Оценочная деятельность учителя
и развитие умения контрольносамооценочной деятельности у школьников
Крутоус Алла Анатольевна,
учитель английского языка ГБОУ школа №645
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Проверка знаний учащихся является такой же необходимой составной частью процесса обучения, как и объяснение нового материала и проведение разнообразных упражнений, направленных на закрепление знаний и на развитие соответствующих навыков и умений по предмету.
Хотя проверка и учет знаний и является очень важной составной частью обучения, методика их проведения, особенно по такому предмету, как иностранный язык, разработаны настолько плохо, что установить истинное состояние знаний и навыков по предмету очень сложно.
Это происходит, прежде всего, от того, что до сих пор не решен вопрос ни об обязательных для каждого этапа обучения объектах учета, ни о нормах оценок, ни о наиболее эффективных формах проведения учета и контроля. Отсутствие же единства в решении этих проблем ведет к тому, что часто, даже в одной и той же школе у разных учителей иностранного языка могут быть выставлены различные оценки за один и тот же уровень знаний и навыков.
Учет по всем школьным предметам, а следовательно по иностранному языку может быть текущим(фронтальным и индивидуальным), четвертным, годовым и экзаменационным.
При разработке методики учета и контроля знаний и навыков по иностранному языку наиболее трудным оказываются:
- Определение удельного веса устных и письменных учетных форм работы на уроках иностранного языка.
- Определение удельного веса и взаимосвязи фронтального и индивидуального опроса и их наиболее эффективных форм.
- Выработка рациональных приемов проверки качества выполнения домашних заданий.
- Выработка быстрых приемов как фиксирования ошибок при устном опросе, так и записи оценок, когда они не сразу выставляются в журнал.
Эффективным решением проблемы может быть фронтальный опрос, особенно если используется прием «установки на отрицательную оценку». При такой установке учитель, быстро двигаясь по классу , опрашивает каждого учащегося. Положительная сторона этого приема заключается в том, что такая форма опроса чрезвычайно экономит время, повышает ответственность учащихся за свои знания и развивает их самообладание и волю. Можно держать класс в «боевой готовности», систематически проводя короткие письменные фронтальные контрольные работы. Это позволит без особых затруднений обеспечить восстановление в памяти учащихся пробелы по определенным разделам. Важно проводить фронтальный опрос и по только что объясненному на уроке материалу. Целесообразность такого опроса диктуется тем, что во время объяснения нового материала нужно максимально обеспечить четкость и правильность первичного усвоения.
Умело меняя характер проверки , можно при этом давать разные по трудности задачи, в зависимости от успеваемости ученика. Не нужно забывать о проверке домашних заданий. Только системная подготовка к урокам, качественное выполнение домашнего задания, дает положительный результат в овладении иностранным языком.