Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методические рекомендации по организации
педагогического проекта

Байтимирова Гульфия Магасумовна

Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Интегрированный метод обучения сам по себе является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Метод проектов выступает и как форма организации образовательного пространства и как метод развития творческого познавательного мышления.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.

 

«ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?».- педагогический проект.

Детям предлагается осуществить путешествие «исследование» времени. Данный проект может быть более «широким» – направленным на интеграцию разных образовательных областей, или подразумевать «доминанту» – обогащение познавательного опыта детей (в большей степени логико-математическое развитие).

Мотивационный этап

Содержание и формы работы

Проблемная ситуация: педагог «подстраивает» ситуацию – персонаж (Алиса и спешащий заяц из страны зазеркалья или Пепи Длинный чулок) «рад» тому, что сломались часы, а, следовательно, не нужно идти в школу, учить уроки, делать каждодневные скучные дела! Педагог предлагает детям высказаться об услышанном, в диалоге направляет внимание детей на время как некоторую характеристику и проявление. От лица персонажа активизирует обсуждение разных средств измерения («спорит» с детьми о том, чем измеряется время - календарем, часами или чем-то другим?).

Вопросы для активизации деятельности: «Можно ли остановить время?», «Что такое время?», «Каким оно бывает?», «Кто его придумал?», «Чем можно измерить?», «Зачем так много разных средств измерения: календари, часы, секундомер, дни недели?», «Как по «природе» можно узнать время?», «Кто дольше всего живет на земле?», «Почему бабушке не видела мамонта?», «Как обогнать время?», «Можно ли как Спящая красавица поспасть  100 лет?», «Кто спит меньше всех?», «Бывает ли ускорение – «неускорительным» (отрицательным)?», «Почему раньше пространство измеряли в «днях пути»? «Что такое восточный календарь и почему на Востоке празднуют Новый год не 1 января?», «Сколько время нужно, чтобы растаял килограмм мороженного? Застыл 1 килограмм мороженного в морозилке?», «Зачем нужно соблюдать режим и как он связан со временем?» и т.п.).

Обсуждение вариантов оформления выставки «Умникум (страна времени) у нас в группе», мини-музея, написание «Сказки о Времени.

Проблемно-деятельностный этап

Организованная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности НОД, ОД в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Основные формы (для реализации преимущественно образовательной области «Познание»). Серия образовательных ситуаций «Что такое время и как его поймать?». Знакомство детей с временными эталонами, развитие «чувства времени».

Беседа об эталонах времени (сутки, части суток, дни недели, год). Рассматривание годового календаря, освоение правил его использования. Обсуждение режима – распорядка дня, составление «Распорядка Здорового образа жизни». Средства измерения времени.

«Изучение» (обследование и экспериментирование) свойств и проявлений времени (рассматривание разного вида часов (песочных, водных, солнечных), механических и электронных, разнообразных календарей); «измерение» с их помощью «длительности» разных процессов и явлений (таяния сосульки, рисования палочек на листке (приемы Т.Д. Рихтерман), размешивания 5 ложе сахара в холодном или теплом чае и т.п.).

Дидактические игры по теме. Беседа, дидактическая игра или ситуация «Приметы времени в природе»: поиск прием времени в сезонных изменениях, поведении внешнем виде животных.

Наблюдение на прогулке: за изменением освещения в разные части суток, измерение тени, измерение «наступления» вечера и восхода солнца.

Формы работы для реализации разных образовательных областей. Ситуация «Что за тайна – времени?» (возможен вариант просмотра дидактического мультфильма или презентации) уточнение представлений о времени (прошлое - настоящие - будущее), «оставление» ленты времени (М.Монтессори) – синхронизация интересных событий прошлого («Динозавры, рыцари, бабушка и …»).

Ситуация «А у Вас?»: изучение эталонов времени на иностранном языке (название частей суток, дней недели). Уточнение традиций, связанных со временем (традиционное чаепитие в 5 часов, раннего подъема в некоторых станах и т.п.).

Ситуация или беседа «Кем я был – кем я буду?»: рассматривание семейных фотографий, «проектирование» будущего (рисование портрета «Я!»), рассматривание изменений внешнего вида, возможностей и обязанностей близких.

Рассматривание произведений изобразительного искусства, прослушивание музыкальных и литературных произведений, в которых встречаются «временная» тематика (музыкальные произведения и песенки: «Часики», «Делу время - потехе час», «Пока часы 12 бьют», П. Чайковский «Времена года» (цикл); литературные фрагменты, сказки, стихи «12 месяцев», «Сказка о потерянном времени», «Спящая красавица», живописные и графические изображения: АЛ. Ржевская «Веселая минутка»).

Ситуации «Быстро и медленно в стране музыки» (тайны и секреты темпа и ритма). Экскурсия в музей (совместно с родителями) по программам – сюжетам «Приметы времени» (Эрмитаж, Русский музей, «Умникум», «Планетарий», «Кунцкамеру» и др. на выбор) с листком – заданием (Записать картинками информацию о времени (эталонах, средствах измерения)).

Ситуация «ТРИЗ – волшебники: Замри и Отомри»: свойства времени (необратимость, не наглядность и т.п.): сказочные персонажи, «обманувшие (изменившие свойства)» время (спящая красавица, самая быстрая черепаха и т.п.).

Ситуация «Секундомер»: рассматривание секундомера, освоение эталонов; игры и «испытания» (бег, прыжки, соревнования т.п., ситуации «Кто первый оденется и за сколько минут?»), фиксирование результатов в индивидуальной странице портфолио.

Ситуация «Прошлое нашего города»: уточнение представлений детей об истории города или страниц, вариант: семьи (основание, значимые даты, «хронометрия» событий).

Составление мини-музея или выставки «История календарей и часов» (разные виды календарей, макеты, созданные своими руками (вместе с родителями)).

Детско-родительское «задание»: составление «распорядка» будущего успешного первоклассника.

Ситуация или беседа «Каждая минута на счету…»: понимание крылатых фраз и выражений, поговорок («Делу время, потехе час», «Кто рано встает…» и др.), рисование иллюстраций к ним в тематический альбом или панно «Ценим наше время». Уточнение представлений детей о собранном ответственном и организованном человека (на примере сопоставления С Рассеянным с улицы Басенной», понимание значимых качеств личности, связанных с освоением времени.

Ситуация или игры-тренинги «Драгоценные минуты»: уточнение представлений детей о некоторых правилах поведения в экстремальных ситуациях (на доступном уровне): пожар, плохое самочувствие и т.п. Рисование «правил» поведения в данных ситуациях символами, упражнения в «скоростных» мероприятиях (быстром и организованном покидании помещения в определенных случаях, оказании простой помощи (в случае пореза пальца).

Детско-родительское «исследование»: «Время нашей дороги домой»: «поминутное» фиксирование маршрута на карте.

Дизайн: декорирование ремешков (основ) для часов, придумывание оформления для сказочных или заданных персонажей (Спешащей дамы, Сони –засони (подушки-будильника), Смотрителя залов и т.п.).

Детско-родительские «задание»: «Угощение за пять минут» (рецепт простого и быстрого для приготовления блюда).

Составление в совместной с педагогом деятельности «Книги быстрых блюд»: зарисовка рецептов картинками, «экспериментальное» хронометрирование приготовления, установление связей между различными свойствами, качествами (например, скорость растворения сахара и соли от темп Составление в совместной с педагогом деятельности «Книги быстрых блюд»: зарисовка рецептов картинками, «экспериментальное» хронометрирование приготовления, установление связей между различными свойствами, качествами (например, скорость растворения сахара и соли от температуры воды).

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

  4. Составление плана-схемы проекта.

  5. Сбор, накопление материала.

  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

  7. Домашние задания для сам. выполнения.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»