Диагностика как средство самообразования
и самосовершенствования
Филиппова Светлана Михайловна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №307
Все в мире цепью связано нетленно,
Все включено в один круговорот:
Сорвешь цветок,
А где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрет…
Л. Куклин
Постоянно меняющаяся социальная ситуация требует воспитание личности способной в любых условиях уметь осуществлять правильный выбор. Поэтому важное значение имеет проблема выбора стратегии в образовательной системе, которая отражала бы требования личности и интересы общества.
Основным путём становления самоопределения ученика является его умение осуществлять самодиагностику своего развития. В нашей школе, в режиме опытно-экспериментальной работы осуществляется разработка и апробация методики « рефлексивные хвостики». Идея данной методики заключается в том, что мы ищем путь внедрения педагогической диагностики малозатратной, как по времени, так и по его обработке. В конце рубежных контрольных работ, после вопросов, затрагивающих содержание учебного материала, следуют « хвостики» по самоопределению ученика. Мы предлагаем развёрнутый вариант такой работы. ( Приложение 1.)
Данный вариант « хвоста» к контрольной затрагивает вопросы мотивации обучения и поиска путей применения личностной позиции ученика в обучении.
В конце 1 четверти 4 класса мы предложили учащимся следующую анкету (Приложение 2 ).
В результате такой рефлексии ребёнок сам оценивает вклад в то, насколько продуктивной была его деятельность в 1 четверти. Ученик оценивает свои возможности, свои успехи и неудачи. И что актуально, это оценивание себя с самим собой, а не с другим учеником. Что хорошо сказывается на самооценке ребёнка.
На вопрос « Как я оцениваю свои результаты за 1 четверть» мы получили ответы из 24 опрошенных.
7 человек оценили свои результаты как средне.
9 - хорошо
6 - отлично
2 - плохо
Такой спектр ответов говорит о том, что ученики реально оценивают свои достижения, нет завышенной самооценки и самоуспокоенности. Хотя каждый отдельный ответ надо рассматривать отдельно.
На вопрос «Как я трудился в 1 четверти?»
13 чел. выбрали внутренние причины неудач: часто отвлекался, выполнял не все задания, не всегда работал на уроке.
На вопрос « Что помогло мне добиться таких результатов?» рейтинг предпочитаемых помощников выглядит так:
1 – учитель
2 – родители
3 – сам
4 - репетитор
Себя , как причину успеха, рассматривает каждый из ребят.
В качестве причин затрудняющих обучение выделяют неумение слушать и несистематичность выполнения домашних заданий.
Реально оценив свои результаты, выделив проблемы, учащиеся попытались прогнозировать свои оценки за 2 четверть. 80% наметили , 10% наметили улучшить свои достижения и оценки, соответствующие имеющимся.
Интересными получились ответы учащихся на 7 вопрос. Ответы можно проследить по следующей схеме:
Что буду делать, чтобы добиться высоких результатов:
|
|
|
Не делать
делать
я
я
В конце 2 четверти дети анализируют свои анкеты №1 и результаты 2 четверти. Им предлагается ответить на вопросы анкеты №2 (см. приложение), которая отличается от первой двумя вопросами, направленными на рефлексию планов первой анкеты, и проанализировать анкеты №1 (увидеть проблемы, более реально оценить свои возможности). В результате проделанной работы учащиеся стали более серьезно относиться к учебе. Увидели свои сильные стороны, проблемы и пути их решения.
Позже было проведено родительское собрание , посвященное теме самоанализу. Мы выступили с результатами анкетирования. Родители проявили живой интерес к проблеме. Было предложено дома провести беседу с детьми.
Когда у ребёнка есть цель, чётко обозначены проблемы и способы их преодоления, есть уверенность в том, что решить их будет намного проще. Данная диагностика стала новым стимулом для решения вопроса « уметь учиться» , а родителям лучше узнать своих детей и вовремя оказать им помощь
Приложение №1.
ФИ ____________________
По итогам 1 четверти
- 1. Как я оцениваю свои результаты за 1 четверть
Отлично Средне
Хорошо Плохо
- 2. Как оценили результаты родители
Похвалили Остались недовольными
Никак Поругали
__________________________________________
- 3. Как я трудился в 1 четверти
Очень старался Выполнял не все задания
Выполнял все задания Не старался
Внимательно слушал Плохо слушал
Часто отвлекался Не всегда работал на уроке
- 4. Что помогло мне добиться таких результатов
Помощь родителей Занимался много самостоятельно
Занятия с репетитором Помощь товарища
Помощь учителя _________________________
- 5. Что помешало мне добиться более высоких результатов
Доволен своими результатами Часто пропускал
Плохо слушал на уроках Очень сложно
Не всегда выполнял домашние задания _____________________
Некомфортная атмосфера в классе
- 6. Какие оценки я хочу получить за 2 четверть
Математика ____ Англ. яз. ____ Информ. ___
Русский язык ____ Нем/Фр. Яз. ____ Труд ___
Чтение _____ Физ-ра ___ ИЗО ___
Окруж. мир ______ Музыка ___
- 7. Что я буду делать, чтобы добиться этих результатов
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №2.
ФИ ____________________
По итогам 2 четверти
- 1. Как я оцениваю свои результаты за 2 четверть
Отлично Средне
Хорошо Плохо
- 2. Что я сделал, чтобы добиться запланированных результатов.
__________________________________________________________
- 3. Как я трудился во 2 четверти
Очень старался Выполнял не все задания
Выполнял все задания Не старался
Внимательно слушал Плохо слушал
Часто отвлекался Не всегда работал на уроке
- 4. Что помогло мне добиться таких результатов
Помощь родителей Занимался много самостоятельно
Занятия с репетитором Помощь товарища
Помощь учителя _________________________
- 5. Что помешало мне добиться более высоких результатов
Доволен своими результатами Часто пропускал
Плохо слушал на уроках Очень сложно
Не всегда выполнял домашние задания _____________________
Некомфортная атмосфера в классе
- 6. Какие оценки я хочу получить за 3 четверть
Математика ____ Англ. яз. ____ Информ. ___
Русский язык ____ Нем/Фр. Яз. ____ Труд ___
Чтение _____ Физ-ра ___ ИЗО ___
Окруж. мир ______ Музыка ___
- 7. Что я буду делать, чтобы добиться этих результатов
__________________________________________________________
8. Сравни свои результаты с планируемыми итогами 1 четверти
Достиг желаемого результата__________________________________________
Не достиг, потому что_________________________________________________
9. Что я себе пожелаю: ________________________________
Приложение №3
Приложение №5.
Ученица – 14 ч. Подруга(друг) – 14 ч. Дочка ( сын) – 10 ч.
Кто я?
Девочка ( мальчик) – 10 ч. Личность – 9 ч.
Будущая хозяйка -1ч. Культурный человек 1ч.
Личность- 9ч.
Ребёнок – 9 ч. Человек -9 ч. Сестра ( брат ) – 8 ч.
Житель Сп -б - 4 ч. Внук – 3 ч. Гражданин России – 3 ч. Помощник 3ч.
Какой Я ?
Добрый - 14 ч. Надёжный 1 ч.
Умный – 10 ч. Застенчивый 1 ч.
Красивый – 6 ч. Странный 1 ч.
Сильный – 6 ч. Продвинутый 1 ч.
Весёлый – 5 ч. Ленивый 1 ч.
Талантливый – 3 ч. Неумный 1 ч.
Отзывчивый – 2 ч. Трудолюбивый 1 ч.
Смелый 3 ч выдержанный 1 ч.
Честный 1 ч. Ухоженный 1 ч.
Сообразительный 1 ч.
Такой, каким вы хотите меня видеть!
В связи с этим мы решили участвовать в опытно-эксперементальной работе по теме "Компетентно-ориентированная диагностика на ступени младшей школы" .
Диагностика мотивации и ее формирования – важные стороны воспитания целостной личности ученика. Она способствует выявлению уровня и возможных перспектив развития каждого ученика и класса в целом. Диагностика позволяет планировать учебный процесс, выявлять проблемы и находить пути их решения.
Диагностируя мотивацию учения учитель должен занимать активную позицию. При этом не быть "наблюдателем", как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулировать ее развитие системой продуманных приемов.
Формирование мотивации ученика учитель осуществляет средством длительного наблюдения, анализа поступков учащихся, анкетирования, благодаря чему педагог может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования к самоопределению и саморазвитию.
Самоопределение – это личностный выбор, который предполагает требования внешнего мира с самим собой; объективная реальность с реальностью субъективной, т. е. своими возможностями, способностями, установками, трудностями, с достигнутым и желаемым в себе.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию « научить учиться». Перед нами встал вопрос, а как это сделать с максимально высоким результатом.
Стало понятно, что к решению этой проблемы надо приобщить самого ребёнка и посмотреть на вопрос его глазами.
В конце 1 четверти 4 класса мы предложили учащимся следующую анкету (см. приложение).
В результате такой рефлексии ребёнок сам оценивает вклад в то, насколько продуктивной была его деятельность в 1 четверти. Ученик оценивает свои возможности, свои успехи и неудачи. И что актуально, это оценивание себя с самим собой, а не с другим учеником. Что хорошо сказывается на самооценке ребёнка.
Результаты анкетирования позволили нам сделать ряд открытий. Во-первых, надо отметить, что ответы учащихся оказались предельно откровенными. Сдано было 24 анкеты.
7 человек оценили свои результаты как средне.
9 - хорошо
6 - отлично
2 - плохо
На вопрос как я трудился в 1 четверти
13 чел. ответили – часто отвлекался, выполнял не все задания, не всегда работал на уроке.
На вопрос что помогло мне добиться таких результатов
7 чел. ответили - помощь родителей
10 - помощь учителя
1 чел. - занятия с репетитором
6 чел. – много занимался сам
На вопрос что помешало мне добиться более высоких результатов
16 чел. ответили – плохо слушал на уроке, не всегда выполнял домашние задания.
1 чел. - очень сложно
2 чел. – часто пропускал
Реально оценив свои результаты, проблемы учащиеся попытались прогнозировать свои оценки за 2 четверть. 80% реально наметили , 10% завысили свои возможности.
Интересными получились ответы учащихся на 7 вопрос:
Буду выполнять все задания, много заниматься, читать, слушать, не отвлекаться, повторять пройденный материал, не торопиться, проверять, не расстраивать родителей, не пропускать уроки, трудиться, трудиться и трудиться.
В конце 2 четверти дети анализируют свои анкеты №1 и результаты 2 четверти. Им предлагается ответить на вопросы анкеты №2 (см. приложение) и проанализировать анкеты №1 (увидеть проблемы, более реально оценить свои возможности). В результате проделанной работы учащиеся стали более серьезно относиться к учебе. Увидели свои проблемы и сильные стороны, пути их решения.
Позже было проведено родительское собрание , посвященное теме самоанализу. Мы выступили с результатами анкетирования. Родители проявили живой интерес к проблеме. Было предложено дома провести беседу с детьми.
Когда у ребёнка есть цель, чётко обозначены проблемы и способы их преодоления, есть уверенность в том, что решить их будет намного проще.
Данная анкета стала новым стимулом для решения вопроса « уметь учиться» , а родителям лучше узнать своих детей и вовремя оказать им помощь.