Мониторинг УУД обучающихся 4 классов
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Шитикова Флера Абдуловна,
педагог-психолог высшей категории
ГБОУ СОШ №603 Санкт-Петербурга
Мониторинг универсальных учебных действий – одна из важнейших и актуальных задач современной школы. Особенно это важно на этапе внедрения ФГОС, поскольку позволяет «проанализировать эффективность новых образовательных программ и готовность педагогов работать по новым стандартам» [1]. С 2010 года, когда началось введение образовательных стандартов второго поколения в начальной школе, создаются и апробируются различные варианты диагностического инструментария в системе мониторинга формирования УУД.
В данной статье представлен один из вариантов мониторинга УУД в 4-х классах, проведенных в этом учебном году в ГБОУ СОШ №603 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга. Основой мониторинга формирования УУД у выпускников начальной школы служит диагностический комплекс Л.А. Ясюковой ««Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах».
Исследование началось с удовлетворенности обучением и психологического климата, способствующего оптимизации интеллектуального и личностного развития ребят. Для этого использовался Тест межличностных отношений (из технологии Л.А. Ясюковой) и опросник «Удовлетворенность учением» Балакшиной Ж.А.
Затем последовала проверка важнейшего познавательного УУД, описанного во ФГОС второго поколения, - овладение смысловым чтением текстов по методике «Навык чтения» Л.А.Ясюковой.
Регулятивное учебное действие контроля замерялось по «Пробе на внимание» (Гальперин, Кабыльницкая).
Для оценки такого личностного УУД, как действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника использовался опросник мотивации. В мотивационную сферу включены следующие шкалы: негативное отношение к школе, учебно-познавательная мотивация, социальная (широкие социальные мотивы и мотивация самоопределения), внешняя (отметка и прагматические утилитарные мотивы) и стремление к одобрению. Выделялись 4 уровня оценивания:
0 – пик на шкале «негативное отношение к школе»;
1 – пики неадекватной мотивации: внешней и одобрение;
2 – без явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы, а также низкие показатели негативного отношения к школе;
3 – пики учебно-познавательной и социальной мотивации при низких значениях негативного отношения к школе.
Изучение мотивационной основы учебной деятельности продолжилось и при анализе результатов каждого школьника по факторам Q4, G, Oдетского опросника Кеттелла (адаптация Л.А.Ясюковой)
Использование опросника Кеттелла дало возможность оценить многие коммуникативные и личностные УУД ребят, описанные в стандарте: самооценку (фактор Q5), умение устанавливать отношения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (факторы Е и Н), стремление доминировать над другими и возможных проблемах в отношениях со сверстниками (фактор Е), робость или смелость в установлении контактов (фактор Н), исполнительность (фактор G), тревожность (фактор О), саморегуляцию – «способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий» [2].
Дополнительно для оценки взаимоотношений с одноклассниками применялась и социометрия.
Для исследования интеллектуальных способностей выпускников начальной школы использовался тест структуры интеллекта Амтхауэра (в адаптации Л.А.Ясюковой). Данная методика позволяет изучить, насколько у школьника сформирована психологическая основа УУД, а также непосредственно оценить ряд познавательных и регулятивных УУД. Например, задания 2 субтеста (интуитивный компонент понятийного мышления) диагностируют сформированность такого познавательного УУД как анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков и сформированность такого регулятивного действия как целеполагание («постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно») [2]. Задания 3 субтеста (логический компонент понятийного мышления) - сформированность такого познавательного УУД как установление причинно-следственных связей, использование аналогий и регулятивного УУД - планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана последовательности действий). Задания 4 субтеста (понятийная категоризация) позволяют оценить сформированность таких познавательных УУД как проведение сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, а также - структурирование знаний (Приложение 2).
Результаты обследования наших выпускников 4-х классов позволили сделать следующие выводы:
· в выпускных классах начальной школы нормальный психологический климат и высокая удовлетворенность учением;
· у большинства школьников достаточно хорошая мотивация достижений, заинтересованность в учебе;
· развитие интеллектуальных операций у школьников соответствует возрастной норме;
· прослеживается положительная динамика развития УУД;
· объективная оценка сформированности многих личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД показала, что в целом четвероклассники готовы к переходу на вторую ступень обучения.
Литература
Белавина О.В. Психологическая диагностика сформированности УУД в средней школе. – СПб: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.Г. Герцена №155/2013
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011
Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах СПб.: ИМАТОН, 2003
Приложение 1
Мониторинг УУД в 4-классах
Вид УУД |
Критерии |
Психологический инструментарий |
Метапредметные познавательные |
Смысловое чтение художественных и познавательных текстов Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Установление причинно-следственных связей Умение осуществлять сравнение, классификацию, а также структурирование знаний |
Навык чтения (Ясюкова Л.А.)
Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (Ясюкова Л.А.): 2, 3, 4 субтесты |
Регулятивные |
Целеполагание Планирование Контроль, саморегуляция |
2 субтест 3 субтест Проба на внимание (Гальперин, Кабыльницкая); Опросник Кеттелла фактор Q3 |
Коммуникативные |
Умение устанавливать отношения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Взаимоотношения с одноклассниками
|
Опросник Кеттелла факторы Н и F
Социометрия |
Личностные УУД |
Самооценка Мотивационная основа учебной деятельности Установление смысла учебной деятельности |
Фактор Q5 Факторы Q4, G, O
Опросник мотивации |