Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Многосенсорный подход в обучении

Парфенова Любовь Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназия №159 «Бестужевская» Санкт-Петербурга

В современных условиях, когда перед учителем поставлена задача формирования нового качества образования, современными педагогами и методистами разработано множество разнообразных приемов и методик, применяемых на уроках. Меняется школа, задачи, методы и средства обучения, однако некоторые вопросы остаются неизменными. Почему одни дети схватывают  информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений?  Почему учащиеся, знающие теоретический материал, с трудом применяют его в практической работе?  Почему «знающие» учащиеся делают большое количество ошибок в тестах?…

Для решения подобных проблем учитель должен понимать причины их возникновения. Одна из возможных причин рассмотрена в данной статье.

Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации, а  каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия. «Слабый» ученик, чаще всего, это ребенок с таким типом восприятия, который плохо соотносится с общепринятыми методами обучения.

Так, в зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 4 основных категории: визуалы,  аудиалы,  кинестетики и дискреты.

Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы – те, кто в основном получают информацию через слуховой канал. Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание) и с помощью движений. Дискреты – те, у кого восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Замечу, что школьникам младших и средних классов последний способ восприятия информации обычно не свойствен.

Учителю необходимо знать, каким образом «неуспевающий» ребенок получает информацию. Если родители и учитель знают, к какой категории относится ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы “говорим на разных языках”, как правильно поощрять ребенка или делать ему замечание.

Учет модальности ученика имеет большое значение для установления контакта и взаимопонимания, от этого напрямую зависит успеваемость учеников и взаимоотношение учителя с учащимися.

Перед учителем стоит задача – пронаблюдать за поведением учащихся и выявить А, В и К-учеников. Для диагностики можно использовать следующие   индикаторы:

1. Речь. В речи визуалы используют слова, которые связаны со зрением, например «смотреть», «видеть» и т. п. У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом. Кинестетики же чаще всего описывают свои чувства или же движения.

2. Внимание. Ребенка-визуала очень трудно отвлечь от его занятия, аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки, а кинестетика, в свою очередь, может отвлекать любая мелочь. Именно дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекающимися от занятий.

3. Направление взгляда. При общении ребенок-визуал часто смотрит вверх, взгляд аудиала направлен по средней линии, кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы под ноги.

4. Поведение на перемене. На переменах в школе дети-визуалы часто остаются в классе, предпочитают спокойную обстановку, лишенную какого-либо шума и подвижности. Аудиалы используют перемены как возможность поговорить, иногда даже немного пошуметь, а для кинестетиков самым предпочтительным являются подвижные игры.

Для достижения высоких результатов обучения учителю необходимо учитывать особенности внимания и памяти детей разных модальностей. Учащиеся визуального типа запоминают сведения с помощью мысленных картин; их трудно отвлечь и заинтересовать звуками. Они нередко с трудом запоминают устные указания, при этом их мысли начинают блуждать.  Детей - аудиалов легко отвлекает шум, они частенько говорят с собой в полголоса или без звука, двигая при этом губами. Они без труда могут дословно повторить сказанное вами, усваивают информацию на слух. Сведения запоминают последовательно, шаг за шагом. Они хорошие слушатели и получают удовольствие от устного общения.  Кинестетикам вообще трудно концентрировать свое внимание, и их можно отвлечь чем угодно. Новое запоминают с помощью того, что повторяют действия, “мысленно проходя” весь процесс. Они помнят общее впечатление, запоминают, двигаясь. Кинестетики долго не могут что-то запомнить или понять, но раз запомнив, не забудут об этом никогда.

После создания «психологического портрета» класса перед учителем встает следующая задача - использование многосенсорного обучения, целью которого является воздействие на большую часть учащихся путем представления информации во всех трех модальностях. Наибольшую трудность представляет собой работа с учащимися-кинестетиками.

Известный психолог и педагог М.Гриндер приводит следующую статистику. В обычном классе из тридцати человек в среднем у 22-х достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. 2-3 ученика испытывают трудности обучения по причинам, не связанным с особенностями восприятия (психологическая ситуация дома). Остальные 4-6 учащихся - это преимущественно визуалы, аудиалы или кинестетики, способные успешно справляться только с определенным видом деятельности. Опыт изучения таких “детей риска” показывает, что большинство из неуспешных в учебной деятельности детей составляют кинестетики, так как задания в учебниках не ориентированы на них и учитель чаще всего задействует аудиальный канал восприятия информации ( как более продуктивный в отношении большинства).

Вот несколько рекомендаций по работе с учащимися-кинестетиками:

- Важно общаться с таким ребенком, используя жесты, прикосновения и учитывая типичную для них медленную скорость мыслительных процессов.

- При обучении необходимо помнить, что изучаемая информация лучше закрепляется при помощи двигательной активности самого ребенка, поэтому обязательно давайте ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске и т.д.).

- Чтобы привлечь внимание кинестетика, прежде чем дать указание, нужно назвать его вначале по имени, а затем, если вы находитесь близко от него, мягко прикоснуться к его плечу или руке, а потом говорить.

- Обращайте внимание на замечания, которые вы делаете ребенку-кинестетику. Замечание произведет нужный эффект, если вы вместо обычных слов, положите ему руку на плечо.

При обучении детей-кинестетиков оптимальной и наиболее результативной является индивидуальная форма обучения или обучение в малочисленной группе детей данной модальности.

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных особенностям восприятия информации учащимися, имеет место проблема многосенсорного обучения, т.к. возникает конфликт между стилем обучения учащихся и стилем преподавания учителя; стилем, на который ориентированы средства обучения, и/или стилем обучения одноклассников неуспевающего ученика.

В реальном мире учителя не всегда располагают возможностями выбора материала, а учащиеся класса так не похожи друг на друга. Однако обладая необходимыми знаниями и учитывая индивидуальные особенности детей, учитель имеет возможность повысить качество знаний.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»