Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Метапредметы как средство формирования
рефлексивного мышления у школьников

Манасян Григорий Ервандович,
учитель математики
ГБОУ школы №20 Санкт-Петербурга

 

 

«Голова, наполненная отрывочными,
бессвязными знаниями, похожа
на кладовую, в которой все в беспорядке
  и где сам хозяин ничего не отыщет…»

 К.Д. Ушинский

В современном образовании метапредметности уделяется очень большое внимание.  Это связано в первую очередь с переходом современного образования на новый образовательный стандарт.

Все чаще говорится о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей разрозненности знаний к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.  Метапредметность как принцип интеграции содержания образования формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

Опытным педагогам, имеющим свой стиль работы и выработавшим уже свою методику преподавания удивить очень сложно. Поэтому можно построить свои уроки  на основе нового подхода – метапредмета. Приставка «МЕТА» означает «НАД» или «ЗА». Таким образом, образовательные технологии метапредмет – это технологии, применяемые или «над» или «за» рамками ученых предметов.

Сегодня мало иметь диплом об окончании одного вуза. Если хочешь быть конкурентоспособным и востребованным, лучше иметь несколько дипломов. Профессионалы XXI-го века – это специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественнонаучным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами. Это те – кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении очень сложных комплексных проблем и может без труда профессионально двигаться в разных полях практики.

XXI-й век – это век рефлексивных  форм  знания.  Это – время, когда мало быть «погруженным в «свой» предмет», но необходимо знать особенности  его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. И здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему  разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. С этой проблемой, безусловно, сталкивались и Вы. Отпуская ученика в другой кабинет на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, или развитие способности воображения, или развитие способности самоопределения и т.д. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого. Или как он будет работать с моделями  – так же, как на нашем предмете или как-то по-другому? А как мы, кстати, делаем это сами? Если честно? Очень часто – никак. И если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не получит от нас ясного ответа.

Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Мы считаем, что главное – это хорошо знать свою область предметного знания и поменьше «тыркаться» в чужую. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественнонаучных дисциплин. Но и преподаватели, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов.

Метапредметы — это предметы, отличные от предметов традиционного цикла.Выдающийся российский психолог В.В.Давыдов сказал: «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить - причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разные имущественные и социальные положения семей, а также наследственных задатков детей».

В рамках имеющихся предметных форм обучения применять практику мышления во всей своей теоретической полноте невозможно. Поэтому и были разработаны и созданы метапредметы.

Метапредметысоединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом по какому-либо предмету (физики, химии, биологии, истории и т. д.), запоминает важнейшие определения понятий. На уроках, где используются метапредметы, другой подход. Ученик не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное до него, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Но это только первый уровень работы ученика.

Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, литературы и химии), ученик делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал процесс открытия того или другого понятия (из биологии или из химии, из истории или из физики). И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления. В данном случае — знания.

Метапредметы— это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

В форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии:

1) с логикой развития базовой организации деятельности и мыслительной деятельности (знания, знака, проблемы, задачи и др.), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов — метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача»);

2) также обычный учебный материал преподается в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью мышления.

Например, в рамках метапредмета«Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. Мышление, как известно, осуществляется на схемах. Но схему того объекта построить непросто. Далеко не всякое графическое изображение или рисунок является схемой. Это работа в дальнейшем позволяет учащимся более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов. Например, на истории — различные таблицы с данными; на химии — формулы химических соединений и записи химических реакций; на физике — формулы и чертежи изучаемых процессов;  на геометрии — чертежи фигур и сами фигуры; и т. д.

За этими разными графическими изображениями они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.

В рамках другого метапредмета— «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), способность строить идеализации. Идеализация — это такая идеальная конструкция, которая лежит в основе понятия. Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания, и в рамках данного метапредмета дети их также осваивают. Одна из них — техника «знающего незнания». Осваивая ее, школьники учатся выделять зону незнания в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска, — это, как в свое время показал философ Николай Кузанский, решить полдела. Прежде всего, потому, что можно научиться управлять процессом познания. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.

Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. Именно в этих проблемах-воронках — тот импульс развития, который учащиеся могут получить на всю жизнь. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести позиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания шагов своей деятельности по достижению цели. В рамках этого метапредмета учащиеся осваивают процесс постановки задач, поиска и рефлексии средств их решения, осваивают технику перевода проблем в задачи и т. д.

Если на обычных уроках превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредметах — процесс осуществления мышления, свободного мыслительного дела-действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью — и учениками, и учителями.

Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»