Информатизация на уроках английского языка
учитель английского языка ГБОУ СОШ №134
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Информатизация – как я её пониманию как учитель – это получение информации из различных источников: будь то учебник (он может быть электронным), словарь, энциклопедия или Интернет- ресурсы.
Информатизация на моих уроках – это педагогический процесс, на которых я решаю задачи, определяемые учебной программой. Бесспорно, приходиться преломлять свой стиль мышления, иначе подходить к оценке и организации своей деятельности. Теория гласит, что сегодняшняя школа должна стремиться к основному результату – обучению информационно – коммуникативной компетентности или грамотности учащихся. Я эту теорию для себя объяснила так: я должна научить своих учеников успешно учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах. Мои ученики должны уметь работать и в группе (групповой метод работы является одним и современных видов работы согласно новым технологиям ведения современного урока) и в творческом коллективе, уважать мнение оппонента, но аргументировано отстаивать свою точку зрения. Это и есть адаптация ученика к современному обществу.
Нет необходимости говорить о значимости изучения английского языка как языка всемирного общения. И тем более всем известно, что Интернет настроен на английский язык. И если учащимся приходиться что-то переводить, то не все переводчики настроены достаточно грамотно. И в этом случае как никогда необходимо знание языка. И чтобы обучить предмету качественно, учитель не может не применять ИКТ.
Несомненно, в нашей работе есть отрицательные моменты. Не все еще кабинеты технически оснащены, т.е. компьютеризированы. И вместе с тем без новых технологий, нельзя дать современный урок в полной мере.
Еще я рассматриваю информатизацию образования как системную работу по внедрению информационных технологий во все виды и формы образовательной практики, пересматривая существующие, и внедряю постепенно новые образовательные модели на уроке.
Поскольку одна из целей информатизации повышение эффективности образования - то я, а так же и мои коллеги, на уроках используем мультимедийный проектор для выполнения речевых упражнений: нахождение подходящего слова, упражнения с выбором правильного ответа, подтвержденного иллюстрацией, составление предложений из данных слов и ряд других. Серия слайдов по той или иной теме всегда оживляет урок и повышает интерес к изучаемой теме. Тестовые задания с самоконтролем по различным темам, особенно в начальной школе снимают психологический барьер на уроке, и позволяет учащимся включаться в групповую работу. Такие задания успешно выполнялись по темам «Одежда», «Времена года», «Мои игрушки», «Животные». А такой аспект как аудирование (понимание иностранной речи на слух), который является одним из самых сложных в обучении языка можно упростить, проектируя ключевые слова и вопросы на экран. Это естественно, облегчает понимание иностранной речи и повышает мотивацию обучения.
В наше время все чаще поднимают вопрос о применении информационных технологий на уроке, но это не только современные технические средства, но и формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование Интернет ресурсов помогает реализовать цель обучения английскому языку - коммуникативная деятельность учащихся. Компьютер дает возможность организовать самостоятельную работу ученика, как дома, так и на уроке. Наши учащиеся выполняют домашние задания в виде составления презентаций и публикаций по изученной теме. Но беда в том, что у меня, как и коллег нет возможности просмотреть эти домашние задания на уроке, так как нет компьютеров в кабинетах. А хождение из одного кабинета в другой не способствует качеству нашего учительского труда.
Всем известно использование в работе тестовых заданий по любому предмету. Не исключение это и для английского языка. Необходимость их обусловлена тем, что задания предъявляются в форме тестов на олимпиадах разного уровня и введение ЕГЭ, требует от каждого учащегося умения справляться с заданием в ограниченное время. Поэтому я тоже использую на уроке систему тестов. Мои ученики принимали участие в игре «Бульдог» не первый год и успешно с этим справляются. А также в Олимпиадах проводимых «Книжным Домом» .В декабре мои ученики приняли участие в системе On-line. Безусловно, это повышает интерес к предмету, способствует реализации познавательной активности учащихся.
Метод проектов на уроках английского языка представляется как перспективный и очень плодотворный способ реализации познавательной активности у наших учащихся. Он известен под названием 6П – проблема – проект - поиск информации - продукт – презентация – портфолио. И учащиеся активно используют Интернет ресурсы. Использование аутентичных учебников нашими учениками расширяют кругозор в области страноведения.
В последнее время интерес вызывает дистанционное обучение английскому языку. Дистанционное обучение – это еще одна проблема, которую необходимо решать, т.к. у нас есть учащиеся, которые болеют, находятся на домашнем обучении. Их можно было бы обучать, применяя новые технологии. Это наша задача на перспективу.
А.Эйнштейн отмечал «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать». И мне видится, что задача учителя воспитывать это чувство долга, а от метода принуждения ученик должен перейти к осознанной потребности получать знания.