Формирование методики
самостоятельной работы учащихся
Вершкова Елена Станиславовна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ 471
Выборгского района Санкт-Петербурга
Есть одно средство, которое почти нигде не описывается, тем не менее очень важно как вспомогательное средство в организации учебного процесса. Без этого средства часто «не идут» никакие упражнения, это средство – памятки. В подавляющем большинстве случаев овладения знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться. Особая значимость формирования у учеников приемов учения объясняется спецификой предмета «иностранный язык». 1) Те приемы учения, которыми ученики овладели при изучении других предметов, не могут быть перенесены на урок иностранного языка без соответствующей коррекции, а многие приемы должны быть сформированы заново. 2) Овладевать иностранным языком приходится в отсутствии языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна-две минуты говорения за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока и продуктивно организовывать работу над языком дома. 3) Во время обучения закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом им для профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов и т.д. Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания иностранного языка, учебное заведение должно вооружить учащихся рациональными приемами самостоятельной работы над языком. В памятках в форме советов предлагаются рациональные приемы овладения иностранным языком. Не учитель поучает, а учащимся даются объективно существующие оптимальные правила учебного труда в отношении иностранного языка. Они подсказывают учащимся самый верный и надежный путь овладения основными видами речевой деятельности, новыми организационными формами, упражнениями. Количество памяток не должно быть большим, но они охватывают все существенные стороны учебно-воспитательного процесса. Обучающие и воспитывающие начала в них тесно переплетаются. Памятки рассчитаны на способность учащихся сознательно управлять своей волей и эмоциями, и одновременно они воспитывают эту способность. На памятку возлагается «стратегическая роль» формирования субъекта учения, ответственно и заинтересованно осуществляющего его на основе осмысленных им приемов учебного труда. Приведу пример памятки. Памятка №1 (Общая «стратегия» чтения) 1) Вдумайся в заголовок: возможно, он тебе подскажет, о чем текст. 2) Выясни кто его написал и возможные сведения об авторе из введения или лингвострановедческого справочника; рассмотри иллюстрации, вчитайся в задания – все это поможет предвосхитить содержание. 3) Прочитай бегло весь текст или его законченный отрывок, обходя трудности, чтобы составить себе общее представление о его содержании; Это поможет тебе в последующем при чтении преодолеть трудности. Памятка №2 («Тактика» чтения) 1) При встрече с незнакомым словом – не останавливайся: дальнейшее изложение может внести ясность в понимании его значения, при этом старайся использовать свои знания фактов, событий действительности, о которых упоминается в тексте. 2) Постарайся догадаться о значении слова; языковая догадка возможна, если данное незнакомое слово: - напоминает по своему звучанию или графическому образу слово родного языка; - состоит из знакомых словообразовательных элементов; - относится к интернациональным словам; - включено в словосочетание, элементы которого тебе известны. 3) Слова, значение которых не удалось установить, найди в словаре. Для этого необходимо: - знать условные обозначения, принятые в словаре; - усвоить правила расположения слов в словаре; - уметь придать слову исходную словарную форму. Литература: Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1985 Пассов Е.И. Урок иностранного языка. М., 1988