Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние нестандартных приемов рисования
на формирование речи и латеральное мышление

Масуева Марина Евгеньевна,
воспитатель д/с №10 Санкт-Петербурга

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, формируется речь.

Рисунок начинался с приемов первобытной магии. Человек лепил из глины подобие необходимого предмета и оставлял на нем следы пальцев- это были первые узоры, как бы утверждавшие власть человека над предметом или явлением. Рисунок наносился именно пальцем, т.е. получал энергию человека, «одушевлялся» им.

Проводя пальцем по рисунку животного, первобытный художник считал, что получает его энергию, ибо этот рисунок был уже  «одушевлен» художником.

Процесс «одушевленного» рисования вызывал фоносемантический эффект, т.е. требовал выражения ощущений, чувств, эмоций в звуках, словах, речевых характеристиках. Едва ли первобытный человек догадывался о существовании нервных рецепторов на пальцах и их связи с мозгом. Однако он чувствовал прилив энергии, повышение тонуса, улучшение настроения в процессе нанесения пальцами на любую поверхность «подражательных линий»: волн, точек, листьев и т.д . Явление несло в себе тайну поэтому переросло в магию, а « подражательные линии» трансформировались в символы.

Непрерывную линию психологи иногда называют « диалогом с самим собой». Изображая какой-либо контур, человек выражает свое отношение к предмету или свое настроение в данный момент времени. Дети в этом случае находятся в выгодной ситуации - они могут действовать без «вспомогательных» средств, т.е. рисовать пальцами, как первобытные художники.

Приближая руку непосредственно к линии, ребенок утверждает существование изображения, в создании которого он участвует «одухотворенно», а не механически. Однако, ощущая пальцами форму рисунка, ребенок хочет обозначить его реальность, а это в полной мере возможно только тогда, когда предмет назван.

Психо - лингвисты отмечают интересное явление. Дети 3-5 лет, которые охотно «рисуют» пальцами, ладошками, губками- интересно строят свою речь. Количество существительных, прилагательных и глаголов в речи детей можно сравнить с построением «суггестивных текстов»- заговоры, гипнотические программы.

Когда ребенок начинает рисовать губкой или птичьим пером, он делает удивительное открытие - след этого  «инструмента» получается объемным, неоднозначным, часто эти оттиски заполняют весь лист, ведь они так любопытны. Возникает игра без противоречий и всяческого негатива. В такой технике рисования нет какой бы то ни было фигуративной иерархии, поэтому она дает свободу творчества и легко обозначается словами, как бы вписываясь в сказку.

Изображение в стиле импрессионизма является «отправной точкой» для развития абстрактного мышления. Возникает понимание того, как из бесформенного появляется форма, как неизвестное вписывается в воображение и становится понятным. В жизни это очень важный момент. Познание мира начинается именно от «отправной точки», т.е. от того на что мы можем опереться. Проще всего опираться на то, что мы уже  умеем, что создали сами, что запомнили не только как зрительный образ, но и как тактильное ощущение.

С раннего детства человека окружают элементы- клише: добро- зло, опасно- возможно, ребенку нельзя- взрослому можно…Рисовать нужно определенным инструментом ( ? ) - клише легко ломается, причем результат этого слома удивительно хорош и совершенно достижим. Таким образом, выходя из клише, ребенок ломает «собственный ярлык» т.е. отношение его к себе меняется. Следует заметить, что творчество связано с правополушарным восприятием мира. Вспомним его характеристики:

1.актуализация, персонализация;

2.расшифровка чувственной информации;

3.непроизвольное запоминание;

4.оценка опасности;

5.эмоции воображение;

6.образность речи.

Этого очень краткого перечисления достаточно для того, чтобы понять - каждая обида, оскорбление, неудача - ломают, искажают эти функции. Победа в любом творчестве, тем более в том, которое связывает: зрение, осязание и напряжение мышц- помогает снять комплексы.

Психологи заметили, что чистый лист вызывает у ребенка кратковременные затруднения, в работу включается левое полушарие, т.е. проходит процесс неосознанного расчета, оценивается размер листа, возникает цепь(сюжет) и способ овладения пространством. Чем чаще ребенок решает задачу- что и как делать, тем увереннее в своих силах он становится. Уверенность- инструмент контроля эмоций, а эмоции-  импульс  к словам и действиям.

Тактильные ощущения, подкрепленные цветом, вызывают положительные эмоции, которые ведут к совершенствованию. Ребенок осваивает новую для себя роль- роль творца, автора. Усвоение этой роли помогает формировать собственное мнение и принципы общения с людьми, ведь общение такая же деятельность, как обучение и производство. Чем больше ребенок рисует пальцами (больше, а не обязательно лучше), тем четче и яснее он выговаривает буквы. Дело в том, что « образ» (начертание) буквы связывается у него с рисунком (отправной точкой) и становится знаком понятным.

Любая работа руками может быть названа ремеслом. Для ребенка прикосновение- есть познание, он начинает действовать «а приоре»(до предыдущего )опыта, поэтому ему так важно ощутить(ощупать), т.е. сделать своим.

Нетрадиционные способы рисования- это познание, построение мира. Как в представлении человека строился мир: хаос- порядок- конструирование(совершенствование). Нестандартные способы творчества модулируют сотворение мира- сначала хаос- цветовые пятна- это восторг, ощущение свободы. Психо - лингвисты считают, что этот период соответствует вибрациям гласных звуков и легко «поется».

Следующий период- обретение смысла(придумывание сюжета)- работа обоих полушарий, соответствует вибрациям согласных звуков, т.е. легко проговариваются, сочиняется сказка.

Эти два периода обучения соответствуют обретению навыков работы. Например: гончар сначала учится чувствовать глину и работать с кругом, потом он начинает производить горшки, т.е. из хаоса переходит к порядку. Если маленький ребенок творит свое чудо, то впоследствии этот период проходит легко, т.к. опыт творчества запоминается. Кроме того возникает «профессиональный глоссарий», т.е. название действий, наименование красок, содержание сюжетов становятся частью жизни и хорошо произносятся.

Третий период - совершенствование. Гончар экспериментирует с формой, отделкой, узором, а ребенок начинает понимать, что ему не хватает детализации. Ему хочется подробнее прорисовать свои сюжеты, добавить мелкие детали и главное - рассказать о своей работе(своих чувствах) больше.

Так возникает понимание частного и общего, что позволяет ребенку в школе легче

 учиться, проще вычленять основную мысль из текста.

Литература:

М.С. Каган «Мир общения» ,Москва, изд-во «Политическая лит-ра», 1997г.

Эдвард де Боно «Латеральное мышление»,СПб, изд-во «Питер»,1997г.

Дж. Айян «Десять способов пробуждения духа творчества», СПб, изд-во «Питер», 1998г.

Петров-Водкин «Пространство Евклида»,Ленинград,изд-во «Искуство», 1982г.

Э.Б. Тайлор «Первобытная культура», Москва, изд-во «Полит. литература»1989г.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»