Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Взгляд учителя на компьютерное тестирование,
как метод оценки знаний учащегося

 

Пугачева Инна Сергеевна,
учитель английского языка
ГБОУ гимназия №330
Невского района Санкт-Петербурга

 

 

Среди моих коллег отношение к компьютерному тестированию далеко не однозначное. Да, современному школьнику легче нажать на кнопки, чем пройти устное собеседование с педагогом или написать что-то на бумаге.

Но отражает ли тест реальный уровень приобретенных учеником знаний?

 

Помню рассказ моей дочери о компьютерном тестировании по математике: оценка складывалась из количества правильных ответов. Рядом с Катей сидел молодой человек, который не мог вывести производную из хи большинство ответов вписал наугад, а получил 76 баллов из 100 возможных. Да, он везучий и уверенный в себе человек, но мне не хотелось бы, чтобы фортуна играла основополагающую роль в качестве образования. Или взять, например детей для которых компьютерное тестирование –  это прежде всего стресс: на пробном устном экзамене по английскому языку девушка от страха упала в обморок, а у другой так тряслись руки, что она не попадала по кнопкам. 

 

Что касается литературы, где знание материала не сводится только лишь к датам жизни великих авторов или событиям произведений, то тестовая оценка в принципе дает некое мифическое представление о знании материала. Как можно с помощью теста оценить возможность выпускника быть впоследствии журналистом, поэтом или писателем? Тест не дает оценку возможности глубоко прочувствовать произведение, а впоследствии создать нечто новое, не нацелен он на развитие творческих способностей. С помощью тестирования можно проверить усвоил ли вчерашний школьник правила пунктуации и грамматики, но если его взгляды отличаются от взглядов составителей тестов, как быть в таком случае? Я считаю, что правильно вернулись к написанию сочинения.

 

Общение человека с компьютером имеет свою специфику, и не все одинаково спокойно относятся к компьютерному тестированию. Если процедура тестирования затянется или содержание теста не заинтересует человека. Положительный настрой может смениться противоположным; будут  утомлять и раздражать однообразие и монотонность работы, «глупость» вопросов и заданий. Иногда негативное отношение к компьютерному тестированию бывает вызвано и отсутствием обратной связи. А когда тестируемый человек не получает обратной связи, возрастает вероятность ошибочных ответов (можно неверно понять инструкцию, перепутать клавиши для ответов и др.).

Были проведены специальные исследования, чтобы определить, как люди относятся к компьютерному тестированию. Оказалось, что у некоторых людей возникает так называемый эффект психологического барьера, а у некоторых – эффект сверхдоверия. Бывает, человек вообще не способен справиться с заданием потому, что "боится" компьютера. Возможно и включение психологических защитных механизмов, связанных с нежеланием тестируемого раскрываться, стремлением избежать излишней откровенности или намеренным искажением результатов.

 

Сейчас  готовые практические задания часто продаются на различных сайтах. То же самое и с тестами. Это не даёт преподавателям объективно оценить знания студента. Также тесты отличаются тем, что в них студенту предлагается несколько вариантов ответа, так что особенно везучие молодые люди могут просто угадать  правильный.  Получить ответы на тест в наше время высоких технологий не так уж и сложно, что сводит на нет главное преимущество этой системы проверки знаний – объективность. К тому же, преподавателям бывает крайне сложно разработать тесты, которые охватывали бы весь предложенный студенту материал, так что им приходится либо использовать задания, которые уже «засветились» среди учеников.

 

Но, все-таки, нельзя совсем отвергать значимость тестов в повседневном обучающем процессе.

Компьютерное тестирование экономит много времени (это, вероятно, самое главное). Задача учащегося– просто нажимать клавишу, соответствующую выбранному ответу. В результате компьютер выдает готовый результат. На всю процедуру, включая обработку результатов, уходит значительно меньше времени, чем при обычном тестировании. Такая экономия времени особенно ценна при работе с группой учащихся. Можно одновременно усадить за компьютер большое число детей и оперативно получить нужные данные.

 

Экономятся силы учителя– ему не приходится заниматься рутинной работой (заготовка бланков, инструктаж тестируемого, выдача заданий, ведение протокола, подсчет и обработка результатов).

 

При наличии хорошо отлаженной программы компьютерное тестирование практически исключает ошибки при обработке результатов – машина всегда использует один и тот же алгоритм, она не отвлекается и не утомляется.

 

Появляется возможность накопления и сохранения электронной базы данных. Унифицированная база данных удобна для анализа и заменяет собой огромные кипы экспериментальных бланков, отчетов и заключений.

 

При использовании стандартизованной компьютерной программы условия проведения тестирования не зависят от индивидуальных особенностей и психологического состояния экспериментатора, что, несомненно, повышает "чистоту" диагностической процедуры.

 

Учащемуся, некого стесняться – компьютер не может ни оценочно, ни эмоционально реагировать на не самые удачные ответы.

Как мы видим, достоинств у компьютерного тестирования немало.

Но практика показывает, что тестовая система должна применяться для проверки подготовки студентов в комплексе с классическими способами оценки знаний, такими как устный опрос и контрольные работы. Такой комплексный подход позволяет достичь наилучших результатов и установить уровень подготовки ученика.

 

Не всякий тестовый контроль можно считать эффективным, а только тот, для проведения которого используются качественные тестовые материалы. В свою очередь для подготовки таких материалов необходимо хорошо владеть учебной дисциплиной, а также основными элементами теории тестов, в частности, нужно знать, что представляет собой тест и тестовое задание, каковы их особенности, формы представления, принципы разработки. Чтобы тест адекватно выполнял свои задачи, преподаватель должен подготовить качественный материал для его наполнения. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»