Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие коммуникативных умений на уроках

Балобанова Анна Петровна,
учитель русского языка, ГБОУ ЦО №133

В наше время очень часто в методической литературе звучит понятие «компетенция».

О формировании ключевых компетенций говорится в государственном стандарте общего образования Ключевые образовательные компетенции проходят сквозной линией через  все учебные  предметы и призваны объединить их в единое целостное содержание.

Их Перечень определяется на основе общих целей образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих овладеть социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.

К основным ключевым компетенциям относят:

1. Ценностно- смысловые;

2. общекультурные;

3. учебно-познаватеьные;

4. информационные;

5. коммуникативные;

6. социально- трудовые;

7.личностного самосовершенствования

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение разными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь себя представить, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает        овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на разных ее этапах.

Коммуникативные качества личности относятся к общеучебным умениям и навыкам

Умения и навыки:

- оценивать ситуацию общения;

-устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, строить собственные высказывания в форме монолога –описания , монолога-повествования и монолога-рассуждения с учетом ситуации общения, стиля, жанра.

-инициативно вести диалог;

-аргументировать свою точку зрения;

-пересказывать (кратко и развернуто) прочитанный или прослушанный текст;

-   вести беседу, участвовать в дискуссиях на бытовые, учебные, социально-культурные и нравственно-этические темы.

Каждый педагог прививает культуру общения силами своего предмета, учитывая его специфику. Но эта работа должна продолжаться и после уроков в воспитательной работе, т.к. она способствует социализации учащихся.

Фрмирование коммуникативной компетентности учащихся прежде всего основывается на компетентности учителя    Общение – это диалог, требующий умения слушать и умерять свой «монологический пыл», проявлять терпимость и к идеям, и к недостаткам партнера.

Требования к педагогу в режиме обучения коммуникативным умениям.

1.     Умение слушать.

2.     Корректно исправлять речь учащихся.

3.     Учить речевым конструкциям, давать образец речи.

4.     Быть терпимым, сдержанным.

5.     Составлять программу общения.

6.     Прогнозировать результаты общения.

7.     Подводить итоги  по развитию речевой культуры на уроке.

Составная часть коммуникативной культуры является речевая грамотность. Формирование речевых умений относится к ОУУН ( об этом уже говорилось на семинаре в 200?). В сборнике нормативных документов для каждого предмета определены требования к ученику, которые связаны с речевыми умениями.

Геометрия: - уметь давать описание реальных ситуаций на языке геометрии, -проводить доказательные рассуждения при решении задач.

Биология: уметь объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика…

Физика: объяснять и описывать физические умения…

Как этому учить?

Внимательно прочитать базовые общеучебные умения и навыки.

1.     Отвечать на вопросыв соответствии с их характером.

Дать понятие того, что вопрос содержит часть ответа:

Почему люди не летают?  Люди не летают, потому что…

А)Необходимо дать речевые конструкции, которые помогут правильно построить ответ на вопрос. Они зависят от характера вопроса, темы урока, цели, специфики предмета. Вводными конструкциями могут быть следующие: я думаю, я считаю, по моему мнению, на мой взгляд и др. (если это вопросы-суждения).

Б) Словарная работа: словарь урока, основные понятия (на их основе строятся вопросы).

в)Метод эвристических вопросов применяется в условиях проблемной ситуации. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, а не подсказывать идею решение задачи. В вопросах должна быть минимальная информация. При постановке серии вопросов необходимо соблюдать следующие требования:

- постепенно снижать уровень проблемности;

- интересно их формулировать;

- стимулировать как логические, так и  интуитивные процедуры мышления;

- желательно, чтобы новый вопрос давал бы неожиданный взгляд на задачу;

- разбить задачу на подзадачи, этапы.

2.     Уметь ставить вопросы. Как? Почему? Дать образец вопроса – составить по образцу. Последовательные вопросы по тексту (понимание содержания).Вопросы по изученному материалу – понимание изученного. Прямые вопросы и вопросы суждения.

3.     Высказывать собственное мнение. Необходимы речевые конструкции, связанные как со спецификой предмета, так и общего характера. Они должны быть записаны на доске: не могу согласиться, хочется уточнить, в качестве доказательства можно привести такой пример….

4.     Вести диалог. Диалог предполагает две позиции: учитель – ученик, ученик – ученик. Диалог не может возникать спонтанно, он продумывается заранее. Учитель должен управлять диалогом, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащегося.

Требования к диалогу ( учитель):

- подготовка программы общения учителем;

- соответствие диалога цели урока, теме, содержанию учебного материала;

- прогнозируемость речевой ситуации;

- управление диалогом;

- оценка положительных и отрицательных сторон общения.

Диалог – это совместное выполнение деятельности, способ взаимодействия субъектов учебной ситуации. Диалог как форма межличностного общения есть любая совместная деятельность, предполагающая равенство взаимодействующих людей. Искусство беседы , по Сократу, требует исходить из ого, что уже известно учащемуся, а не ошарашивать его сразу неизвестной и непонятной ему истиной.

Продуктивная форма речевого общения – дискуссия.

Задачи

учителя                                                                             ученика

1.Поставить проблему.                                               1.Обращаться с уважением к

2.Составит систему вопросов.                                      оппоненту.

3. Продумать опорные                                                2.Приводи конкретные доказа-

конструкции для                                                         тельства своих суждений.

проведения дискуссии.                                           3. Не перебивай – умей

4.Напомнить учащимся правила                                     выслушать.

 

Позиция ученик – ученик ( общение в паре, группе) должно контролироваться учителем.  ?

Формы работыпо развитию речевых умений: индивидуальные (рассказать), групповые, фронтальные.

Методы: репродуктивные - по образцу, с использованием опорных конструкций, продуктивные – составить предложения, текст, уметь вести дискуссию, работать в паре.

Приемы обучения речевым умениям.

1 Прием последовательных вопросов. Описание предмета – описать замок.

2.Составление плана ответа.

3. Прием использования опорных речевых конструкций.

4. Проговаривания  понятий.

5. Составления словосочетаний, предложений, связных высказываний.

6.Нахождения ошибок в речи товарищей и своей.

7. Создание текста по образцу.

При обучению коммуникативной культуре необходима преемственность всех ступеней образования.

Развивая речь, развиваем память и мышление.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»