Мультимедийная презентация в гуманитарном образовании
как методическая проблема
Копылова Татьяна Олеговна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии № 209
Центрального района Санкт-Петербурга
«Павловская гимназия»
В статье сделана попытка исследования проблем создания и оптимального использования учебных мультимедийных презентаций в литературном образовании, применения Интернет-ресурсов в их подготовке, а также актуализированы методические аспекты включения презентаций в уроки литературы.
Мультимедийная презентация – это информационный продукт, основанный на применении современных программ создания динамических презентаций (Microsoft Office PowerPoint) и представляющий собой систему последовательно предъявляющихся тематических слайдов, включающих в себя текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию. [1] В презентации применяется совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, анимацию, звуковые эффекты.[2] Работа с презентацией позволяет человеку, не покидая единого информационного пространства, переходить из одной информационной среды в другую.
Презентация как информационный феномен возникла в ответ на необходимость предъявления обширной аналитической и визуальной информации в устных выступлениях. Прежде всего, это был показ таблиц, графиков, диаграмм в производственных отчетах, так как цифры трудно воспринимать в вербальной форме, а восприятие зрительных объектов в больших аудиториях ограничено размером и качеством традиционных бумажных носителей. В последнее десятилетие мультимедийные презентации быстро заполнили информационное пространство в самых разных областях науки и производства, особенно в рекламной деятельности.
Сегодня компьютерные презентации активно используются и в образовании, становясь не только информационным, но и дидактическим продуктом, который можно эффективно применять в обучении. Однако проблема оптимального использования учебной презентации в образовательном процессе остается одной из самых актуальных.
Во-первых, в публикациях, посвященных созданию презентаций, основное внимание обращается на технические аспекты этой работы, изучение возможностей компьютерных программ.
Во-вторых, особое внимание обращается только на внешний вид презентационных слайдов, их дизайн, то есть на цветовые, графические, анимационные решения, использование аудио- и видеовозможностей, а не на методику их использования в учебных целях. [3]
В-третьих, не исследованы дидактические и эргономические особенности применения мультимедийных презентаций в учебном процессе.
В-четвертых, не разработаны научно-обоснованные технологии эффективного применения мультимедийных презентаций в преподавании отдельных учебных дисциплин с учетом специфики их содержания (например, в гуманитарном образовании).
Общими требованиями к оформлению слайдов мультимедийной презентации можно считать следующие:
- слайд не должен быть перенасыщен текстовым материалом; на экран помещается только самая главная информация, а остальная предъявляется устно;
- шрифты на слайде должны быть достаточно крупными и хорошо читаемыми;
- размещение текстовой информации на слайде должно сочетаться со зрительным рядом;
- зрительные объекты не должны быть низкого качества, а колорит слайда – слишком ярким, утомляющим аудиторию;
- текстовые и графические элементы слайда должны быть дифференцированы по значимости с помощью размера и начертания шрифтов, цвета, фона и т. п.
- анимационные эффекты, включение слуховой и видеонаглядности должны соответствовать целям, которые ставит перед собой выступающий, и не отвлекать от основного содержания сообщения.
Технологии эффективного использования учебных презентаций в определенных предметных областях со своим специфическим содержанием и осмысление методической целесообразности применения презентаций на конкретных уроках являются проблемами малоизученными и разработаны в методике недостаточно.
Поиски подходов к решению этих проблем требуют уяснить специфику предъявления учебной информации с использованием мультимедиа в отличие от информации на традиционных носителях.
Формы предъявления учебной информации |
|
Традиционные носители |
Мультимедийная презентация |
Информационно-образовательные среды дифференцированы и в учебном процессе предъявляются последовательно (текст, зрительный, слуховой, видеоряд и др.) |
Информационно-образовательная среда является интегрированной и может включать в себя несколько разнообразных источников информации одновременно |
Текстовая информация может быть достаточно обширной при звучании вслух и увеличиваться при чтении про себя |
Объем текстовой информации должен быть тщательно отобран и ограничен, так как он воспринимается только зрительно |
Объем зрительной, слуховой и видеонаглядности ограничен наличием иллюстративного материала у учителя |
Объем виртуальной наглядности, имеющейся в Интернете, потенциально безграничен и может варьироваться в зависимости от учебных задач |
Масштаб предъявления зрительной наглядности зависит от размера бумажного носителя |
Масштаб предъявления наглядных материалов зависит от размера экрана и значительно превышает традиционные форматы |
Качество иллюстративных материалов определяется их полиграфическими и звуковыми характеристиками |
Качество наглядного материала можно повысить, применяя графические и аудиоредакторы |
Для демонстрации зрительной, слуховой и видеонаглядности на уроке нужно несколько демонстрационных устройств |
Для демонстрации всех видов учебной информации нужен только компьютер |
Мультимедийная презентация как дидактическая единица обучения должна создаваться с учетом всех присущих учебному процессу компонентов (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), которые реализуются специфичными средствами ИКТ. [4] Не менее важным становится и технология предъявления презентации в процессе обучения, ее методически грамотное использование на уроке.При этом мультимедийная презентация не самоцель, а только один из инструментов для решения предметных методических задач, связанных с повышением мотивации учеников к изучению литературы, расширением их литературного и культурного кругозора.
Попытаемся выявить методическую целесообразность применения мультимедийных презентаций в литературном образовании, при подготовке и проведении уроков литературы разных типов.
В процессе подготовки и предъявления на уроке мультимедийной презентации, которая создается учителем, можно выделить три этапа: подготовительный, обучающий, рефлексивный.
Подготовительный (предкоммуникативный) этап предполагает поиск и отбор текстового материала и различных видов наглядности, их анализ и обработку, продумывание форм их представления на уроке. Кроме работы с текстами и иллюстрациями на традиционных бумажных носителях, их сканирования для перевода в электронный формат, возможно обращением к сетевым библиотекам,[5] виртуальным музеям[6] и сайтам,[6] посвященным отдельным писателям. В электронных библиотеках, кроме текстов, можно найти записи авторского чтения со звучанием голосов писателей; видеозаписи с кинодокументами, запечатлевшими облик живых писателей. На сайтах музеев [7] размещен информационный и иллюстративный материал, связанный с показом литературных мест России, с составлением галереи портретов писателей, их путешествий и т. п.
При самостоятельном знакомстве учеников с немногочисленными сайтами, посвященными творчеству отдельных писателей, изучаемых в школе, следует выработать для школьников программу деятельности, которая может включать в себя поиск ответов на такие вопросы:
- Какие биографические сведения о писателе, найденные в Интернете, дополняют статью учебника, рассказ учителя?
- Что из информации о творчестве писателя и иллюстративного материала вы отобрали бы для своей презентации? Оцените качество этих Интернет-ресурсов.
- Какую литературную критику, представленную в Интернете, вы будете использовать в самостоятельной работе? (Следует помнить, что культура использования чужой информации диктует необходимость ссылок на информационные источники.)
- Есть ли на сайте ссылки на другие Интернет-ресурсы, посвященные изучаемому писателю?
Несомненно, что эффективность усвоения учащимися информации, полученной при изучении ресурсов виртуальных музеев и сайтов, посвященных отдельным писателям, повысится, если будет осуществляться под руководством учителя. Школьнику важно научиться отбирать и критически оценивать наглядный электронный материал,отражающий реалии жизни и творчества писателя или черты историко-культурной эпохи, так как не случайно найденные факты биографии и творчества писателей, а только совокупность историко-культурных представлений погружает ученика в пространство культуры, а при их отсутствии «теряется всякий смысл гуманитарного образования». [8] Таким образом, отбор текстовой и наглядной информации на традиционных носителях и в Интернете и ее структурирование при подготовке мультимедийной презентации должны соответствовать концепции урока и методической логике познавательного процесса.
Обучающий (коммуникативный) этап связан с показом мультимедийной презентации, которая должна интенсифицировать процесс работы с текстом художественного произведения, являющейся основой любого урока литературы. В силу того что на большинстве школьных уроков изучается литература прошлого (и далекого прошлого), актуализируется необходимость использования справочных материалов, словарей и энциклопедий, в том числе находящихся и в поисковом поле Интернета.[9] Так как сетевые ресурсы превосходят по содержанию любую обычную библиотеку, учителю необходимоизменять традиционный формат педагогической деятельности (обучать школьников приемам поиска по электронному тексту, целесообразному отбору текстовой и наглядной информации, критическому мышлению при оценке сетевых ресурсов и т. п.).
Одной из главных задач при обучении пониманию и интерпретации литературных произведений становится выработка у школьников умения составлять лексические и историко-культурные комментарии с использованием справочной литературы и Интернета. Эту работу можно осуществить дифференцированно, выявив зоны непонимания текста разными учениками. После такой диагностики можно составить для учеников индивидуальные познавательные траектории, включающие в себя гипертекстовые комментарии (в том числе со ссылками на Интернет), или поручить школьникам сделать это самим. Процесс самостоятельного добывания и усвоения литературной информации поможет учащимся убедиться, что в художественном произведении нет незначимых элементов и всякий элемент структуры текста важен, так как несет в себе определенный смысл.
Применение гипертекстовых комментариев в мультимедийных презентациях создает дополнительные возможности для более глубокого анализа литературных произведений, так как кроме лексических комментариев позволяет представить интертекстуальную природу художественного текста: комментировать биографические и историко-культурные реалии, обнаруживать литературные реминисценции, скрытые цитаты и т. п. Это важно для установления внутрипредметных и межпредметных связей школьного курса литературы и актуально при подготовке к ЕГЭ.
Кроме того, обнаруживая интертекстуальную информацию на бумажных носителях, ученики «разрывают смысловое единство текста на отдельные сегменты. Гипертекст, выведенный на экран, позволяет это единство сохранить» [10], то есть формат презентации помогает находиться в пространстве нескольких текстов одновременно.
Готовясь к уроку, учитель может включить в учебную презентацию гипертекстовый комментарий к литературному произведению с выходом на сайты Интернета, что поможет ему в любой момент обратиться к необходимой информации, так как искать ее в сети во время урока нецелесообразно.
Заметим, что в количестве информации, включенной в мультимедийную презентацию с использованием гипертекста, должен лежать принцип избыточности. Это означает, что в любом компоненте гипертекста презентации должна быть заложена заведомо избыточная информация, которая сможет обеспечить дифференцированный подход к усвоению учебного материала в зависимости от того, какие элементы содержания изучаемых произведений окажутся в данной учебной ситуации в зоне непонимания каждого ученика.
При работе с электронным текстом можно применить анимационные эффекты презентации, позволяющие выделить значимые структурные элементы произведения, ключевые слова и выражения (например, цветом или способом появления на экране), установить порядок появления на слайде информационных блоков, переместить графические и текстовые материалы или изменить их масштаб, меняя значимость предъявляемой информации. Несомненно, что такие возможности могут быть осуществлены только в условиях работы в электронном формате.
Для повышения эффективности обучения литературе в компьютерную презентацию могут быть включены опережающие и перспективные дифференцированные задания для самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся (вопросы для различных видов анализа текста, темы письменных высказываний, учебных проектов и т. п). Из этого следует, что использование мультимедийных презентаций в литературном образовании предъявляет ученику комплекс образовательных сред, ориентированных как на представление знаний, так и на самостоятельную деятельность по их приобретению.
Таким образом, в современном литературном образовании назрела необходимость не только создавать, но и методически грамотно использовать на уроках мультимедийные презентации, так как они в большей степени, чем традиционные носители информации (обычные учебники, хрестоматии, сборники упражнений и т. п.) учитывают уровень литературного развития учеников и позволяют обучать их дифференцированно.
Рефлексивный (посткоммуникативный) этап наступает после знакомства с презентацией на уроке и служит для осмысления воспринятой информации и выработки практических умений по созданию собственных мультимедийных презентаций в целях предъявления результатов выполнения индивидуальных и коллективных учебных проектов. Очень важно, чтобы консультантом в этой деятельности был не только учитель информатики, но и знакомый с этими технологиями учитель литературы. Несомненно, что результат будет значительно выше, если один и тот же учитель будет знать не только содержание предмета и его методику, но и особенности создания учебных презентаций в определенной образовательной области в соответствии с поставленной задачей, а также сможет мотивировать ученика к использованию этого инструмента при создании собственных учебных проектов. [11]
Для подготовки презентаций школьники должны научиться находить, анализировать, отбирать и структурировать такие информационные ресурсы (в том числе электронные и сетевые), как:
- текстовая информация (электронные тексты и гипертексты литературных произведений; сетевые литературоведческие материалы);
- зрительная наглядность (портреты, автопортреты, фотографии и рисунки писателей и их окружения; изображения памятников и литературных мест, репродукции произведений изобразительного искусства, созвучных литературе);
- аудиоматериалы (звукозаписи авторского и актерского чтения; песни, романсы, фрагменты музыкальных произведений, связанных с литературой);
- видеоматериалы (видеозаписи фильмов и спектаклей на сюжеты литературных произведений, виртуальные экскурсии по музеям и местам пребывания писателей).
В презентацию также могут быть включены материалы, самостоятельно подготовленные учащимися (тексты, рисунки, фотографии, видеозаписи экскурсий по литературным местам, фрагменты музыкальных произведений в исполнении школьников).
Таким образом, современный учитель-словесник должен не только научиться создавать к урокам литературы компьютерные презентации, но и методически грамотно их использовать. Только это позволит реализовать их безграничные дидактические возможности сообразно с задачами конкретного урока, так как:
- мультимедийная презентация как особая форма предъявления учебного материала является эффективным средством обучения, способствующим деятельностному подходу к учебному процессу, позволяет вести работу на уроке дифференцированно, с учетом уровня литературного и эстетического развития учащихся, что помогает решению задач личностно ориентированного обучения, развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников;
- наглядные, анимационные и навигационные эффекты мультимедийной презентации вносят в учебный процесс принципиально новые познавательные возможности и делают ее уникальным дидактическим материалом для уроков литературы, обеспечивающим интерактивный доступ к информации, что невозможно вне электронной образовательной среды;
- общаясь с мультимедийной презентацией на уроке литературы, ученик находится в нескольких образовательных средах одновременно, что дает возможность воспринимать текстовую, визуальную и аудиоинформацию комплексно и повышает пропускную способность информационных каналов учебного занятия;
- при подготовке мультимедийной презентации работа с электронными справочными ресурсами, включая Интернет, повышает учебную мотивацию школьников, стимулирует их активность на уроке и стремление к самостоятельной деятельности, обмену знаниями и сотрудничеству;
- самостоятельный поиск информации в процессе подготовки компьютерной презентации, ее анализ, отбор и структурирование совершенствует информационную компетенцию старшеклассников и развивает у них критическое мышление;
- использованием гипертекстовых и анимационных эффектов мультимедийной презентации эффективно при анализе текста литературного произведения, т. к. углубляет его понимание;
- знакомство на уроках литературы с произведениями музыки, живописи, театра и кино, которыми располагает Интернет, и включение их фрагментов в мультимедийные презентации способствует расширению культурного кругозора школьников, а педагогическое руководство этой деятельностью совершенствует навыки их общения с мировой культурой.
Данные требования предъявляет к преподавателям русского языка и литературы профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный Министерством труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. №544н. [12]
Литература
1. См. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. М. В. Моисеевой. – М.: Издательский дом «Камерон», 2004. С. 54.
3. См. Кулагин В. П., Найханов В. В., Овезов Б. Б., Роберт И. В., Кольцова Г. В., Юрасов В. Г. Информационные технологии в сфере образования. – М.: Янус-К, 2004. С. 156–173.
4. См. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 17–27.
5. См. сетевые библиотеки Максима Мошкова (http://lib.ru/), классической литературы «Классика.ру» (http://www.klassika.ru/), «Альдебаран» (http://lib.aldebaran.ru), Im Werden (http://imwerden.de), «ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор"» (http://feb-web.ru/) и др., а также раздел каталога «Яндекса». «Электронные библиотеки» (http://yaca.yandex.ru/yca/ungrp/cat/Culture/Literature/Online_Libraries/).
6. См. Карпов И. П. Интернет-филолог // Литература: Первое сентября. 2005, № 15.
7. См. каталог виртуальных музеев по адресу http://www.museum.ru/
8. См. Федоров С. В.О критериях включения литературных произведений в предметные программы и стандарты //http://mlis.ru/metodika/theory/metodol/fedorov/
9. См. «Яндекс. Словари» (http://slovari.yandex.ru/); словари В. И. Даля, Д. Н. Ушакова, С. И. Ожегова (http://www.poliglos.info/_word.php/); «Полный этимологический словарь» М. Фасмера (http://vasmer.narod.ru/); «Российский энциклопедический словарь», «Энциклопедический словарь» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, «Всемирный биографический энциклопедический словарь», энциклопедии «Мифы народов мира», «Народы и религии мира» (http://enc.mail.ru/); «Мир энциклопедий» (http://www.encyclopedia.ru/) и др.
10. Федоров С. В., Ээльмаа Ю. В. ИКТ в предметной области. Часть I. Гуманитарный цикл. Методическое пособие. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб. «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. С. 54.
11. См. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 213.
12.http://минобрнауки.рф/documents/3071/file/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" от 18 октября 2013 года.