Секреты эффективной работы в группах
Засыпайко Александр Владимирович,
учитель географии ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Часто в работе с учащимися школы применяются групповые формы работы. Как сделать эту работу более эффективной и полезной для учеников? Как сделать так, чтобы группа была «рабочей», чтобы в ней работали ВСЕ учащиеся, а не один лидер или группа наиболее мотивированных ребят?
Наверное, один из главных секретов эффективной групповой работы – это правильное деление на группы, поэтому именно этому вопросу, в первую очередь, и будет посвящена эта статья. Важно, чтобы количество групп не было слишком большим, потому что сложно будет контролировать их работу, или слишком малым, ибо в этом случае в каждой группе будет много участников, им неудобно будет работать эффективно, а конкуренция между группами будет слишком низкой. На класс из 25-30 человек самой оптимальной будет разбивка на 5-6 групп (по 5-6 человек в группе). Нельзя допускать, чтобы ребята распределялись по группам самостоятельно. В этом случае они, скорее всего, распределятся по принципу «дружбы» или постараются попасть в группу наиболее сильного ученика, что приведёт к конфликтам и потере времени.
Вторая проблема: как распределить на группы равноценно. Это, в первую очередь, зависит от поставленных вами задач на урок. Если работа предстоит обучающая или поисковая, то важно, чтобы группы были наиболее равнозначными. Для этого можно применить способ «неслепой» жеребьёвки. Вы условно разделяете учащихся на 5-6 групп по их силе, успешности в предмете, умениям или мотивированности. Затем распределяете их по одному во вновь образованные рабочие группы. Таким образом, в каждой группе появится по одному наиболее сильному, несколько средних по силам и несколько наименее слабо мотивированных или успешных учеников. Можно применить жеребьёвку по качествам учащихся: кто-то больше знает, кто-то лучше оформляет, кто-то хорошо ориентируется в книгах или электронных источниках. Чтобы все дети работали, можно каждому назначить свою роль в группе, со своей задачей и личной заинтересованностью в конечном результате. В этом случае важно оценивать не только командный результат, но и личный вклад каждого участника в общий результат команды.
Наиболее распространённая ошибка – это когда от группы требуется общий результат, а в процессе участвуют 1-2 ребёнка, которые в последствии и представляют результат у доски или отвечают на вопросы. У остальных же участников мотивация очень слабая, работоспособность низкая. Каждый участник группы должен понимать, что именно он делает и за что именно он отвечает.
Если форма работы игровая, то возможны и другие варианты деления. Например, можно объединить в одну группу наиболее сильных или наиболее слабых учеников. В первом случае будет полезно понаблюдать, как распределяется работа и кто принимает решения в группе, где представлены одни лидеры, и кто, собственно, является наиболее авторитетным и уважаемым представителем класса. Этим учеником может оказаться совсем незаметный и неочевидный в индивидуальных формах работы ребёнок, неформальный лидер. Во втором случае, где в группе только слабые ученики, группе придётся работать и выделять в своей среде лидеров, чтобы получить результат. Иногда, получив неплохой результат работы, некоторые ученики, ранее считавшиеся неуспешными, переосмысливают своё отношение к предмету и добиваются определённого успеха.
В любом случае, как бы вы не делили детей на группы, главное понимать, зачем вы это делаете и какой хотите получить результат. Групповая форма работы – это возможность увидеть своих учеников с другой стороны, во взаимодействии с другими учениками и в конкурентной борьбе за результат, который является «двигателем прогресса». Эта форма активно развивает не только учебные/познавательные, но и коммуникативные УУД, а также укрепляет межпредметные связи.