Использование теории множественного интеллекта
и типов темперамента обучающихся как средств
индивидуализации процесса обучения
Худякова Татьяна Николаевна
T.N. Khudiakova
The use of Theory of Multiple Intelligences and students’ temperaments as means of individualization of the learning process
Аннотация. В статье рассматриваются способы индивидуализации процесса обучения при реализации Федерального государственного стандарта с учётом интеллектуальных профилей и психофизиологических особенностей учащихся.
Abstract.This article discusses ways of individualization of the learning process in the implementation of the Federal state educational standard, taking into account Theory of Multiple Intelligences and students’ temperaments.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, индивидуализация образовательного процесса, Федеральный государственный образовательный стандарт, теория множественного интеллекта, темперамент.
Key words: system-activity approach,individualization of the educational process, the Federal state educational standard, Theory of Multiple Intelligences, temperament.
Эффективность и результативность обучения любого предмета является приоритетной задачей для участников образовательного процесса: учителей, учеников и их родителей. Часто возникают вопросы: почему одни ученики более успешны и мотивированы, а другие сталкиваются с проблемами во время обучения, теряют всякий интерес и не совершают должного прогресса? Цель данной статьи – исследовать теории и подходы в области дидактики, учитывающие личностные и психофизиологические потребности обучающихся, соотнести их с современными требованиями Федерального государственного стандарта и в попытке найти пути и средства дифференциации и индивидуализации учебной деятельности с целью повышения качества образования.
В основе Федерального образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала. При этом должны быть созданы благоприятные условия для разноуровневой подготовки обучающихся. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории, при условии гарантированного достижения обязательного минимума. Один из дидактических принципов данного подхода – это принцип минимакса. Принцип минимакса заключается в том, что школа должна предложить каждому обучающемуся образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Теперь попытаемся найти пути обеспечения результативности и эффективности получения знаний согласно «Теории множественного интеллекта» Говарда Гарднера, очень популярной в зарубежной педагогике. В 1983 году в США вышла книга психолога Говарда Гарднера «Структура разума» (Howard Gardner, Frames of Mind ), в которой он выделил 7 видов интеллекта: лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, межличностный, внутриличностный.
1. Лингвистический – способность к овладению и успешному использованию устной и письменной форм языка.
2. Логико-математический – способность анализировать, решать задачи, мыслить логически. Выполнять математические операции, проводить научные исследования.
3. Музыкальный – способность не только сочинять и исполнять произведения в разной тональности, ритме и тембре, но также и воспринимать их. Этот вид интеллекта может быть связан с другими видами интеллекта – такими, как языковой, пространственный и телесно-кинестетический.
4. Пространственный – способность точно воспринимать зрительные объекты, трансформировать их и модифицировать, даже в отсутствии физических стимулов.
5. Телесно-кинестетический – совершенное владение телом и искусное манипулирование предметами.
6. Внутриличностный– умелое распознавание своих собственных чувств и настроений.
7. Межличностный – умелое распознавание чувств, настроения, душевных состояний других людей, а также использование этой информации для управлением поведением.
Все виды интеллектов равноценны, каждый представляет собой особый способ взаимодействия с окружающей действительностью, и оценивание одних интеллектов вышедругих - это исключительно культурная традиция. Гарднер выделяет три значения слова "интеллект": 1) отличительная черта всех человеческих существ, каждый из нас обладает этими семью или более интеллектами; 2) качество, на основе которого люди отличаются друг от друга, никакие два человека не обладают абсолютно одинаковыми интеллектуальными профилями; 3) способ выполнения человеком определенной задачи с учётом свох интересов.
Если человек задумывается над тем, каковы его цели при получении образования, тогда ему может очень пригодится теория множественного интеллекта, особенно если он заинтересован в изучении ряда дисциплин. В таком случае он может активировать все семь интеллектов для достижения высокой цели. В современном мире главным образом ценятся логико-математические знания и некоторые виды лингвистических способностей. Значение межличностных знаний, по мнению Гарднера, значительно снижается, их даже могут затмевать внутриличностные. "Создавать прочные связи с одним наставником, умение хорошо ладить с людьми, понимать их сигналы и правильно на них реагировать в настоящее время не так важно, как несколько веков назад. Теперь скорее внутриличностные навыки преобретают все большее значение, поскольку человек должен оценивать собственные чувства и планировать будущее направление учёбы, да и всей дальнейшей жизни". [1, с.629 ]Меньшее значение имеют и лингвистические способности: при такой доступности информации важно уметь быстро читать и правильно делать записи, а умение заучивать наизусть не играет никакой роли. Скорее, на первый план выступила комбинация лингвистических и логических навыков, поскольку от ученика ожидают, что он сможет абстрагироваться от текста, синтезировать и высказать своё суждение о нём. Здесь речь идёт о формировании системного мышления. "Системное мышление рассматривается нами как способность определить место проблемы в общем контексте и выбрать различные способы её решения, предоставить исследуемый оъект (проблему) в виде системы, видеть её в целостности, а также применять методы анализа и синтеза к её исследованию". [3, с.90] Остальные интеллектуальные способности большей частью остаются для внеурочных занятий и дополнительных занятий в свободное время. Необходимо учитывать с какой целью человек получает образование, а также его интеллектуальный профиль. Должно быть сформировано стратегическое решение: отталкивается ли человек от своих сильных сторон, стремится ли совершенствовать слабые или пытается двигаться в обоих направлениях. Конечно, такое решение должно соответствовать имеющимся ресурсам и общим целям как для общества, так и для индивида. Наметив развитие более одной способности, нужно принять более конкретное решение.
Современный педагог, должен определить какие средства мобилизовать, чтобы помочь обучающемуся получить желаемый уровень знаний и навыков. Если человек обладает талантом, можно рекомендовать ему работу с узким специалистом в определенной области. Необходимо обеспечить ученика материалом, который он может исследовать или с помощью которого может совершенствоваться самостоятельно. Если способности ученика средние или наблюдаются явные патологии, вероятно, в таком случае нужно разработать вспомогательные средства, с помощью которых он сможет развивать имеющиеся у него интеллектуальные способности и, насколько возможно, компенсировать интеллектуальные недостатки.«В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношении к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию». [2, с.37-38]
Идея адаптировать предметы и метод преподавания к интересам отдельного человека прослеживались в системе образования очень давно. Попытки соотнести индивидуальные особенности с правильно подобранными для данного человека методом обучения отмечались в дореволюционной России. Так архиепископ Тверской Фаддей, один из основоположников православной педагогики, в своём труде "Записки по дидактике" рекомендовал обучать детей с учетом их темпераментов.
Темперамент - устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека, и проявляется в поведении человека (характера), в степени его жизненной активности.
Сангвиник отличается от других детей тем, что он легко и быстро воспринимает, замечает и быстро соображает, если ему объясняют что-нибудь наглядно. Он отличается любознательностью и предприимчивостью. Но, как скоро увлекается, так же скоро и теряет интерес, легкомысленен и непостоянен. Быстро начинает чувствовать скуку и, если урок ему не интересен, прежде всех нарушает дисциплину. Поэтому сангвинику нужно давать интересное для него задание, почаще спрашивать.
Меланхолик воспринимает материал медленно, но глубоко. "Что затронуло его, то затронуло самые внутренние движения его души, и поэтому добрые впечатления, если они подействовали на него, могут сделаться самыми прочными". [4, с.39] Меланхолики нуждаются в эмоциональной поддержке и позитивной оценке. В отношении их не допустимы резкость, повышенный тон или ирония. Им нередко бывает трудно в коллективе из-за того, что они не могут постоять за себя. Их устные ответы слабее писменных, особенно домашних работ. В групповых занятиях проявляют себя слабо. Необходимо развивать у них общительность через общественную деятельность, постепенно вводить в коллектив.
Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний, быстротой их протекания и смены, поэтому в них необходимо воспитывать сдержанность в поведении. Холерик отличается настойчивостью, но часто склонен преувеличивать мнение о своих силах. Ему хорошо, например, показать, что он ещё не всё понимает так, как он будет понимать со временем, что работает хорошо, но может достичь большего. В групповых заданиях они берут на себя роль лидеров и достаточно ярко проявляются, отличаясь не только повышенной возбудимостью, но и скоростью мышления, способностью преодолевать трудности. Целесообразно им давать много заданий, связанных с проявлением самостоятельности и ответственности, требующих высокой творческой активности и применять умеренный контроль.
Флегматик отличается медленностью и слабою восприимчивостью. Он кажется вялым, ленивым, равнодушным и эгоистичным. Но при этом этот темперамент имеет преимущество – уравновешенность. Он медленно воспринимает, но хранит долго и постоянно. Флегматик склонен к выполнению однообразных действий и отличается трудностью переключения с одного вида деятельности на другую деятельность. В группах он работает медленно, но с успехом выполняет монотонные задания. При формулировании задания педагогу следует давать ему время для запоминания. Обязательно нужно контролировать выполнение задания, активизировать деятельность в определённом темпе, не переключая с одной задачи на другую, а вызывая интерес. «Вообще же ни один темперамент нельзя назвать лучшим или худшим другого – каждый имеет достоинства и недостатки …. И дело учителя воспользоваться хорошими сторонами темперамента. Не давая дурным развиться или окрепнуть». [4, c.40] «Кроме того, следует помнить, что индивидуальный стиль не только проявляется, но и формируется в процессе обучения и воспитания».[6, c.24]
Для педагога-практика, главный метод определения темперамента или интеллектуального профиля - наблюдение.«Другими словами, учитель должен обладать наблюдательностью и умением применяться к личным особенностям ученика». [4, с.37] Учёные-педагоги стремятся найти индивидуальное сочетание между учеником и изучаемым материалом. С приходом более совершенных теорий и более точных способов диагностики практика соотнесения интеллектуального пофиля отдельного человека, его темперамента, особенностей восприятия с изучаемым материалом и способом преподавания может дать хорошие результаты. Виды интеллекта могут функционировать как объект изучения, и как средство постичь самый разнообразный материал. Обучение с учётом психофизиологических особенностей личности - это необходимость обусловленная требованиями времени и важное условие при реализации системно-деятельностного подхода в обучении.
Литература
1. Говард Гарднер. Структура разума: Теория множественного интеллекта. М.: Издательский дом «Вильяме», 2007. 512 с. Перевод с английского А.Н. Свирид.
2. Замалетдинова З.И. Системно-деятельностный подход в обучении как фактор развития личности. Образование и саморазвитие. 2013 №2 (36). С.34-38.
3. Макарова Н.В., Титова Ю.Ф. Системно-деятельностный подход при обучении информатике в средней школе. Педагогическое образование в России. 2012. №5. С. 88-95.
4. Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Творения. Книга II. Записки по дидактике. – Тверь: «Булат», 2003. С.14-92.
5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Приказ МОиН от 6 октября 2009 № 363, зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 № 17785.
6. Фомина Н.А., Мирчетич М.А. Темперамент и индивидуальный стиль учебной деятельности. Актуальные проблемы психологического знания. 2010. №2.С.22-24.