Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

К проблеме использования технологии развития критического мышления

Рефлексия на уроке истории и культуры Санкт-Петербурга
как совместная деятельность учителя и учащихся.

Дан Татьяна Юрьевна,
учитель истории,
истории и культуры Санкт-Петербурга.

Школа, как и вся система образования в России находится в постоянном процессе реформы. От школы информационно-трансляционной мы уже достаточно давно перешли к школе днятельностной, где обучающийся применяет полученные/усвоенные УУД  как в образовательном процессе, так и в процессе социальной идентификации.

Сегодня ФГОС закрепил в основе своей реализации Системно-деятелностный подход, который сегодня является предметом дискуссии и изучения на нашем круглом столе.

В Стандарте, чётко прописывается, что обеспечивает данный сиситемно-деятельностный подход.

1. Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию

2. Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся

3. Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

4. Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Как результат совместного образовательного процесса -  освоения УУД (учебных универсальных действий).

Нам, учителям- практикам , необходим «инструментарий» , опредёлённый набор педагогических технологий для решения поставленных теоретических задач.

Обобщая свой педагогический опыт, хочу представить вам универсальную технологию

Развития критического мышления с её многочисленными стратегиями, подбирая которые мы и будем учитывать индивидуальные, возрастные, психологические, физиологических особенностей обучающихся.

Сама технология проста, универсальна, конструктивна, современна,  а главное её основная стратегическая идея и поэтапные тактические задачи удивительно перекликаются  с новыми образовательными стандартами.

ТРКМ  -  это прежде всего образовательная технология  - система учебных стратегий методов и приёмов, направленных на развитие критического мышления у ученика.

Слово  рефлексия  происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет  рефлексию  как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию  как самоанализ. В современной педагогике под  рефлексией  понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия  может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе

Любая форма работы, любой метод, стратегия используемые в этой образовательной технологии основывается на следовании трём фазам:

  1. Фаза вызова ( целеполагание, актуализация проблемы, пробуждение познавательной активности, интереса к теме)
  2. Фаза осмысления.  Учебно –познавательная деятельность (работа с информацией, самостоятельное изучение, сопоставление материала, переживание эффекта приобретения)
  3. Фаза рефлексии. (осмысление, некое «проживание», встраивание нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов, т.е. материал для обучающегося должен стать «своим». Здесь необходима психологическая хитрость, не следует стремится всё непременно разрешить, завершить и поставить точку, пусть останется многоточие…для развития мышления.

Урок, его планировании/ проектировании  может иметь три фазы, но чаще всего в реальном уроке эти фазы многократно будут сменять  друг друга (вызов, осмысление, рефлексия)

Если мы обратимся к компонентам Системно-деятельностного подхода, то одной из основных составляющих будет – Рефлексивно- оценочные действия.

Не смотря на то, что учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивные действия, этот процесс проходит совместно.

Что же может происходить в процессе рефлексии на уроке?

1. Соотношение цели с планируемыми результатами.

2. Диагностика планируемых  результатов.

3. Самооценка деятельности на уроке.

4. Решение проблемы.

5. Практическое применение знаний и умений.

6. Оценивание своей готовности.

7. Творческая реализация.

8. Обнаруживать затруднения, незнания и т.д.

 Исходя из функций  рефлексии  предлагается следующая классификация:

рефлексия  настроения и эмоционального состояния

Проведение  рефлексии  настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения.

рефлексия  деятельности

Рефлексия  деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида  рефлексии  в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»

рефлексия  содержания учебного материала

Рефлексия  содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, 

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: 
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Стратегии педагогической ТРКМ разнообразны, и на мой взгляд, работают более эффективно, когда мы «подбираем» стратегию к  уроку; рассматривая целеполагание, содержание, структуру урока и конечно же возрастную особенность обучающихся.

В 5 классе я знакомлю ребят со стратегией  Техника вопросов. Сколько удивления, заинтересованности и желания попробовать задать вопрос по Ромашке вопросов.

Оказывается, вопросы могут быть такими разными!

Усвоение этого метода, даст возможность нам работать с другой технологией «Чтение с остановками», которая является наиболее эффективной в 5, 6, 7  классе. Когда мы можем и должны работать с текстом учебника, дополнительным материалам, историческими источниками, показывая ребятам как это нужно делать.

На многих урока курса Истории и культуры Санкт-Петербурга можно использовать эту стратегию. Я предпочитаю выбирать сюжетные тексты.

Например урок в 7 классе (по краеведческой тетради «наследие средневековья» 6 класс);

Тема: «Древняя Ладога»  Обращаемся к фрагменту параграфа 4. Почему Ладога – древнейшая столица Руси? Какова судьба этой столицы?

  1. остановка (после прочтения 1 абзаца) Ребята, мы не так много прочитали, но уже кое-что узнали. Каждый из нас взял из текста что-то свое. Давайте поделимся!
  2. остановка после слов «И вскоре между местными племенами начались споры, усобицы, раздоры» Ребята, как вы думаете, а как дальше будут развиваться события? ( ученики высказывают свои предположения, учитель просит аргументировать мнения)
  3. остановка после слов «…в Ладогу пригласили Рюрика»  Ребята, а как бы вы поступили на месте Рюрика? Вы бы согласились?

Количество остановок определяется необходимостью достижения поставленных задач урока, нам понятна как работает эта стратегия.

Данный приём является промежуточной рефлексией. В конце урока в качестве итоговой можно предложить следующее задание стр. 22 Голоса из прошлого №1  Существуют два предположения происхождения  названия «Ладога» 1) от прибалтийско-финского «аглога» - волна; от славянского имени Лада – «ладная, красивая». Как вы считаете, какое происхождение, по вашему мнению, имеет наибольшую историческую, краеведческую достоверность. Ответьте на вопрос, обоснуйте своё мнение ссылаясь на текст учебника, исторических источников (Голоса из прошлого).

В старших классах в качестве рефлексии я предлагаю ребятам такие стратегии ТРКМ, как

Синквейн,мини-эссе, РАФТ

       Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Вот творческие работы девятиклассников по теме «Модерн в Петербурге»

Модерн.

Привлекающий и вдохновляющий,

Заинтересовывает, очаровывает, изумляет.

Прогулка по Невскому…

Талант.

                               Мария Макарова.

Модерн.

Манящий, уникальный.

Восхищаться, мечтать, сочетать.

Модерн – уникальный стиль, рождённый талантом и огромным стремлением художника.

Образ Петербурга.

Александр Сидоренков

«Акрослово».

Учащимся предлагается описать при помощи эпитетов образ, например  «Пушкинского Петербурга».

П- прекрасный

Е – единственный и неповторимый

Т - театральный

Е- единообразны

Р- романтичный

Б - благородный

У- удивительный

Р- разный

Г- гармоничный

Стратегия РАФТ, как и синквейн, относится к стратегии развития письменной речи Проводим инвентаризацию/ активацию/ актуализацию всех знаний и предлагаем ученикам письменную работу; ученик определяется с  четырьмя  параметрами  будущего текста.

Р -  Роль ( от чьего лица ученик будет писать текст)

А - Аудитория ( для какой аудитории пишется текст)

Ф – Форма (в какой форме, жанре будет работать автор)

Т – Тема (может быть общая тема, например тема урока, или ученик предлагает свою тему, в рамках общей темы урока)

 Например тема: «Санкт-Петербург – финансовая и торговая столица» 8 класс курса.

- Я богатая купчиха

- Своей подруге в Москве

- Пишу письмо

- Об открытии Елисеевского магазина на Невском проспекте».

На повторительно-обобщающих уроках  я предлагаю ребятам такую стратегию ТРКМ, которую условно можно назвать «Графическое структурирование материала» или «Карта понятий» Здесь возможна работа в паре, в группе. ( Учащимися выделяются основные понятия темы, потом  второстепенные, всё это выстраивается  и связывается в логической системе) Важное и интересное в такой работе то, что не бывает двух одинаковых Карт понятий.

В итоге возникает «графический» информационно насыщенный и структурированный «Образ Петровского (Первоначального) Петербурга»; «Екатерининский Петербург» «Ленинград социалистический».

Если тематика урока проблемная , предлагаю стратегии решения проблем   «Фишбон (Рыбья кость)» или И.Д.Е.А.Л.

Фишбон позволяет «разбить» проблему, увидеть её визуально, вырабатывает у обучающихся привычку к аргументации.   Путём анализа  связки «причина- аргумент» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

В качестве примера урока для этой стратегии можно предложить тему «Назло надменному соседу» в курсе Истории и культуре Санкт-Петербурга 7 класса.

В курсе  8 класса есть урок по теме: «Такие разные петербуржца, а проблемы общие».

Рассмотрим этот урок в контексте использования стратегии И.Д.Е.А.Л.

  1. Озадачимся вопросом – С какими проблемами сталкивались петербуржцы в середине XIX века? Работаем индивидуально.
  2. Выберем одну из наиболее важных проблем, по вашему мнению. (например  -  общественный транспорт)  Работаем в паре. Предлагаем решение этой проблемы (мозговой штурм) Не критикуем, принимаем все, даже самые фантастические решения.
  3. Выбираем самое «сильное» решение.    (например – открытие новых маршрутов следования городского транспорта)  Переходи к работе в группе.
  4. Предложим проект/ план решения данной проблемы.
  5. Озадачимся вопросом какие проблемы петербуржцев  XIX века сегодня существуют в нашем городе, какие остались в прошлом?

«Шесть шляп мышления» - этот метод, стратегия используется для разностороннего анализа изучаемого на уроке явления, для проведения обобщающего урока.

Группа школьников делится на 6 групп. Каждой вверяется одна из шляп.

Этот метод побуждает  учащихся к разнообразной, разноцветной оценке изученного и пережитого, что является одной из важных характеристик критического мышления

Конечно мною представлены не все стратегии ТРКМ, скорее те, которые я активно применяю на урока, которые мне кажутся интересными универсальными и удобными.

В заключении мне хотелось бы сказать, что все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней  рефлексии;  развитию очень важных качеств современной личности.

Также,  процесс  рефлексии  должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом,  рефлексия  на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя,

позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Ну и  чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться  «стратегией» «Благодарю»

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. (Учителя из числа выбираемых следует исключить). Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событи

Татьяна Юрьевна Дан, учитель истории и культуры Санкт-Петербурга лицея № 395.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»