Статья
Использование технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы
Романовская Валентина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №147
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Работа в школе в качестве учителя русского языка и литературы, участие в проверке экзаменационных работ по русскому языку в форме ЕГЭ, общение с коллегами позволяет говорить о снижении интереса учеников к изучению русского языка и литературы. Соответственно снижается грамотность учеников, их общая культура. Речь у многих косноязычна, бедна. Учащиеся не могут правильно и логично выразить свою мысль. Они выбирают все чаще легкий путь в учебе - механическое заучивание, а точнее зубрежку, что снижает активность их мыслительной деятельности.
Безусловно, сознательное присвоение информации происходит тогда, когда ученик начинает самостоятельно анализировать, сомневаться, выдвигать гипотезы, опровергать их или доказывать, то есть сознательно мыслить.
Поэтому я обратилась к изучению опыта известных педагогов, пришла к выводу, что необходимо применять на уроках различные технологии, в частности технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо» может решить данную проблему.
На чем основывается данная технология?
1. Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир. Способны рассматривать серьезные вопросы, выдвигать оригинальные идеи.
2.Роль учителя - быть вдумчивым помощником, стимулируя их к познанию и помогая сформировать навыки продуктивного мышления
3.Критическое мышление формируется прежде всего в дискуссиях, письменных работах и активной работе с текстами.
4. Существует неразрывная связь между развитием критических навыков и формированием гражданского сознания.
Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики с тем, чтобы применять полученные результаты к различным вопросам и проблемам.
Критическое мышление – способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Сама технология предполагает следующее логическое построение урока:
1. Стадия вызова, в ходе которой учащимися активизируются знания, связанные с определенной темой урока( как правило это знания, полученные на предыдущих уроках, а также знания , основанные на личном жизненном опыте). В традиционном построении урока это очень близко этапу актуализации знаний.
2.Стадия осмысления, в ходе которой учащиеся знакомятся
с новой информацией (темой урока), осмысливают ее, соотнося с тем, что знают об этой теме, вычленяют принципиально новое для себя. В традиционном построении урока это близко к этапу изучения новой темы.
3. Стадия рефлексии, в ходе которой происходит систематизация узнанного на уроке, а также осмысление собственных действий. В традиционном построении урока - это подведения итогов.
Каждой из стадий соответствуют определенные методы и приемы.
Главная цель уроков литературы - воспитание вдумчивого читателя, развитие читательского вкуса, умение видеть текст и осмыслять его. Здесь наиболее эффективен прием чтение с остановками. Главным требованием данного приема считается следующее: произведение не должно быть знакомым для учащихся, обладать динамичным сюжетом, небольшим объемом. Поэтому данный прием лучше практиковать при изучении таких небольших рассказов, как « Беда» М. М. Зощенко, «Размазня» А.П.Чехова, « Легенда о Данко» М. Горького, « Кусака» Л. Андреева и др.
Достоинства данного приема трудно переоценить: ученики с удовольствием вносят предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков. Совсем не важно, что их предположения могут не подтвердиться (здесь в принципе нет правильных и неправильных ответов), но важно другое: каждый ученик вдумчиво относится к тексту, тогда оно становится ему ближе, понятнее, ему хочется читать дальше, чтобы понять ,почему именно так разворачиваются события.
Наибольшие затруднения представляет изучение объемных произведений, в этом случае данный прием используется на этапе знакомства с произведением при чтении на уроке. Например, при изучении романа Ф.М. Достоевского далеко не все учащиеся прочитывают роман до изучения, в этом случае ученики или читают произведение в кратком изложении, или пересказывают друг другу, при этом часто искажается текст.
Чтение с остановками на первом уроке позволяет вчитаться в текст. Обычно уже известно, что главный герой, Родион Раскольников, совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. На вопрос: « Почему Родион Раскольников убивает старуху?» - чаще всего отвечают: убил, чтобы забрать деньги, старуха была жадная, вредная, мучила свою сводную сестру. Появляется первая цель нашего исследования: убедить учащихся читать содержание по первоисточнику.
На стадии вызова важно определить первоначальное представление о Раскольникове, мотивах его преступления. На вопрос: « Почему Раскольников убивает старуху - процентщицу?» чаще всего ответы такие: хотел обогатиться, ведь был очень беден; не мог выкупить у нее заложенные вещи; была очень злая, все ее ненавидели.
Стадию осмысления начинаем с чтения первых двух абзацев. Первая остановка – отвечаем на вопрос: « Переживает ли Раскольников по поводу своего бедственного положения, условий, в которых ему приходится жить?». Ответы учащихся следующие: “ Да, он чувствует себя униженным», « Испытывает чувство презрения к себе» и т.д. Второй вопрос: « Почему избегает встреч с хозяйкой?» - Ответ: « Ему нечем заплатить за жилье», « Он много ей должен». Ответы записываются в тетрадь.
Чтение 3 абзаца и задание перед чтением: найти в тексте цитаты, подтверждающие или опровергающие данные предположения. Во время проверки среди прочих цитат зачитывается следующая: «Он был задавлен бедностью, Но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его» Делаем вывод : о своем бедственном положении он не думает Учащиеся приходят к выводу, что ошибались в предположениях. Читая дальше , учащиеся приходят к выводу, что ему не хочется общаться не только с хозяйкой, но и со всеми, потому что его мысли заняты чем-то далеким от этих бытовых проблем, возникает желание понять , почему же он убивает, что с ним происходит. При чтении 4 и 5 абзацев обращаем внимание на появившееся слово «ДЕЛО», ни о чем другом думать он не мог и не хотел, кроме как о каком-то ДЕЛЕ. В этих размышлениях проскальзывают мысли о себе: кто он? трус или нет? сможет ли совершить задуманное? Теперь попытаемся все систематизировать и ответить более точно на вопрос: «Что нового мы узнали о герое?» Все сформулированные выводы записываются в тетрадь.
Важно то, что ученики сами подошли к авторскому замыслу и поняли, что это возможно только при внимательном чтении авторского текста. Проведение первого урока в такой форме с применением чтения с остановками приближает учеников к авторскому замыслу, заставляет их ответить на многие вопросы, прочитать текст. Читая произведение, с первого урока учащиеся начинают избавляться от стереотипного мнения о герое: раз убил - значит ненавидел, значит хотел чем-то завладеть.
Не менее эффективными оказались такие приемы, как чтение с пометами. Интерес вызывает и написание синквейна. Создавая синквейн, ученик учится отбирать из множества слов самые точные, яркие.
При изучении жизни и творчества писателя используется прием - ТАБЛИЦА «ЗНАЛ-УЗНАЛ-ВОПРОС» при чтении статьи о жизни писателя распределяется материал по колонкам. Этот прием заставляет не формально прочитывать материал , а осмысленно.
На уроках русского языка работа по технологии» Развитие критического мышления» также должна вестись. Такие приемы, как «Мозговая атака», « Простые и проблемные вопросы», составление обобщающих таблиц, различного вида схем применимы и в старших классах, и в младших. В 7, 8 классах информация в учебнике не очень объемная, для изучения новой темы составляется список положений, которые учащиеся должны оценить по принципу «Верно - неверно», что позволяет детям разделять верную и неверную информацию среди того , что им уже известно. При изучении тем « Причастие», « Деепричастие», «Производные и непроизводные предлоги» в 7 классе эффективен прием «Диаграмма сравнений», так как предполагает при изучении новой темы на стадии вызова активизацию знаний, полученных ранее. При изучении причастия происходит сравнение с тем, что известно о глаголе и прилагательном, при изучении деепричастия - о глаголе и наречии и т.д. Таким образом, учащиеся учатся применять полученные ранее знания в незнакомой ситуации.
Вывод
Во время такой работы учащиеся вступают в активную самостоятельную деятельность, реализуют собственные интересы, способности, вырабатывают собственное мнение. Таким образом, у них развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, выдвигать и применять гипотезы. Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности критического мышления.