Непрерывное образование в практике работы преподавателя
Тараканова Татьяна Анатольевна,
преподаватель СПб ГБОУ СПО АТЭМК
В настоящее время во всём мире данному аспекту уделяется огромное внимание как фактору повышения мастерства в различных отраслях знаний, причём связанного не только с профессиональной деятельностью человека, но и с различными аспектами повседневной жизни. Сам термин «непрерывное обучение» пришёл к нам из английского «lifelonglearning», система и стратегии которого разрабатываются, в том числе, Институтом непрерывного обучения ЮНЕСКО, на сайте которого можно найти достаточно интересного материала по данной теме. http://uil.unesco.org/home/
Огромное количество зарубежных образовательных учреждений высшего и среднего звена, а также специальные центры непрерывного обучения, предлагают ежегодно различные курсы для бабушек, дедушек, детей и их родителей, профессионалов в различных областях экономики, производства, образования или просто для людей, имеющих некое хобби. Тематика может быть настолько разнообразна, что говорить об этом можно бесконечно.
Но, вернёмся к теме: непрерывное обучение в практике работы преподавателя.
Конечно, первое, что придёт на ум – всё новое, это хорошо забытое старое. У нас (в России) всегда существовала система повышения квалификации. И в какой-то степени это верно: «непрерывного обучения» без системы повышения квалификации, если мы говорим о профессиональной деятельности, быть не может. Однако, вспомните, согласно нормативным документам обязательное прохождение курсов повышения квалификации за счёт средств работодалеля предусматривается лишь один раз в пять лет.
А что же дедать эти пять лет? Мы живём в такой исторический период, когда новые технологии сменяют друг друга с неимоверной быстротой. Пять лет – срок, за который можно превратиться в «доисторического петикантропа эпохи IT-технологий». И чтобы не свалиться в омут некомпетентности, необходимо постоянно «держать руку на пульсе», отслеживая всё новое, что предлагает нам наука, разработчики и авторы.
Какие же источники непрерывного образования можно рассматривать?
Для себя я определила их следующим образом:
1. Курсы повышения квалификации (очные/дистанционные);
2. Семинары/вебинары;
3. Сетевые педагогические проекты;
4. Конкурсы педагогического мастерства (очные/дистанционные);
5. Профессиональные конференции (очные/дистанционные);
6. Педагогичесие сообщества (в т.ч. сетевые).
Как видите, каждый из пунктов, входящих в систему непрерывного образования, может рассматриваться как в очном, так и в дистанционном форматах. Последнее намного упрощает нашу жизнь: мы экономим время и деньги, потраченные на переезды из точки А в точку В, имеем возможность принять участие в мероприятии в комфортной для себя обстановке, сидя на диване с чашкой кофе. Именно по этим причинам я выбрала для себя построение модели непрерывного обучения на основе различных дистанционных мероприятий.
Второй вопрос, который меня волновал, выражаясь фигурально, можно сформулировать так: «Куда пойти учиться?»
Изучая ресурсы, представленые в открытом доступе, я остановилась на следующих.
Если говорить о курсах повышения квалификации, то здесь выбор пока не велик. Дистанционные курсы повышения квалификации предлагают Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования (АППО), Университет без границ МГУ им. Ломоносова, Томский государственный педагогический университет.
Отличные семинары и вебинары с выдачей сертификатов организуют издательство «Просвещение», некоммерческое образовательное учреждение «АНЭКС», Оксфордский университет, издательства Макмиллан и Пирсон (последние три ресурса актуальны в первую очередь для преподавателей английского языка).
Сетевые педагогические проекты, конкурсы педагогического мастерства, профессиональные конференции можно найти на разных ресурсах, однако я остановилась на таких ресурсах, как «Первое сентября» (Москва), Томский государственный педагогический университет, НОУ «АНЭКС» (Санкт-Петербург). Здесь Вы также можете получить сертификаты, необходимые для «отчётности».
Педагогические сообщества – это, быстрее, неформальное общение педагогов из разных регинов как нашей страны, так и ближнего и дальнего зарубежья.
Что даёт мне таким образом выстроенная модель «непрерывного обучения»?
Как педагог я ставлю перед собой задачу: соответсвовать тем требованиям, которые предъявляются на современном этапе к преподавателю любой дисциплины, а именно:
- организация на занятии субъект-субъектных отношений;
- индивидуализация процесса обучения (работа с сильными/слабыми учащимися);
- повышение мотивации к изучаемому предмету;
- владение IT-технологиями с целью использования их в урочной и внеурочной деятельности.
Расскажу лишь о наиболее интересном опыте, полученном мною в результате участия в вебинарах, сетевых проектах, конференциях.
В декабре месяце в колледже проводилась неделя иностранных языков. Для проведения заявленного мною мероприятия, я создала интерактивную презентацию, решавшую сразу несколько проблем: весь материал собран в одном месте, т.е. в презентации, облегчена проверка выполнения заданий за счёт включения в презентацию интерактивных элементов, сама презентация имеет привлекательный для студентов вид.
Аналогичные интерактивные презентации подготовлены мною и для использования при изучении текущего материла по предмету.
К сожалению, наше образовательное учреждение не имеет ресурса в среде MOODLe, поэтому вопрос индивидуализации процесса обучения решается мною привлечением студентов на свой личный курс, созданный в рамках Открытой образовательной среды Томского государственного педагогического университета.
Сюда я привлекаю студентов, слабо успевающих по предмету с целью дополнительного изучения ими грамматического материала и выполнения заданий, предусмотренных курсом. Таким образом, решается проблема индивидуализации процесса обучения, т.к. курс позволяет учащимся добиться положительного результата в освоении программного материала с тем темпом изучения, который соответствует их индивидуальным особенностям, а также создаётся хорошая основа для организации смешанного образования студентов, о котором так много говорят в последнее время.
Курс позволяет проверить, когда студенты выполняли задания, качество выполнения ими предложенного материала, оценить их работу, предотвратить неуспеваемость при аттестации за текущий учебный период.
В моих планах также разработать курсы для развития и других компетенций учащихся, а также для работы с более «продвинутыми» студентами, чей уровень владения английским языком выше, чем у остальных, и курсы для английского в специальных целях, когда мы переходим от общего английского к профессиональному.
Организация систематической работы по самообразованию, позволяет мне также вовлекать студентов в различные конкурсы и сетевые проекты. Из наиболее успешных - дипломы двух победительниц всероссийского сетевого проекта «О, спорт! Ты – мир!», и лауреата (3 место) международного конкурса переводов.
Из своих личных достижений - диплом победителя в дистанционной олимпиаде для учителей английского языка, проводимого АППО и диплом за 3 место во всероссийском дистанционном конкурсе интерактивных презентаций.
Конечно, не всегда опыт, с которым знакомишься в ходе семинаров, вебинаров, сетевых проектов или конференций становится востребованным в моей педагогической практике в силу разных причин: что-то уже знакомо, где-то необходимо привлечение дополнительных пособий, отсутствующих в настоящий момент в кабинете, в каких-то случаях приобретаешь знания, что называется, на перспективу. Однако любая тема заставляет ещё и ещё раз задуматься, как учить студента, чтобы достичь наилучшего результата.
И в заключении мне хочется напомнить слова Аристотеля, который на вопрос, как ученикам преуспеть, ответил: "Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади", сформулировав, тем самым, основную идею непрерывного образования – движение вперёд.