Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование рисуночных метафор в работе педагога-психолога

Дьякова Юлия Николаевна

 

ВВЕДЕНИЕ

 Эта технология основана на осмыслении жизненных явлений.  Она предназначена для родителей, не изучавших законов педагогики и психологии, для педагогов, желающих найти общий язык с воспитанниками и родителями, для кадет, стремящихся понять, что с ними происходит. Многое из того, что описывается в данных рекомендациях, удобно применять на тренинговых и психопрофилактических занятиях.

 Цель моя – показать как можно проще, не пользуясь сухим языком науки, некоторые процессы учения и воспитания и объяснить их закономерности. Удобнее всего использовать при этом картинки, ибо всем известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

 За каждой картинкой спрятана одна из важных проблем воспитания: развитие ребенка, здоровье, темперамент, судьба, половое воспитание, преодоление трудностей и прочее. Объясняя природные и физические закономерности того или иного явления, сравнивая их с поведением человека, участники сами приходят к пониманию поднятой проблемы. Это процесс  творческий и довольно интересный. Как правило, равнодушных при этом не бывает. Есть те, кто соглашаются, есть те, кто спорят. Этим и интересна такая работа.

2.  Описание метода.

Понимание в гуманитарной психологии выступает как научный подход, как особый метод. Понимание – это и процесс, и результат познания. Процесс понимания может разворачиваться в различных формах или моментах познания, приводящих в итоге к определенному толкованию явлений душевной жизни. В качестве конкретных форм понимания или методов описательной психологии выступают интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог и др.

 

            Метод интроспекции, или самонаблюдения, исходит из фундаментальной особенности человеческой психики – ее рефлективной природы, которая обнаруживается в непосредственной представленности субъекту его собственных психических состояний. Интроспекция есть «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. В. Дильтей отмечал, что в основе психологии всегда лежит связь душевной жизни как непосредственно и первоначально данное и эта связь может быть постигнута внутренним восприятием. Так же как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов – различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения.

 

            Трудно или невозможно представить наши собственные психологические знания без метода самонаблюдения, С.Л.Рубинштейн отмечал, что «данные сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира». Тем большее значение данные самонаблюдения имеют для психологии как науки о внутреннем мире человека. Показания самонаблюдения соотносятся человеком с внешним миром, с фактами собственного поведения, проверяются оценками других людей. В самонаблюдении мы находим мысли, образы, переживания, связывающие нас с окружающей действительностью. Интроспекция не замыкает нас во внутреннем мире сознания, а, напротив, выводит нас на внешний – природный и социальный мир.

           

 Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описание человеком самого себя в относительной целостности психических проявлений. В этом отношении самоотчет становится доступным для анализа другим.

Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму наблюдения. В отличие от объективного наблюдения, при котором отстраненный наблюдатель исследует фрагменты внешнего поведения другого, включенное наблюдение предполагает реальное участие исследователя в эксперименте, групповой дискуссии и т.п. Исследователь выступает как равный участник совместного с испытуемым действия, проявляет свои переживания, заявляет о собственных ценностях и установках. В такого рода наблюдении определенная человеческая проблема изучается целостно. Она равно затрагивает как исследуемого, так и исследователя. Собственно, во включенном наблюдении нет как такового жесткого разделения на исследователей и исследуемых. Каждый из участников групповой работы может занять позицию исследователя как относительно другого, так и относительно себя.

 

            Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности понять собеседника в сопереживании ему. Этот метод способствует установлению психологического контакта в беседе, максимальной открытости и откровенности в общении. Поэтому использование данного метода, по К. Роджерсу, «требует определенного мастерства, и эмпатическое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание»

 

            Идентификация как метод понимания другого представляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом. В отличии от эмоционального сопереживания (эмпатии), идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение. анализ. рассуждение и т.п.

 

 Диалогическая беседа в отличии от классического интервью строится на принципах равноправного и равно позиционного общения, при котором партнер по общению не воспринимается как изучаемый объект, а его познания усматривается только через понимание. В диалоге активны оба собеседника: не только ведущий беседы имеет право и возможность задавать вопросы, но такими же правами обладает и его партнер. В беседе как диалоге исследовательская задача не является преобладающей, она выступает наряду с коррекционной, педагогической и другими целями. Гуманитарное познание превращается в активный процесс диалогического общения и взаимодействия.

 

 Интерпретация внутреннего мира другого человека основана на использовании субъектом совокупности внутренних психологических средств, своего психологического опыта. Понимание чужой душевной жизни осуществляется по механизму аналогии. «Внутреннее восприятие, - писал В. Дильтей, - мы восполняем постижением других. Мы постигаем то, что внутри их. Происходит это путем духовного процесса, соответствующего заключению по аналогии». При интерпретации внутреннего мира другого человек использует многообразные сведения о внешнем поведении наблюдаемого: поступках, действиях, мимике, жестах, эмоциональных проявлениях и т. п.

 

 Использование этих методов описательной психологии позволят привлекать слушателей в деятельность, в результате которой происходит понимание проблемы. И как видно из описания методов, все они основаны на равноправии психолога (лектора) и участника беседы. С.Л.Рубинштейн писал, что для понимания многообразных психических явлений в их существенных внутренних взаимосвязях «нужно прежде всего найти ту «клеточку», или «ячейку», в которой можно вскрыть зачатки всех элементов психологии в их единстве». «…Такой клеточкой является любое действие, как… единица деятельности».

 

            Связь образов с действиями выступает по нескольким линиям, Во-первых, действия являются средствами формирования образов. Ни один образ, на чувственный, на абстрактный, не может быть получен без соответствующего действия субъекта. Образ всегда есть результат, продукт определенных действий. Восприятие как чувственный образ – результат действий восприятия, продукт «воспринимания». Понятие – продукт различных познавательных действий человека, направленных на те объекты, понятие о которых у него формируется. Во-вторых, операции составляют психологический механизм образов. Актуализация образа, восстановление его субъектом – это всегда выполнение им тех операций, которые лежат в основе образа, органически входят в него. В–третьих, использование образа в процессе решения различных задач также происходит путем включения его в то или иное действие.

 

            Поэтому, используя картинки для описания явлений психической жизни человека, я опиралась на уже имеющийся жизненный опыт каждого человека. Образ растения, реки еды, предмета воспринимается легче, потому что это осязаемо и созерцаемо для каждого человека. Проводя аналогию между знакомым предметом и явлением и воспитательной проблемой, понимание происходит быстрее и не в отдельности, а в целом – в системе со многими взаимодействующими категориями и понятиями.

3. Методические рекомендации по работе с технологией

Предлагаемый метод работы  позволяет выполнить следующие функции:

1. Он снижает уровень напряжения в группе, и дают участникам возможность более открытого общения.

2. Он помогает участникам установить контакты, создают в группе обстановку доверия и доброжелательности и улучшают взаимопонимание.

3. Он делает обсуждение более эффектным, поскольку все становятся активными участниками разговора.

 Пособие содержит в себе рисунок, краткий рассказ по картинке (курсивный шрифт) и объяснение картинки. Работа с картинками строится по следующим этапам:

1. Участникам обсуждения показывается картинка и предлагается составить рассказ по ней. Этот этап не требует спешки. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее будет составлен рассказ. Психолог должен задавать наводящие вопросы и следить за тем, чтобы в обсуждение были активно вовлечены как можно больше число участников.

2. После того, как картинка тщательно разобрана и рассказана, ведущий объявляет с чем она связана, с каким воспитательным моментом и дается ему объяснение.

3. Следующим этапом должен стать анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса. Как дело обстоит на самом деле. Практика показывает, что если участники были активны на первых двух этапах, то и на третьем они более активны, чем на традиционных лекциях. Меньше тревожности, скованности.

4. Завершающий этап – выработка возможных форм поведения и коррекции  отношений. Данный метод  очень эффективен и в работе со старшеклассниками и с педагогами. Рисунки можно использовать комплексно, обобщив по темам, а можно и отдельно. На основе даже одного рисунка можно простроить целое занятие или тренинг.

 Последовательность предлагаемых картинок обусловлено тем как ребенок взрослеет, и какие воспитательные моменты соответствуют данному периоду. Целесообразно начинать работу с картинки «Роза». Она показывает природу внутреннего мира ребенка, необходимость бережного отношения к нему. Проблемы обучения и воспитания ребенка рассматриваются с помощью картинок: «движение автомобилей», «шар на наклонной плоскости», «лестница с перилами», «губка», «цветок», «вхождение в холодную реку».

 Подростковый возраст обычно вызывает у взрослых массу проблем и трудностей. Здесь уместны такие картинки как «устье реки», «птицы», «термометр», «рыба на блюде», «подарочные коробки», «колос».

 Вопросы преодоления жизненных трудностей рассматриваются с помощью картинок «забор», «мяч», «оса в комнате», «автомобиль», «растение – сорняк», «взаимосовмещенные сосуды».

Применение данного метода подачи информации строится на специфических принципах:

1. ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники оказываются вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проигрывает, и девяносто того, что делает сам.

2. ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ПОЗИЦИИ. Исходя из этого принципа, педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и апробировать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.

3. ПРИНЦИП ПАРТНЕРСКОГО (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТОНОГО) ОБЩЕНИЯ. Партнерским, или субъект - субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а так же их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.

3. Несколько рассказов о …

или философский взгляд на некоторые проблемы воспитания

 Вхождение в холодную реку – адаптация (Рис)

Человек входит в воду. Почему у него появилось это желание? Может он получил достаточное количество тепла на берегу, и теперь решил охладиться, может ему просто необходимо перейти на другой берег. В любом случае, у человека появилась потребность оказаться в новых условиях, а причин для этого может быть много – собственное желание, необходимость и пр. Что испытывает человек, только что вошедший в воду? Сначала тревога, может даже и страх, затем неудобство от резкой смены температуры, затем постепенное привыкание и после уже не хочется выходить из воды, так она приятна и соответствует ожиданиям.

 Когда человек оказывается в новой жизненной ситуации, происходит нечто похожее. Если сельский житель решает переехать в город, сначала будет тревога, затем неудобства от большого количества людей, от шума и пр. Ему понадобится не менее трех недель для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях. Для каждого человека срок привыкания индивидуален. Кому-то достаточно трех недель, а кому-то необходимо гораздо больше времени. Те же закономерности существуют при переходе из детского сада в школу, из начального в среднее звено, из школы в профессиональные учебные заведения. Что необходимо, чтобы человек лучше адаптировался? Прежде всего, человек должен знать, что его ожидает и быть к этому внутренне настроенным.

Автомобиль – самоуправление,саморегуляция. Любой механизм имеет рабочее устройство и устройство управления. Для того, чтобы автомобиль двигался, водитель управляет скоростью, направлением, состоянием, степенью комфортности. В тоже время и сам автомобиль по типу обратной связи дает водителю информацию о своей скорости, направлении, исправности. Чтобы куда-либо доехать водитель должен иметь цель, спланировать свои действия, совершить эти действия и проконтролировать их выполнение. Если на пути следования водитель почувствовал какую-то неполадку, скорее всего, он не поедет дальше, а остановится, откроет капот и попробует найти причину неполадки. Бить при этом машину по стеклам или наоборот гладить ее, не пытаясь исправить неполадку, толку не даст. Рано или поздно неустраненная причина вновь даст о себе знать.

 Человек представляет собой тот же механизм. Отличие от автомобиля лишь в том, что рабочая система и система управления объединены в одно целое. Управление происходит с помощью сознания. Оно «слушает» состояние организма, его возможности, а организм дает обратную информацию о себе. К сожалению, когда человек чувствует, что что-то с ним происходит не так, что-то не получается, он чувствует дискомфорт, раздражение, не всегда он может остановиться и поискать причины своих неудач, а продолжает «движение». При этом может еще либо «гладить» себя, убеждая в том, что он самых хороший, самый замечательный, а вокруг все такие нехорошие, только и делают, что его обижают. А может и наоборот – «бить свои стекла», занимаясь самобичеванием, твердить себе и другим, что он самый плохой, самый несчастный. Найти причину неудачи можно только спокойно проанализировав каждую свою «деталь», каждый свой шаг, каждое действие

 Птицы – темпераменты.(Рис)

 Птицы бывают разными по внешнему виду, по поведению, по способу существования. На этой картинке четыре птицы. Ласточка – вечно неугомонная, постоянно в движении, в действии. Ей не составляет особого труда каждый год улетать в далекие края и возвращаться домой. Воробей – тоже постоянно в движении, в поиске пропитания, но при этом более осторожный и не такой рискованный, чем ласточка. Голубь – спокойный, «домашний», гордый, незлобный. Особо инициативу не проявляет, питается в основном тем, что подадут. Сова – очень спокойная, ведет размеренный образ жизни, не делает лишних движений, старается ничем себя не выдавать, все действия тщательно продуманы и взвешены. И при этом считается мудрой птицей. Какая из этих птиц лучше, какая хуже – сказать трудно. У каждой есть свои достоинства и свои недостатки.

Устье большой реки – подростковый возраст.(Рис)

 Всякий ручеек, как правило, впадает большую реку. Вода в ручейке такая веселая, такая чистая, такая беззаботная. Но там, где происходит в падание в большую реку, все кажется таким манящим и в тоже время таким пугающим. Вода в реке то бурная, то спокойная, то натыкаешься на камни, то запутываешься в густых водорослях. И иногда так хочется вернуться обратно, но это невозможно. В том месте, где встречаются две воды всегда бывает не спокойно, всегда происходит бурление. Что ожидает маленького ручейка в больших водах, как его там встретят?

 Подростковый возраст – это стремление человека побыстрее войти во взрослую жизнь, оставаясь еще во власти детства и постоянного контроля родителей и учителей. Человек требует к себе отношения как ко взрослому, при этом не понимая, как он должен себя вести. И часто оказывается очень податлив более сильному влиянию. Процесс «впадения» во взрослую жизнь может оказаться болезненным и очень бурным. Всегда при этом есть чувство растерянности, непонимания, опасности. И то, как пройдет этот неизбежный процесс во многом зависит от того, какие взрослые (какие воды) подхватят на этом этапе этот ручеек. Но процесс этот неизбежен.

 Людей, как и этих птиц, отличает особенности темперамента, которым владеет человек. Одни очень активны, импульсивны как ласточки (холерики), другие - со средней активностью как воробьи (сангвиники), третьи – более спокойны, уравновешены как голуби (флегматики), четвертые – несколько медлительны, расчетливы как совы (меланхолики). Но в большинстве случаев встречается смешение нескольких типов темперамента. При этом ни в коей мере не снижается ценность и значимость данного человека.

Качели – внутриличностный конфликт.(Рис)

 Согласно теории З. Фрейда и Э. Берна, человек конфликтен по своей природе. Внутри самой личности сосуществует множество так называемых субличностей, я – образов, которые характеризуют личность с разных сторон и относятся к проявлениям личности в разных отраслях. Среди прочих в нас существуют конфликтующие «тройки» субличностей. Одну из таких составляют:

«Оно» (по З. Фрейду, «ид» или «ребенок» у Э.Берна) – существо игривое, творческое, живущее настоящим моментом; это вечный искатель и пропагандист блаженства и счастья.

«Сверх - Я» (или супер - эго,  совесть, родитель) – строгий господин; носитель приказаний, запретов, моральных ценностей, в том числе и заблуждений. Это некий сыч, неустанно грозящий пальцем и предупреждающий, что если «оно» будет все делать по-своему, то это никогда добром не кончится.

«Я» (эго, взрослый) летает между ними, как пчелка, и пытается разумно уравнять их позиции. Так чтобы и совесть получила свое. И ид не остался с носом, и одновременно все было бы в порядке во внешнем мире. У «Я» не легкая роль.

Всех их можно представить на одной качели, где «я – ребенок» находится на одной стороне,  «я – родитель» на другой, а «я – взрослый» находится между ними. Он постоянно перетягивает качели то в одну сторону, то в другую. И в зависимости от этого, человек ведет себя определенным образом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Представленные рассказы о некоторых моментах воспитания могут быть использованы как в системе, так и отдельными элементами занятия. Практика показывает, что такая форма работы повышает интерес и у детей, и у педагогов. Они перестают быть простыми слушателями, а становятся активными участниками обсуждения, дискуссий, поиска решений по выдвинутой проблеме. Организатор является лишь направляющим разговора.

Как правило, итогом обсуждения не бывает простое перекидывание ответственности, а каждый субъект воспитательного процесса определяет свою роль в данном вопросе. При этом меняется отношение воспитателей как к психологу, так и к психологическому консультированию. Психолог перестает быть в глазах всех как «маг с волшебной палочкой», от которого ждут моментального чуда. Становится понятно, что для того, чтобы исправить положение, необходимы усилия многих взрослых.

Предлагаемые картинки успешно используются и в беседах с учащимися. Как правило, педагогам бывает очень сложно объяснить старшекласснику особенности его возраста. Учащиеся не всегда понимают смысл психологических терминов, которых в изобилии в психологической науке. Объяснение через образы доступнее и, самое главное, интереснее. «То, что могло часами толковаться на птичьем научном языке, стало видеться сразу: зримо и внятно» - писал Николай Козлов.

Список использованной литературы.

 1. Козлов Н. Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Новая школа, 1996 г.

 2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-пресс, 1995 г.

 3. Соловьева Н.Н. основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. – М: Издательство АПК и ПРО, 2001 г.

 4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 г.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»