Многосенсорный подход в обучении
Парфенова Любовь Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназия №159 «Бестужевская» Санкт-Петербурга
В современных условиях, когда перед учителем поставлена задача формирования нового качества образования, современными педагогами и методистами разработано множество разнообразных приемов и методик, применяемых на уроках. Меняется школа, задачи, методы и средства обучения, однако некоторые вопросы остаются неизменными. Почему одни дети схватывают информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений? Почему учащиеся, знающие теоретический материал, с трудом применяют его в практической работе? Почему «знающие» учащиеся делают большое количество ошибок в тестах?…
Для решения подобных проблем учитель должен понимать причины их возникновения. Одна из возможных причин рассмотрена в данной статье.
Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации, а каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия. «Слабый» ученик, чаще всего, это ребенок с таким типом восприятия, который плохо соотносится с общепринятыми методами обучения.
Так, в зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 4 основных категории: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты.
Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы – те, кто в основном получают информацию через слуховой канал. Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание) и с помощью движений. Дискреты – те, у кого восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Замечу, что школьникам младших и средних классов последний способ восприятия информации обычно не свойствен.
Учителю необходимо знать, каким образом «неуспевающий» ребенок получает информацию. Если родители и учитель знают, к какой категории относится ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы “говорим на разных языках”, как правильно поощрять ребенка или делать ему замечание.
Учет модальности ученика имеет большое значение для установления контакта и взаимопонимания, от этого напрямую зависит успеваемость учеников и взаимоотношение учителя с учащимися.
Перед учителем стоит задача – пронаблюдать за поведением учащихся и выявить А, В и К-учеников. Для диагностики можно использовать следующие индикаторы:
1. Речь. В речи визуалы используют слова, которые связаны со зрением, например «смотреть», «видеть» и т. п. У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом. Кинестетики же чаще всего описывают свои чувства или же движения.
2. Внимание. Ребенка-визуала очень трудно отвлечь от его занятия, аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки, а кинестетика, в свою очередь, может отвлекать любая мелочь. Именно дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекающимися от занятий.
3. Направление взгляда. При общении ребенок-визуал часто смотрит вверх, взгляд аудиала направлен по средней линии, кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы под ноги.
4. Поведение на перемене. На переменах в школе дети-визуалы часто остаются в классе, предпочитают спокойную обстановку, лишенную какого-либо шума и подвижности. Аудиалы используют перемены как возможность поговорить, иногда даже немного пошуметь, а для кинестетиков самым предпочтительным являются подвижные игры.
Для достижения высоких результатов обучения учителю необходимо учитывать особенности внимания и памяти детей разных модальностей. Учащиеся визуального типа запоминают сведения с помощью мысленных картин; их трудно отвлечь и заинтересовать звуками. Они нередко с трудом запоминают устные указания, при этом их мысли начинают блуждать. Детей - аудиалов легко отвлекает шум, они частенько говорят с собой в полголоса или без звука, двигая при этом губами. Они без труда могут дословно повторить сказанное вами, усваивают информацию на слух. Сведения запоминают последовательно, шаг за шагом. Они хорошие слушатели и получают удовольствие от устного общения. Кинестетикам вообще трудно концентрировать свое внимание, и их можно отвлечь чем угодно. Новое запоминают с помощью того, что повторяют действия, “мысленно проходя” весь процесс. Они помнят общее впечатление, запоминают, двигаясь. Кинестетики долго не могут что-то запомнить или понять, но раз запомнив, не забудут об этом никогда.
После создания «психологического портрета» класса перед учителем встает следующая задача - использование многосенсорного обучения, целью которого является воздействие на большую часть учащихся путем представления информации во всех трех модальностях. Наибольшую трудность представляет собой работа с учащимися-кинестетиками.
Известный психолог и педагог М.Гриндер приводит следующую статистику. В обычном классе из тридцати человек в среднем у 22-х достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. 2-3 ученика испытывают трудности обучения по причинам, не связанным с особенностями восприятия (психологическая ситуация дома). Остальные 4-6 учащихся - это преимущественно визуалы, аудиалы или кинестетики, способные успешно справляться только с определенным видом деятельности. Опыт изучения таких “детей риска” показывает, что большинство из неуспешных в учебной деятельности детей составляют кинестетики, так как задания в учебниках не ориентированы на них и учитель чаще всего задействует аудиальный канал восприятия информации ( как более продуктивный в отношении большинства).
Вот несколько рекомендаций по работе с учащимися-кинестетиками:
- Важно общаться с таким ребенком, используя жесты, прикосновения и учитывая типичную для них медленную скорость мыслительных процессов.
- При обучении необходимо помнить, что изучаемая информация лучше закрепляется при помощи двигательной активности самого ребенка, поэтому обязательно давайте ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске и т.д.).
- Чтобы привлечь внимание кинестетика, прежде чем дать указание, нужно назвать его вначале по имени, а затем, если вы находитесь близко от него, мягко прикоснуться к его плечу или руке, а потом говорить.
- Обращайте внимание на замечания, которые вы делаете ребенку-кинестетику. Замечание произведет нужный эффект, если вы вместо обычных слов, положите ему руку на плечо.
При обучении детей-кинестетиков оптимальной и наиболее результативной является индивидуальная форма обучения или обучение в малочисленной группе детей данной модальности.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных особенностям восприятия информации учащимися, имеет место проблема многосенсорного обучения, т.к. возникает конфликт между стилем обучения учащихся и стилем преподавания учителя; стилем, на который ориентированы средства обучения, и/или стилем обучения одноклассников неуспевающего ученика.
В реальном мире учителя не всегда располагают возможностями выбора материала, а учащиеся класса так не похожи друг на друга. Однако обладая необходимыми знаниями и учитывая индивидуальные особенности детей, учитель имеет возможность повысить качество знаний.