Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Диагностика как средство самообразования
и самосовершенствования

Филиппова Светлана Михайловна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №307

 

Все в мире цепью связано нетленно,
Все включено в один круговорот:
Сорвешь цветок,
А где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрет…

Л. Куклин

 

Постоянно меняющаяся  социальная ситуация требует воспитание личности способной в любых условиях  уметь осуществлять правильный выбор. Поэтому важное значение имеет проблема выбора стратегии в образовательной системе, которая отражала бы требования личности и интересы общества.

Основным путём становления самоопределения ученика является его умение осуществлять самодиагностику своего развития. В нашей школе, в режиме опытно-экспериментальной работы осуществляется разработка и апробация методики « рефлексивные хвостики». Идея данной методики заключается в том, что мы ищем путь внедрения  педагогической диагностики малозатратной, как по времени, так и по его обработке. В конце рубежных контрольных работ, после вопросов, затрагивающих содержание учебного материала, следуют « хвостики» по самоопределению ученика. Мы предлагаем развёрнутый вариант такой работы. ( Приложение 1.)

Данный вариант « хвоста» к контрольной затрагивает вопросы мотивации обучения и поиска путей применения личностной позиции ученика в обучении.

В конце 1 четверти  4  класса мы предложили учащимся следующую анкету (Приложение 2 ).

В результате такой  рефлексии ребёнок сам оценивает вклад в то, насколько продуктивной была  его деятельность в 1  четверти. Ученик оценивает свои возможности, свои успехи и неудачи. И что актуально, это оценивание себя с самим собой, а не с другим учеником. Что хорошо сказывается на самооценке ребёнка.

На вопрос « Как я оцениваю свои результаты за 1 четверть» мы получили ответы из 24 опрошенных.

7  человек   оценили свои результаты как   средне.

9   -  хорошо

6 -   отлично

2 -   плохо

Такой спектр ответов говорит о том, что ученики  реально оценивают свои достижения, нет завышенной самооценки и самоуспокоенности. Хотя каждый отдельный ответ надо рассматривать отдельно.

На вопрос  «Как я трудился в 1 четверти?»

13 чел. выбрали внутренние причины неудач: часто отвлекался, выполнял не все задания, не всегда работал на уроке.

На вопрос « Что помогло мне добиться таких результатов?» рейтинг предпочитаемых помощников выглядит так:

1 – учитель

2 – родители

3 – сам

4 - репетитор

Себя , как причину успеха, рассматривает каждый из ребят.

В качестве причин затрудняющих обучение выделяют неумение слушать  и несистематичность выполнения домашних заданий.

Реально оценив свои результаты, выделив проблемы, учащиеся попытались прогнозировать свои оценки за 2 четверть. 80% наметили , 10% наметили улучшить свои достижения и оценки, соответствующие имеющимся.

Интересными получились ответы учащихся на 7 вопрос. Ответы можно проследить по следующей схеме:

 

 

 

Что буду делать, чтобы добиться высоких результатов:

 

 

 
   

 

 

Не расстраивать           родителей

Не отвлекаться

Не торопиться

Не пропускать

 

 

 

 

 
 

Проверять

повторять

 

 

Не делать

делать

я

я

В конце 2 четверти дети анализируют свои анкеты №1 и результаты 2 четверти. Им предлагается ответить на вопросы анкеты №2 (см. приложение), которая отличается от первой двумя вопросами, направленными на рефлексию планов первой анкеты, и проанализировать анкеты №1 (увидеть проблемы, более реально оценить свои возможности). В результате проделанной работы учащиеся стали более серьезно относиться к учебе. Увидели свои сильные стороны, проблемы и пути их решения.

Позже было проведено  родительское собрание , посвященное  теме самоанализу. Мы выступили с результатами анкетирования. Родители проявили живой интерес к проблеме. Было предложено дома провести беседу с детьми.

Когда у ребёнка есть цель, чётко обозначены проблемы и  способы их преодоления, есть уверенность в том, что решить  их будет намного проще. Данная диагностика стала новым стимулом  для решения вопроса « уметь учиться» , а родителям лучше узнать своих детей и вовремя  оказать им помощь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

ФИ ____________________

По итогам 1 четверти

  1. 1. Как я оцениваю свои результаты за 1 четверть

 

Отлично                                     Средне

Хорошо                                     Плохо

 

  1. 2. Как оценили результаты родители

 

Похвалили                                  Остались недовольными

Никак                                          Поругали

__________________________________________

  1. 3. Как я трудился  в 1 четверти

 

Очень старался                   Выполнял не все задания

Выполнял все задания         Не старался

Внимательно слушал          Плохо слушал

Часто отвлекался                 Не всегда работал на уроке

 

 

  1. 4. Что помогло мне добиться таких результатов

 

Помощь родителей                           Занимался много самостоятельно

Занятия с репетитором                 Помощь товарища

Помощь учителя                           _________________________

 

  1. 5. Что помешало мне добиться более высоких результатов

 

Доволен своими результатами                            Часто пропускал

Плохо слушал на уроках                                    Очень сложно

Не всегда выполнял домашние задания             _____________________

Некомфортная атмосфера в классе

 

  1. 6. Какие оценки я хочу получить за 2 четверть

 

Математика ____             Англ. яз.  ____                        Информ. ___

Русский язык  ____          Нем/Фр. Яз.  ____                  Труд ___

Чтение _____                    Физ-ра ___                              ИЗО ___

Окруж. мир ______         Музыка ___

 

  1. 7. Что я буду делать, чтобы добиться этих результатов

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Приложение №2.

 

ФИ ____________________

По итогам 2 четверти

  1. 1. Как я оцениваю свои результаты за 2 четверть

 

Отлично                                     Средне

Хорошо                                     Плохо

 

  1. 2. Что я сделал, чтобы добиться запланированных результатов.

__________________________________________________________

  1. 3. Как я трудился  во 2 четверти

 

Очень старался                   Выполнял не все задания

Выполнял все задания         Не старался

Внимательно слушал          Плохо слушал

Часто отвлекался                 Не всегда работал на уроке

 

 

  1. 4. Что помогло мне добиться таких результатов

 

Помощь родителей                           Занимался много самостоятельно

Занятия с репетитором                 Помощь товарища

Помощь учителя                           _________________________

 

  1. 5. Что помешало мне добиться более высоких результатов

 

Доволен своими результатами                            Часто пропускал

Плохо слушал на уроках                                    Очень сложно

Не всегда выполнял домашние задания             _____________________

Некомфортная атмосфера в классе

 

  1. 6. Какие оценки я хочу получить за 3 четверть

 

Математика ____             Англ. яз.  ____                        Информ. ___

Русский язык  ____          Нем/Фр. Яз.  ____                  Труд ___

Чтение _____                    Физ-ра ___                              ИЗО ___

Окруж. мир ______         Музыка ___

 

  1. 7. Что я буду делать, чтобы добиться этих результатов

__________________________________________________________

 

8. Сравни свои результаты с планируемыми итогами 1 четверти

 

Достиг желаемого результата__________________________________________

Не достиг, потому что_________________________________________________

 

9. Что я себе пожелаю: ________________________________

Приложение №3

 

 

Приложение №5.

Ученица – 14 ч.                                                      Подруга(друг) – 14 ч.                                         Дочка ( сын) – 10 ч.

Кто я?

 

Девочка ( мальчик) – 10 ч. Личность – 9 ч.

 

 

 

Будущая хозяйка -1ч.                                                                                                                         Культурный человек 1ч.

Личность- 9ч.

 

Ребёнок – 9 ч.                                                          Человек -9 ч.                                                       Сестра ( брат ) – 8 ч.

 

 

Житель Сп -б - 4 ч.                        Внук – 3 ч.                 Гражданин России – 3 ч.                              Помощник 3ч.

 

Какой         Я ?

Добрый  - 14 ч.                                                                                    Надёжный 1 ч.

Умный – 10 ч.                                                                                      Застенчивый 1 ч.

Красивый – 6 ч.                                                                                   Странный 1 ч.

Сильный – 6 ч.                                                                                     Продвинутый 1 ч.

Весёлый – 5 ч.                                                                                      Ленивый 1 ч.

Талантливый – 3 ч.                                                                             Неумный 1 ч.

Отзывчивый – 2 ч.                                                                           Трудолюбивый 1 ч.

Смелый 3  ч                                                                                       выдержанный 1 ч.

Честный 1 ч.                                                                                    Ухоженный 1 ч.

Сообразительный 1 ч.

 

Такой, каким вы хотите меня видеть!

 

В связи с этим мы решили участвовать  в опытно-эксперементальной  работе по теме "Компетентно-ориентированная диагностика  на ступени младшей школы" .

Диагностика мотивации и ее формирования – важные стороны воспитания целостной личности ученика. Она способствует выявлению  уровня и возможных перспектив развития каждого ученика и класса в целом.  Диагностика позволяет планировать  учебный процесс, выявлять проблемы и находить пути их решения.

Диагностируя мотивацию учения  учитель должен занимать активную позицию. При этом не быть "наблюдателем", как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а  стимулировать  ее развитие системой продуманных приемов.

Формирование мотивации ученика учитель осуществляет средством длительного наблюдения, анализа поступков учащихся, анкетирования, благодаря чему педагог может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования к самоопределению и саморазвитию.

Самоопределение – это личностный выбор, который предполагает требования внешнего мира с самим собой; объективная реальность с реальностью субъективной, т. е. своими возможностями, способностями, установками, трудностями, с достигнутым и желаемым в себе.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих  компетенцию « научить учиться». Перед нами встал вопрос, а как это сделать  с максимально высоким результатом.

Стало понятно, что к решению этой проблемы надо приобщить самого ребёнка и посмотреть на вопрос его глазами.

В конце 1 четверти  4  класса мы предложили учащимся следующую анкету (см. приложение).

В результате такой  рефлексии ребёнок сам оценивает вклад в то, насколько продуктивной была  его деятельность в 1  четверти. Ученик оценивает свои возможности, свои успехи и неудачи. И что актуально, это оценивание себя с самим собой, а не с другим учеником. Что хорошо сказывается на самооценке ребёнка.

Результаты анкетирования позволили нам сделать ряд открытий. Во-первых, надо отметить, что ответы учащихся оказались предельно откровенными. Сдано было 24 анкеты.

7  человек   оценили свои результаты как   средне.

9   -  хорошо

6 -   отлично

2 -   плохо

На вопрос  как я трудился в 1 четверти

13  чел.  ответили – часто отвлекался, выполнял не все задания, не всегда работал на уроке.

На вопрос что помогло мне добиться таких результатов

7  чел. ответили -  помощь родителей

10 -  помощь учителя

1  чел. -  занятия с репетитором

6 чел. – много занимался сам

На вопрос что помешало мне добиться более высоких результатов

16  чел. ответили – плохо слушал на уроке, не всегда выполнял домашние задания.

1 чел. -  очень сложно

2 чел. – часто пропускал

Реально оценив свои результаты, проблемы учащиеся попытались прогнозировать свои оценки за 2 четверть. 80% реально наметили , 10% завысили свои возможности.

Интересными получились ответы учащихся на 7 вопрос:

Буду выполнять все задания, много заниматься, читать, слушать, не отвлекаться, повторять пройденный материал, не торопиться, проверять, не расстраивать родителей, не пропускать уроки, трудиться, трудиться и трудиться.

 

В конце 2 четверти дети анализируют свои анкеты №1 и результаты 2 четверти. Им предлагается ответить на вопросы анкеты №2 (см. приложение) и проанализировать анкеты №1 (увидеть проблемы, более реально оценить свои возможности). В результате проделанной работы учащиеся стали более серьезно относиться к учебе. Увидели свои проблемы и сильные стороны, пути их решения.

Позже было проведено  родительское собрание , посвященное  теме самоанализу. Мы выступили с результатами анкетирования. Родители проявили живой интерес к проблеме. Было предложено дома провести беседу с детьми.

 

Когда у ребёнка есть цель, чётко обозначены проблемы и  способы их преодоления, есть уверенность в том, что решить  их будет намного проще.

Данная анкета стала новым стимулом  для решения вопроса « уметь учиться» , а родителям лучше узнать своих детей и вовремя  оказать им помощь.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»