовки учащегося по предмету, и временные рамки, чтобы домашнее задание не занимало слишком много или мало времени. Здесь уместно привести требования СанПина к домашним заданиям учащихся. Объем домашних заданий по всем предметам во 2–3 классах должен составлять полтора часа, в 4–5 классах — два часа, в 6–8 классах — 2,5 часа, в 9–11 классах — до 3,5 часа.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ Д/З , РОЛЬ УЧИТЕЛЯ.

Рядовой учитель в конце урока произносит знаменитую фразу: «Открываем дневники и записываем домашнее задание». Но при таком подходе на его обсуждение уже не остается времени. По своему опыту, домашнее задание я задаю и в середине урока, и даже в его начале, но, главное, стараюсь заинтриговать учащихся, чтобы процесс подготовки к уроку дома вызывал у учащегося интерес, а при выполнении задания ребенок смог реализовать свои креативные способности, самовыразиться. Подобная направленность уроков приводит к должному результату – домашнее задание не воспринимается как наказание, не вызывает негативных эмоций и раздражения.

Так что же должен сделать учитель, чтобы учащийся захотел сделать дома то, что задал учитель? Во-первых, педагог должен повысить мотивацию учащихся, которая является главным психологическим аспектом учебной деятельности ребенка. Во-вторых, у ребенка должен быть стимул для креативного подхода к домашнему заданию, задание должно заставлять работать его воображение, фантазию и другие сопутствующие креативному мышлению “функции”. В-третьих, учащийся должен осознавать полезность своего труда, его важность. В связи с этим хотелось бы отметить, что английский язык как учебная дисциплина на современном этапе наиболее востребован, следовательно, поставленные задачи (мотивация – стимул - полезность труда) решаются достаточно легко при методически грамотном подходе к домашнему заданию. Стоит отметить, что на начальном этапе изучения языка, роль родителей очень значима, поскольку их задача – осуществить контроль наличия выполненного домашнего задания. Я считаю, что с этой стороны необходимо включить родителей в учебный процесс и пытаюсь разъяснить им насколько это важно для успешного обучения их детей. Домашнее задание должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса, чтобы учащиеся отчётливо осознавали необходимость его выполнения, пользу приготовленных вовремя уроков.

Когда домашние задания обращены к непосредственному жизненному опыту, поддерживают проявление фантазии, творческого воображения и живости восприятия, ученики не только охотно их выполняют, но и мотивируются на дальнейшее изучение английского языка, а также развивают свои креативные способности. Внеклассная деятельность по предмету также помогает учащемуся осознать необходимость профильных знаний в повседневной жизни. Например, зарубежные поездки, где знание иностранного языка становится повседневной необходимостью, общение со сверстниками в социальных сетях, возможные встречи с носителями языка в метро, магазинах, кафе. Из этого можно сделать вывод о том, что важно не только то, что задает учитель (содержательный аспект), но и то, насколько продуманно в познавательном и психологическом аспектах он это делает, как преподносит и оформляет домашнее задание.

3. МЕТОДИКА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ. ФОРМЫ.

Чтобы поддерживать интерес ученика к предмету, необходимо использовать разные формы домашних заданий, не ограничиваясь наиболее популярным до настоящего времени в школе - репродуктивным. Несомненно, этот вид задания может оставаться ключевым в контроле определенных ЗУНов. Параллельное выполнение репродуктивных и творческих заданий необходимо для систематического развития репродуктивных и творческих умений у детей. В этих процессах не может быть разрывов. И выполнение творческих заданий на первом уроке по теме должно быть обеспечено алгоритмами, которые учащиеся уже умеют применять.

Например, профильный уровень преподавания предмета требует от обучаемого как познавательной активности, так и креативной, следовательно, мы возвращаемся к аспекту организации учебного процесса, где домашние задания – одна из составляющих как деятельности учителя, так и деятельности обучаемого.

Среди разнообразных форм домашних заданий хотелось бы выделить те, которые, на мой взгляд, наиболее результативны в развитии креативных способностей учащихся.

Подходящие формы домашних заданий:

* упражнения на выдвижение и проверку гипотез;

* упражнения на генерацию идей;

* упражнения на выявление и сопоставление точек зрения, позиций;

* подбор и предъявление аргументации,

* анализ имеющегося материала (текста, видеоролика, кинофильма, стихотворения),

*создание собственных грамматических матриц.

Конечно, помимо вышеперечисленных типов заданий, существует домашнее задание на отработку нового материала, так как все творческие, исследовательские работы опираются на накопленную и, главное, отработанную лексическую и грамматическую базу у учащегося.

Использование приемов драматизации и игрового моделирования – еще один важный инструмент для развития креативных способностей учеников. К таким заданиям относятся ролевые игры, создание воображаемых ситуаций, разработка сценария, постановка сценок, спектаклей, мюзиклов (собственного сочинения или известных классиков). Они вызывают физическую и эмоциональную активность учащихся, стимулируют их воображение и импровизацию.

Создание собственных рекламных проектов, бизнес-планов, туристических буклетов – любое из этих заданий, задействуя максимальное количество аспектов изучения иностранного языка, поможет добиться повышения мотивации, появления интереса.

Лучший вариант – творческие коммуникативные упражнения, то есть такие, в которых внимание сосредоточено преимущественно на содержании высказывания, выдвижении гипотез, выборе и комбинировании языковых средств. Такой тип упражнений ориентирован на развитие творческой, исследовательской познавательной деятельности. Выполнение этих домашних заданий ориентировано на активное речевое взаимодействие учащихся с разным уровнем владения языком.

ВЫВОД.

Развитие креативных способностей - это сложный процесс, инициируемый педагогом, где в неразрывной связи существуют урок – домашнее задание – внеклассная работа – сотрудничество с родителями. Все компоненты этого процесса должны быть предельно активны, понятны и интересны детям. Вовлеченность их в образовательный процесс должна вызывать у них положительные эмоции и стремление творить и развиваться.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»