Инновационные технологии и активные методы обучения
Трубицына Елена Александровна,
учитель математики ГБОУ Петергофская
гимназия императора Александра II Санкт-Петербурга
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которые направлены, главным образом, на организацию учащихся для самостоятельного получения знаний, освоения умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности.учитель математики ГБОУ Петергофская
гимназия императора Александра II Санкт-Петербурга
Активные методы способствуют развитию мышления, познавательных
интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования.
Особенности активных методов обучения (АМО)
1. Вынужденная активность учащихся: получив определенное задание
или установку на решение той или иной проблемы, выдвинутой преподавателем, в работе принимают участие учащиеся всей группы.
2. Постоянное взаимодействие учащихся и преподавателя с помощью
прямых и обратных связей и учащихся между собой.
3. Необходимость самостоятельной творческой выработки решений учащимися 4. Повышенная степень мотивации, эмоциональности и творчества.
Результаты использования АМО:
1. Материал усваивается на 90%.
2. Время изучения учебного материала уменьшается на 30–90%.
3. Активизируется учебный процесс, он делается творческим, увеличивается заинтересованность учащихся.
Методы активного обучения
Игровые методы Неигровые методы: проблемная лекция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; исследовательский метод; самостоятельная работа с обучающей программой; поисковая лабораторная работа; самостоятельная работа с книгой, справочником; анализ ситуации; конференции и др. деловые игры; и др.
Как указывает А.А. Вербицкий, диалогическое включение преподавателя в общение с учащимися происходит при наличии следующих условий:
– преподаватель – не законодатель, а собеседник, который делится своим
личным знанием;
– преподаватель признаёт право учащихся на собственное суждение и за-
интересован в нём;
– новое знание выглядит истинным не только в силу авторитета преподавателя, ученого или автора учебника, но и в силу доказательства его истинности системой рассуждений;
– обсуждение разных точек зрения, воспроизводство логики развития
науки;
– преподаватель выдвигает проблему, ставит проблемные вопросы и отвечает на них, в результате чего у студентов появляются так называемые микроинсайты (микроозарения).
Innovative technologies and active training methods
Active training assumes use of such system of methods,
which are directed, mainly, to the organization of pupils for independent knowledge acquisition, development of skills in the course of vigorous cognitive and practical activities.
Active methods promote development of thinking, informative
interests and capabilities, to forming of skills of self-education.
Features of the active training methods (ATM)
1. Forced activity of pupils: having received a certain task
or installation on the solution of this or that problem pushed by the teacher pupils of all group take part in work.
2. Fixed interaction of pupils and the teacher with the help
straight lines and feedback and pupils among themselves.
3. Need of independent creative development of decisions by pupils 4. The raised degree of motivation, emotionality and creativity.
Results of use of AMO:
1. Material is acquired for 90%.
2. Time of studying of a training material decreases by 30–90%.
3. Educational process becomes more active, it becomes creative, interest of pupils increases.
Methods of active training
Game methods Not game methods: problem lecture; heuristic conversation; educational discussion; research method; independent work with the training program; search laboratory work; independent work with the book, reference book; analysis of a situation; conferences, etc. business games; etc.
As A.A. Verbitsky specifies, dialogical inclusion of the teacher in communication with pupils happens in the presence of the following conditions:
– the teacher – not the legislator, but the interlocutor who shares the
personal knowledge;
– the teacher recognizes the right of pupils to own judgment and for -
it is interested in it;
– the new knowledge looks true not only owing to the authority of the teacher, the scientist or the author of the textbook, but also owing to the proof of its validity system of reasonings;
– discussion of the different points of view, reproduction of logic of development
sciences;
– the teacher pushes a problem, puts problematic issues and answers them therefore students have so-called mikroinsayta (microinspirations).
Литература
Современные технологии обучения [текст]: Метод, пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой,Т.Ю. Аветовой, Л.И. Косовой. СПб.: Полиграф-С, 2002.
Суханова Е.А. Инновационные образовательные технологии: теория
и практика [текст] / Е.А. Суханова и др. Томск: UFO-Plus, 2008.