Музыкотерапия в современном образовательном процессе
Антонова Татьяна Анатольевна,
ГБДОУ №12
Кировского района Санкт-Петербурга
Детство — период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — писал К. Д. Ушинский, призывая педагогов опираться на эти особенности детского мышления. Для успешного развития личности, способности самовыражения и самопознания используется множество методов и приёмов. В последнее время используются креативные методы, а в частности технологии арт-терапии…
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства. В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Негативизм, агрессия (формы психической защиты) уступают место инициативности, творчеству. Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или музыкантом. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем.
Современная арт-терапия включает в себя несколько направлений. Одно из них - это музыкотерапия, т.е. воздействие через восприятие музыки. Очищающее воздействие музыки позволяет использовать ее в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии…
Музыкотерапия -- это контролируемое использование звуков и музыки, представляющее собой деятельность, включающую: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и музыкальных инструментов; прослушивание специально подобранных музыкальных произведений. Музыка вызывает в нас определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию.
Основа музыки -- звук. Звук -- это акустический сигнал, имеющий волновую структуру.
Музыка вызывает и различные двигательные реакции организма. При прослушивании музыки у ребёнка возникают мышечные пульсации в самых различных областях в мышцах рук, ног, головы, туловища, области гортани. Музыка с ярко выраженным ритмическим началом вызывает непроизвольное движение в такт рукой или ногой, покачивание головой. Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, незаметно для себя начинают воспроизводить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки побуждает ребенка к движению. Слушающий музыку не только воспроизводит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная вокализация). Причем в беззвучных сокращениях связок точно отражаются частота, громкость и длительность воспринимаемых звуков. Неосознанная двигательная активность может принимать самые разнообразные формы. Мы воспринимаем музыку посредством не только слухового, но и голосового аппарата. Бессознательные микродвижения связок и всего вокального аппарата сопровождают слушание даже сложных симфонических произведений, не говоря уже о камерных и тем более вокальных жанрах.
Достоинствами музыкотерапии являются: абсолютная безвредность; легкость и