Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие креативных способностей на уроке английского языка

Кузенкова Наталья Сергеевна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 31 Санкт-Петербурга

Очевидно, что проще работать с послушными детьми, с теми детьми, для которых заданный стереотип мышления является неоспоримой истиной. Они старательно выполняют все задания репродуктивного характера, только при этом почти не проявляют инициативы на уроках. Главное, что дети - хорошие исполнители. Сразу возникает ряд вопросов. Полезно ли подобное обучение для адаптации ребенка в современной ему действительности? Можно ли воспитать успешного, активного молодого человека, осознающего себя личностью, игнорируя проблему развития креативных способностей? И как быть с теми учащимися, которые не выказывают должного прилежания и дисциплинированности? Возможно, они чувствуют в себе нераскрытый  творческий потенциал. Без сомнения, ответ скрывается в решении проблемы развития креативных способностей каждого учащегося российской школы, где роль учителя и образовательной среды становится определяющей.

Цель креативной образовательной среды – научить ребенка думать за рамками стереотипов, привить желание и способность не только адаптироваться к создавшимся условиям, но и находить решения сложившимся ситуациям, как в учебном процессе, так и в повседневной жизни. Образование – это не просто совокупность процессов обучения и воспитания, а особая среда жизнедеятельности, где ученик выступает равноправным с учителем субъектом обучения. Понятие «идеальный учитель», который точно знает ответы на все вопросы, являясь «истиной в первой инстанции», ушло в прошлое, а на первый план выходит креативная личность, гибкая для саморазвития, имеющая право на ошибку, но живущая в вечном творческом поиске и ищущая сотворчества с учениками. Такой учитель может создать креативную образовательную среду, в которой дети станут стремиться к преодолению в себе силы шаблона и к развитию творческого потенциала.

Понимая ответственность возложенной на меня задачи в развитии креативных способностей учащихся, я ищу новые методики обучения, посещаю курсы, пробую нестандартные формы обучения, обращаюсь за советом к коллегам и к учащимся, отдавая должное внимание их потребностям и предпочтениям. Креативное обучение предполагает развитие воображения, интуиции, творческого мышления. Задания на моих уроках ориентированы на индивидуальные способности каждого ученика, например, работа в командах соревновательного характера, ролевые игры по темам с использованием специальной лексики и грамматического материала, проектная деятельность, художественные проекты.

Свой опыт работы тележурналистом я использую во внеклассной деятельности по предмету. Создание сценариев на английском языке по мотивам русских народных сказок, интерпретация текстов песен для праздников на английском языке – вот моя попытка создания креативной среды для активизации творческого потенциала учеников. Вместе с учащимися мы реализуем разные виды деятельности в творческой мастерской, где есть режиссер, актеры, критики и журналисты-обозреватели. Такие методы работы привели к тому, что мои ученики на данный момент открыты к диалогу с взрослым человеком, развивают в себе креативные способности и проявляют интерес к английскому языку как к учебной дисциплине. Моя работа в школе подтверждает мою мысль о том, что эмоциональный комфорт и уверенность являются важнейшими аспектами в развитии креативных способностей учащихся.

Если верить толковому словарю «творчество – это создание чего-то нового». Наверное, нелепо предполагать, что каждый творческий ученик создал что-то новое, поэтому предлагаю в рамках обучения принимать творчество за “способность или стремление ребенка найти новые формы выполнения привычных заданий”. Некоторые исследователи данной темы предполагают, что креативность – это не что иное, как умение порождать цель собственной деятельности. А умение видеть цель своей деятельности в рамках образовательного процесса может привести к раскрытию способности найти свое место в поликультурном мире. Чем яснее взаимосвязь между целью, процессом и результатом деятельности, чем ярче и отчетливее учащиеся представляют себе картину работы и её этапы, тем результативнее и плодотворнее будет образовательный процесс.

Творческое самовыражение ребенка реализуется в формах обучения, которые я практикую:

* конференции в виде интервью, варианты проведения занятий варьируются. Учащимся предлагаются различные темы и роли. Цель этой работы – позволить каждому учащемуся проявить себя в определенной роли, раскрыть актуальные для молодых и активных людей аспекты нашей повседневной жизни – политические вопросы, экологические проблемы, а также почувствовать себя частью “тусовки” шоу-бизнеса. Стремление учащегося сыграть свою роль хорошо сопровождается активной работой над всеми аспектами изучения иностранного языка.

* собственно, к первому пункту можно отнести и другие виды заданий, основной аспект которых – говорение.  Формирование навыков монологической и диалогической речи безусловно необходимы для успешного изучения иностранного языка. Рецензии на последние киноновинки, отзывы и отчеты о проделанной работе, составление плана мероприятий, мнение о мировых брендах, дискуссии на тему последних новостей позволят не только активизировать и пополнить лексический запас учащихся, но и дадут им возможность выразить себя как личность, имеющую свой взгляд на события. Самовыражение необходимо человеку для воспитания уважения к себе и обществу.

* проектные работы, которые становятся итогом пройденной темы, для учеников 5-7 классов. Проектной работой может стать плакат с картинками и текстом о предмете исследования (город, праздник, традиция стран изучаемого языка). Цель такой проектной работы – показать учащимся необходимость умения пользоваться информационными ресурсами, находить нужную информацию и правильное её преподносить, представляя продукт своей работы. Для учащихся старшей школы проектами становится презентация на заданную тему, выполненная на компьютере, с использованием интернета как информационного ресурса. Цель этой работы – развитие и поддержание интереса к изучению иностранных языков, развитие творческих способностей учащихся. К тому же это наглядный пример того вида деятельности, который будет предложен им при написании курсовых и дипломных работ. Работа с информационными ресурсами требует чёткого представления о предмете поиска Проектные работы, дают ребятам возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, и поэтому поверить в свои силы в самостоятельном изучении иностранного языка.

* участие в конкурсах и олимпиадах межклассовых, районных, городских. Цель этих мероприятий - мотивация школьников к изучению английского языка; мониторинг уровня владения языком учащимися; организация и проведение независимого и объективного контроля уровня сформированности навыков и умений в различных видах речевой деятельности в интересной и занимательной тестовой форме, что способствует подготовке учащихся к ЕГЭ. Участие в олимпиаде нравится ребятам и приносит им большую пользу, а организация и проведение олимпиады будет способствовать повышению методической подготовки учителей школ.

* «неделя хороших намерений». Это оформление школьных коридоров плакатами, стенгазетами и другими наглядными материалами, созданными учащимися по предварительным заданиям учителей. На этом этапе реализуется проектная методика преподавания иностранных языков.

* Ежегодно в школе проводится Неделя иностранных языков.

Целями проведения Недели являются:

– усилить мотивацию к изучению иностранных языков,

– способствовать практическому владению речевой деятельностью,

– увеличивать активный языковой запас учащихся,

– стимулировать в целом их интеллектуальную и языковую активность,

– расширять общий кругозор школьников,

– повышать их культурный уровень,

– развивать творческие способности детей.

С помощью проведения мероприятий Предметной Недели можно привлечь родителей, носителей языка, представителей других школ, университетов, курсов. Опыт приглашенных людей составит у детей определенное представление о культуре языка и отношении людей к нему.

Главным принципом Недели иностранных языков является вовлечение учащихся всех параллелей, независимо от уровня их знаний иностранного языка, в события Недели, предлагая им задания и мероприятия посильного уровня.

Ключевым событием Недели является одно общее масштабное мероприятие (гала-концерт, спектакль на английском языке, общешкольный конкурс плакатов, викторины, командные игры).

Некоторые установки в обучении могут, наоборот, подавлять креативные способности, такие как, например, тестовые задания с единственным правильным ответом не формируют таких важных качеств креативного мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальности и самостоятельность мысли. А при условии, что ЕГЭ – конечная цель в рамках школьного обучения, учитель – это баланс между подготовкой к успешной сдачи экзамена и формированию у ребенка интереса к предмету, основание кросс-культурной грамотности. Однако и в данных условиях мне видится наиболее значимым использовать такие формы работы, которые заставляют ребенка формулировать цель собственной деятельности и реализовывать ее успешность.

ВЫВОД.

В условиях современного мира без решения данной проблемы успешная свободная личность невозможна. Креативный подход в обучении обеспечивает развитие способности у ребенка к поиску разных форм решения вопросов. Любая сфера человеческой жизни может потребовать принятия быстрых решений, неординарных решений. Самостоятельный человек, уверенный в своих силах, способный к креативному мышлению сможет добиться успеха. 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»