Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Технология обучения иноязычному говорению
на основе вербально - схематических опор

Пастущина Ольга Петровна,
преподаватель английского языка
Кронштадтского морского кадетского военного корпуса

В рамках коммуникативного обучения основное значение уделяется развитию у учащихся умений письменной и устной речи на иностранном языке. Высоко ценятся способности рассуждения, высказывания своего отношения по какой-либо проблеме; всё большее распространение получают методические приёмы, направленные именно на организацию общения учащихся друг с другом и с учителем в учебном процессе.

Предлагая учащемуся высказаться по определённой теме, проблеме, учитель задаёт наводящие вопросы, помогая и стимулируя, как кажется учителю, его к говорению. Возможно, учащийся сказал бы совсем другое, если бы ему предоставили такую возможность.В других случаях учитель пытается предоставить учащимся полную свободу в их высказываниях (без соответствующей подготовки), предполагая, что у них уже есть база для говорения по данной теме. Но, как правило, затрагиваемые учебные темы обширны по своей сути, и рассмотреть все их аспекты в узких временных рамках урока просто невозможно. 

В обоих случаях при предоставлении полной самостоятельности (без должной подготовки учащихся к данной самостоятельности), при «навязывании» помощи - ученики оказываются неспособными ориентироваться в теме, выделять главное для себя, творчески подходить к решению проблем, находить оригинальные идеи.

Заданные извне проблемы, темы служат, лишь ориентирами для человека, раскрытие же самой темы, поиск идей по решению тех или иных проблем - процесс индивидуальный, личностный.

Одним из важнейших моментов при раскрытии проблемы, темы является поиск идеи, которая затем будет разворачиваться. При поиске идей мы не задумываемся ещё о построении текста, структуре рассказа, стиле, орфографии. Ассоциации идут свободным потоком, превращаются в ключевые слова, намечаются первые взаимосвязи. В ассоциациях раскрывается тема, история. Только после этого формируется предложение, структурируется текст. Решающим может являться выбор основного слова, оно должно быть образным, соответствовать настроению, состоянию, интересам и возможностям говорящего или пишущего и служить стимулом для последующей коммуникативной деятельности. В методике существуют технологии по поиску и структурированию идей, способствующие развитию у учащихся самостоятельности мышления, творческих способностей, а, следовательно, повышению мотивации, интереса к собственным размышлениям, высказываниям, стимулирующие реальное общение.

На основе анализа методической литературы по вопросам использования наглядности в практике обучения иностранного языка, выделяют следующие виды вербально - схематических опоры:

1.               денотатная карта

2.               «идейная сетка» или «карта памяти»(Мind–Мap)

3.               Семантические карты

4.               Семантические «решетки»

5.               Коллаж

Охарактеризуем каждый из видов вербально - схематических опор.

1) Денотатная картапредусматривает графическое изображение содержания текстов, которые структурируются по уровням:

- основная мысль текста,

- мысли по абзацам,

- факты, подтверждающие мысль абзаца.

Она позволяет улучшить понимание содержания текста, формировать способы и приемы усвоения языкового материала, передавать в устной форме содержание прочитанного текста со зрительными опорами.

Текст может быть структурирован в виде таблицы.

Ученики на уроках английского языка овладевают различными способами пересказа текста, учатся структурировать текст в зависимости от его содержания, успешно пользуются зрительными опорами при пересказе содержания текста. Кроме того, способы и приемы познавательной активности могут быть использованы при работе с текстом на других учебных предметах (истории, географии и др.).

2)«Идейная сетка» (Mind-Map) является рабочим, мыслительным, креативным инструментом. Она подходит в качестве опор как для собирания и упорядочивания мыслей, так и для планирования, развития ассоциативного мышления, решения проблем, постановки вопросов.

Данный метод позволяют графически представить собственные мыслительные процессы и их результаты, что способствует их упорядочиванию, структурированию и редактированию.

Метод Mind-Map («карта памяти»), разработанный Т. Бузан, является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Тема должна находиться непосредственно в центре страницы и оказываться в любой момент в центре зрения.

Достоинствами использования метода визуализации мыслей являются следующие:

- чётко обозначена главная идея;

- легко распознаются и становятся очевидными взаимосвязи многих понятий, элементов;

- развивается ассоциативное мышление, повторение происходит быстрее и эффективнее:

- карта может быть дополнена, отредактирована позднее;

- карты легко восстанавливаются при воспоминании.

Mind-Map является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Если ученики научатся представлять тему с помощью Мind-Мap, они и в дальнейшем будут охотно использовать этот метод, который выражает их индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления их креативных способностей.

Существует достаточно много примеров вариативной работы с «Идейной сеткой», возможности использования данного метода многогранны, например, при систематизации, повторении материала, при работе с текстом, при повторении в начале урока, при введении в тему, при сборе необходимого языкового материала для обсуждения темы, дискуссии, составления диалогов, интервью, а также при контроле.

3)Семантические карты способствуют осуществлению принципа интеграции знаний в процессе обучения иноязычной лексике. Так, знакомство с новой лексикой по определенной теме начинается с повторения уже известных слов. Учитель записывает тему в центре доски, и просит учащихся вспомнить слова по данной теме и записать их в тетрадь. Затем учитель записывает все предложенные учащимися слова на доске. Следующим шагом является классификация предложенных учащимися слов. Опираясь на помощь учащихся в выборе подгрупп или подклассов слов, учитель составляет семантическую карту. После составления карты учитель способен оценить уже имеющиеся знания своих учеников по заданной теме. Исходя из этого, он предлагает учащимся внести в карту новые лексические единицы.

4) Семантические "решетки"можно использовать для полного осмысления слов на этапе семантизации и их первичного закрепления.

5)Необычайно интересным представляется использование в качестве комбинированной опоры коллажа. Коллаж способен привлечь внимание к объекту (и компонентам, его составляющим) для рассмотрения названного объекта с различных сторон. Особенно широки возможности применения данного приема при ознакомлении с текстами страноведческого характера. По форме и содержанию коллаж - это средство зрительной наглядности, представляющее собой образное, схематически фиксированное с помощью языковых и экстралингвистических средств отображение некоторой части предметного содержания, объединенного ключевым ядерным понятием. Вокруг ключевого понятия группируется разноплановая, разноуровневая, сопроводительная информация, например, названия текстов, рисунки, фотоматериалы, слова, фразы, предложения, грамматические категории и т. д. Коллаж с помощью закодированной в нем информации направлен на возникновение у учащихся всего комплекса ассоциаций, связанных с тем или иным ядерным понятием. Связь между ядром и другими компонентами обозначается стрелками, цветом, цифрами.

Коллаж может представлять собой фабулу текста, ход событий или смысловую опору для пересказа. Прием коллажирования позволяет соединить вербальную, графическую и изобразительную наглядность, глубже проникнуть в тему, развивает творческое мышление, не давая готового содержания высказывания, но предлагая возможность планировать содержание высказывания самостоятельно. За счет комбинирования различных цветов и насыщенности тона можно подчеркнуть значимость одних компонентов над другими и показать их тематические связи. Неожиданные сочетания коллажа вызывают различные ассоциации у каждого отдельного обучаемого, что способствует значительной доли само­стоятельности и независимости суждений.

Графические опоры как один из видов наглядности обладают рядом неоспоримых достоинств для организации самостоятельной работы по обучению иноязычной лексике.

Во-первых, благодаря возникновению комплексного восприятия слова в единстве зрительных, слуховых и речедвигательных ощущений, запоминание происходит быстрее и прочнее.

Во-вторых, чувственно-наглядное преподнесение материала обучения в значительной степени мобилизует психическую активность учащихся, а именно: вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объем усваиваемого материала, снимает утомление.

В-третьих, развивается творческое мышление, тренируется творческое воображение, облегчается весь процесс учения, повышается мотивация обучения иностранному языку.

Необходимо отметить, что составление различных карт и таблиц не является самоцелью, основной частью урока. Данные карты рассматриваются лишь как вспомогательные средства для активизации фоновых знаний учащихся, их креативности, самостоятельности и при последующей работе на уроке. 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»