Использование информационных компьютерных
технологий на уроках в коррекционной школе
(Information Computer Technology ICT; the use of information
during school lessons for children with special needs)
during school lessons for children with special needs)
Филиппович Галина Наумовна,
воспитатель школы
№502 Санкт-Петербурга
воспитатель школы
№502 Санкт-Петербурга
Аннотация: Использование компьютерных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья – это один из способов социализации и развитии мотивации. При обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ. Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач. ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации.
One of the most important aspects of teaching children with limited capabilities is the use of ICT to promote communications, socialisation and motivation among these children. The implementation of ICT facilities with it's visual teaching methods has many beneficial effects for children with special needs. The use of ICT plays the paramount role in the educational system for disabled children and needs to be Integrated in the teaching methods and not be used in isolation. The main purpose of using the ICT is to enable a child to understand the flow of information which can help to achieve the requisite curricular and educational programme.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Сочетая в себе возможности книги, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой не хватает.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
Необходимость использования ИКТ на уроках в коррекционной школе VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - это помощник в освоении нового, один из способов социализации и развитии мотивации. Отмечается несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютерных технологий на уроках: во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей с отклонениями в развитии; во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.; в-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций. А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.
Организация учебного процесса в школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Учитывая психологические особенности детей, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение данных технологий на уроках должно носит щадящий характер. Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Использование ИКТ на уроках в школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.
Ученики коррекционной школы в основном имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Приоритетным направлением коррекционной работы с использованием ИКТ в классе является:
- выявление и коррекция индивидуальных трудностей и проблем в учебной деятельности детей;
- формирование коммуникативной деятельности;
- формирование умения приобретать новые знания в процессе общения с учителем.
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают творческий потенциал учащихся;
- осовременивают урок;
- стимулируют воображения школьников;
- способствуют развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий;
- повышают успеваемость и качество знаний учащихся.
при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
- интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
- контроль за умениями, навыками учащихся;
- визуализация учебного материала;
- интеграция со смежными дисциплинами.
Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Ученики на уроках литературы могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, сказок, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки, услышать актерское прочтение стихов. Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.
Уроки с использованием ИКТ - это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Важно, чтобы на каждом уроке учащимся было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес.
Список использованной литературы:
- Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе /Л.Л. Босова // Информатика и образование. - 2002. - № 1.
- Гафиятуллина А. Г. Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида // Образование и воспитание. - 2015. - №5. - С. 46-48.
- Ковалёв Д.С. Место и роль дистанционного обучения в системе образования детей с ОВЗ.
- Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование. - 2000. - № 8
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования, - М., АСНДЕМА, 2001 г.