Интерактивные компьютерные технологии
как неотъемлемая составляющая современного урока
Новикова Наталия Владимировна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ №501
Интерактивная — inter (взаимный), act (действовать)
Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного,
активного взаимодействия всех обучающихся.
Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
В настоящее время огромное внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Мир вокруг нас претерпевает стремительные изменения. Информатизация охватила и все сферы социальной жизни: образование, науку, культуру, здравоохранение.
Особая роль в становлении человека принадлежит образовательному старту. Именно на старте ребёнок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.
Поэтому именно ученик - главное лицо в нашей школе. Ведь ребенок проводит там большую часть своего времени. Школа является неотъемлемой частью его жизни. И задача учителей способствовать максимальному развитию самых разных способностей и навыков ребенка, расширению его внутренних возможностей. Для этого в школе должны быть созданы соответствующие условия, а школьная среда обитания и учения должна быть насыщена предметами и инструментами для работы и отдыха разных детей, для обеспечения их индивидуального и разностороннего развития в своем темпе и своим путем.
Мы уже не представляем себе современный урок без использования информационных технологий. ИКТ является неотъемлемым инструментом в учебном процессе и повышении интереса учащихся к изучаемым предметам.
Одним из важных направлений работы нашей школы является разработка и внедрение инновационных педагогических технологий, обеспечивающих социализацию ученика в современном мире, опираясь на информационные технологии.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Информационные технологии в обучении можно разделить на:
- традиционные
- на основе ИКТ
Интерактивные технологии с использованием ИКТ в учебном процессе позволяет:
• повысить качество усвоения материала;
• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Таким образом, использование ИКТ в учебном процессе:
• Делает обучение более эффективным;
• Способствует индивидуализации обучения;
• Повышает мотивацию к обучению;
• Активизирует познавательную деятельность учащихся;
• Обеспечивает оперативность и объективность контроля;
• Дает педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
• Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь;
• Способствует развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов;
• Повышает интерес к изучаемому предмету.
Традиционные интерактивные технологии + ИКТ на уроках английского языка
1.Применение электронных презентаций
Преимущества
Формы работы с использованием презентаций Microsoft Power Point на уроках английского языка включают:
- изучение лексики;
- обучение диалогической и монологической речи;
- отработку грамматических явлений.
Презентации Microsoft Power Point позволяют:
- тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях,
- помогают осознать языковые явления,
- сформировать лингвистические способности,
- создать коммуникативные ситуации,
- автоматизировать языковые и речевые действия,
- обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.
- повысить мотивацию учащихся;
- использовать большое количество иллюстративного материала;
- интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
- вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
На своих уроках я часто использую презентации, так как они позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся.
Работая на уроках английского языка во 2 - 11 классах, заметила, что использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.
2. Видеофрагмент:
- позволяет сэкономить время учителя для подготовки и проведения данного опыта на уроке.
Существует огромное количество учебных сайтов, которые содержать видеофрагменты. Вот некоторые из них:
http://www.englishcentral.com/videos
http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en
http://www.onestopenglish.com/
http://www.activeenglish.ru/category/tests/
http://englishhobby.ru/tests/placement_test/
http://www.english.language.ru/
http://learn-english.ucoz.ru/tests/
http://www.noenglish.ru/test.php
http://www.english-na-5.ru/index.html
3.Тест на компьютере:
- даёт возможность быстро проверить знания учащихся, полученные на нескольких предыдущих и данном уроках;
- позволяет увидеть учителю степень усвоения материала и умение проверять полученные знания для решения качественных задач;
- сразу же сделать работу над ошибками.
Вот некоторые ссылки , которые я использую на уроке
Лексико-грамматические тесты:
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Default.aspx
http://www.native-english.ru/tests
http://www.correctenglish.ru/tests/grammar/
http://english-grammar.biz/english/test
http://iloveenglish.ru/category/grammaticheskie_testi
http://testserver.pro/index/common
http://repetit.info/english/all_tests_list
http://english-easy-way.ru/tests/
http://www.activeenglish.ru/category/tests/( можно распечатать)
4 Возможности компьютера для аудирования
Экзамен по английскому языку в формате ЕГЭ и ОГЭ включает в себя задание по аудированию. Очень важно, чтобы учащиеся привыкали не только к речи учителя на уроке, но и к речи других людей. В этом компьютер просто незаменим.
Все эти преимущества использования ИКТ в учебном процессе в сочетании с рассказом учителя позволяют мощно развивать внимание и визуальное мышление — способность представлять образы и управлять ими в воображении. А визуальное мышление является основой понимания.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в связи с ростом объема информации,предъявлении всё более высоких требований к обучению и практическому владению английским языком в повседневном общении и профессиональной сфере рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. И только использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.
Более того, внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль.
Литература
1. Ариан М.А.и др. Методика преподавания иностранных языков:Общий курс.- Н.-Новгород: НГЛУ,2004.-190с.
2. Аудио-визуальный метод/А.А.Миролюбова// Иностранные языки в школе. 2003.-№5.-С.22-23.
3. Беляева Л. А., Иванова Н.В. Презентация Power-point и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2008. – №4.
4. Белякова М. А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика // Иностранные языки в школе. – 2007. – №3.
5. ГалиулинаТ.Н. «Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.
6. Коломиец В.А. Ресурсы всемирной сети как составная часть непрерывного образования учителей иностранного языка. // Иностранные языки в школе.-2003.№3.-С.86-90.
7. Коптюг Н.М. «Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся». Иностранные языки в школе, 2003, №3.