Развитие навыков целеполагания на уроках английского языка средствами РНС
(рейтинго-накопительной системы)
оценивания достижений
Смирнова Ангелина Владимировна,
учитель английского и французского языков
гимназии №505 Красносельского
района Санкт-Петербурга
Развитие навыков целеполагания на уроках английского языка средствами РНС (рейтинго-накопительной системы) оценивания достижений.
Цели и задачи развития навыков целеполагания на уроках английского языка средствами РНС (рейтинго-накопительной системы) оценивания достижений:
- научить учащихся планировать свой учебный процесс ( в том числе,
научить ставить конкретные цели на уроках);
- научить учащихся осмысленно подходить к процессу собственного
развития;
- развить самооценку учащихся;
- развить социальную активность учащихся.
Целевой аудиторией моей опытно-экспериментальной работы по развитию навыков целеполагания на уроках английского языка средствами РНС оценивания достижений стала группа учащихся 6 класса, изучающих второй год английский язык как второй иностранный. Мною был выбран временной промежуток в учебном процессе в количестве 5 уроков (при 2 уроках в неделю), на котором я внедрила РНС. Тема этих 5 уроков: «Здоровье». Конечной целью изучения данной темы было научить детей поддерживать диалог и делать монологическое высказывание по теме.
Сформулированную конечную цель я разбила на 6 уровней её достижения:
Знание: знать лексический материал по теме и настоящее завершённое время;
Понимание: использовать в речи новую лексику по теме и новое время глаголов.
Применение: формулировать повествовательные утвердительные, вопроси-
тельные и отрицательные предложения с использованием лексического материала и изученного глагольного времени.
Анализ:анализировать правильность составленных предложений, где исполь-
зуются настоящее завершённое время и изученная лексика по теме.
Синтез: составлять диалоги по теме и рассказ о здоровом образе жизни с
использованием изученного лексического и грамматического материала.
Оценивание: оценить свою деятельность по предложенной технологической карте.
Использование иерархической классификации целей позволило мне опре-
делить порядок работы, первоочередные задачи, обеспечило ясность и
гласность в совместной работе с учениками. Эти конкретные 6 уровней целей
дали мне возможность разъяснить учащимся ориентиры в их учебной работе,
обсудить их, сделать ясными для понимания. Обращение к чётким формули-
ровкам целей позволило дать более объективную оценку.
Цели были спроецированы на две области: когнитивную (познавательную)
и аффективную (эмоциональную). В аффективной области – формирование
интереса к изучению данной темы, осознание отношения и проявление этого
отношения в учебной деятельности, что обеспечивало более активную пози-
цию учеников, отклик на все виды учебной деятельности на уроках и форми-
рование системы ценностей, определяющих поведение учащихся в жизни
(здоровый образ жизни, здоровое питание). В когнитивной сфере – цели за-
поминания и воспроизведения учебного материала, понимание значения изу-
ченного и применение в речи изученной лексики и грамматики, способность анализировать составленные предложения и предоставленный текст, умение
комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной
(диалоги и монологи по теме), а также умение оценивать значение изученно-
го материала и своих достижений.
Проведённая мною опытно-экспериментальная работа позволила научить учащихся осмысленно подходить к учебному процессу, повысила их активность, их заинтересованность на уроках и их самооценку, то есть стала инструментом субъективации учащихся. Если обратиться к цифрам, то использование целеполагания и РНС оценивания достижений позволило повысить активность и ответственность 5 учащихся. Остальные 8 учащихся группы и до этого были активны и работали заинтересованно.
Предлагалась следующая система оценивания:
86 – 100 баллов: пятёрка;
71 – 85 баллов: четвёрка:
51 – 70 баллов: тройка;
0 – 50 баллов: двойка.
В группе из 13 человек: 4 учащихся получили 100 баллов из 100 (пятёрки),
2 учащихся – более 85 баллов (пятёрки), 7 учащихся - от 70 до 85 баллов (четвёрки). Троек и двоек не было.
Проблемой при развитии навыков целеполагания на уроках английского языка является ограниченное количество времени для обучения учащихся понимать и формулировать цели на иностранном языке. Следовательно,
необходимо постепенное и постоянное введение лексики, связанной с целеполаганием, начиная с ранних этапов обучения.