Индивидуальный образовательный маршрут
в системе дополнительного образования детей
Аврамова Алеся Владимировна,
педагог-организатор ГБОУ СОШ №134 СПб.
Понятие «индивидуальная траектория образования личности» появилось сравнительно недавно. Но в общеобразовательной школе обучение по индивидуальным образовательным программам в настоящий момент является актуальной задачей, поскольку именно оно лежит в основе концепции профильного образования. Использование индивидуального учебного плана позволяет реализовать различные образовательные потребности обучающихся.
Индивидуальная образовательная программа выполняет нормативную, информационную, мотивационную, организационную функции и функцию самоопределения, которая является ведущей.
"Отличительность сети учреждений дополнительного образования детей от других образовательных учреждений заключается в том, что мы проходим с ребенком другой образовательный путь. Мы не только даем ему поддерживающую информацию, главное - мы включаем его в деятельность. Когда ребенок осваивает ту или иную область человеческой деятельности, человеческого знания, приобретает умения и навыки, вглядывается в мастерство своих рук, в совершенство своего педагога, тогда ребенок имеет возможность выбирать и свой выбор осваивать. Право на выбор реализовано в дополнительном образовании от самых истоков, рождающих эту подсистему образования " [4, с. 98].
Сложившаяся в России система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся. В дополнительном образовании возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня интеллектуального развития детей. Максимальное использование технологий личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений.
В связи с вышесказанным создание индивидуального образовательного маршрута, на мой взгляд, имеет большое значение в системе дополнительного образования детей. Даже небольшая группа детей приходящих на занятия имеет совершенно разный уровень подготовки. И если не подобрать им различные образовательные маршруты, то в конечном итоге кто-то отстанет от одноклассников и потеряет интерес к данному виду деятельности. В выборе необходимо прислушиваться к самому ребенку, предлагаемые ему на наш взгляд интересные идеи, могут вызвать у него трудности, неприятие, а если только подтолкнуть его, дать ему возможность самому выбрать наиболее интересный для него путь приобретения знаний, это не замедлит дать хорошие результаты. Работа эта трудна и для педагога и для самого обучаемого, требует от обоих взаимного доверия и большего труда, но дополнительное образование должно дать возможность решить поставленные цели.
Одним из вариантов такой программы могла бы стать образовательная программа по компьютерному дизайну. Программа может содержать одно направление, но в зависимости от возраста усложняться. Например, в 5 классе изучаем простые программы, такие как стандартная программа Paint, затем усложняем до Adobe Photoshop.
Современным детям недостаточно просто сканировать, фотографировать или перехватывать изображения, им интересно их создавать. Для этого и существует специальный класс программ, которые называют графическими редакторами. Графические редакторы делятся на классы. Одни удобны для создания простейших штриховых изображений, другие позволяют имитировать разнообразные инструменты художника (кисти, перья, карандаши, фломастеры, распылители и прочее).
Несмотря на огромное многообразие доступных графических редакторов, все они имеют много общих черт. Общими являются элементы экранного интерфейса, приемы использования графических инструментов и методы загрузки и сохранения данных. За единство приемов и методов работы с разнообразными программами отвечает операционная система. Благодаря этому мы можем освоить работу, с каким- либо простейшим программным продуктом и в дальнейшем использовать полученные навыки при изучении конкретных программ. Постепенно накапливая знания, начинающий пользователь становится мастером, а потом экспертом.
И, что важно ребенок имеет возможность сам поставить перед собой цель и нам надо лишь подсказать направление, в котором он должен идти, научить его делать то, что ему интересно. Например, большой восторг у моих ребят получило предложение создавать коллажи. А для того чтобы все дети смогли справиться с этой задачей я записываю фильмы с инструкциями и публикую их на своем блоге.
Посмотрите, что получилось и это только первые работы.
Полученные знания и практические навыки, в дальнейшем обучающиеся могут самостоятельно применять в различных областях современной деятельности: фотографии, компьютерном дизайне.
Литература
1. Пономарёва О. Н. Повышение квалификации учителей: проблемы и пути решения в российском образовании // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 957-960.
2. Буйлова Л.Н. Современные проблемы развития дополнительного образования детей в контексте идей непрерывного образования// Московский институт открытого образования. 2001., с. 34.
3. Пискунова Е.В. Технология построения индивидуального образовательного маршрута школьника как средство формирования готовности к жизненному самоопределению.// Обновление школьных технологий образования. - СПб, 2000.
4. Журкина А. Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования : учебник для вузов /А. Я. Журкина. - М. : ИНФРА-М, 2008. – 84 с.