Взгляд учителя на компьютерное тестирование,
как метод оценки знаний учащегося
Пугачева Инна Сергеевна,
учитель английского языка
ГБОУ гимназия №330
Невского района Санкт-Петербурга
Среди моих коллег отношение к компьютерному тестированию далеко не однозначное. Да, современному школьнику легче нажать на кнопки, чем пройти устное собеседование с педагогом или написать что-то на бумаге.
Но отражает ли тест реальный уровень приобретенных учеником знаний?
Помню рассказ моей дочери о компьютерном тестировании по математике: оценка складывалась из количества правильных ответов. Рядом с Катей сидел молодой человек, который не мог вывести производную из х2 и большинство ответов вписал наугад, а получил 76 баллов из 100 возможных. Да, он везучий и уверенный в себе человек, но мне не хотелось бы, чтобы фортуна играла основополагающую роль в качестве образования. Или взять, например детей для которых компьютерное тестирование – это прежде всего стресс: на пробном устном экзамене по английскому языку девушка от страха упала в обморок, а у другой так тряслись руки, что она не попадала по кнопкам.
Что касается литературы, где знание материала не сводится только лишь к датам жизни великих авторов или событиям произведений, то тестовая оценка в принципе дает некое мифическое представление о знании материала. Как можно с помощью теста оценить возможность выпускника быть впоследствии журналистом, поэтом или писателем? Тест не дает оценку возможности глубоко прочувствовать произведение, а впоследствии создать нечто новое, не нацелен он на развитие творческих способностей. С помощью тестирования можно проверить усвоил ли вчерашний школьник правила пунктуации и грамматики, но если его взгляды отличаются от взглядов составителей тестов, как быть в таком случае? Я считаю, что правильно вернулись к написанию сочинения.
Общение человека с компьютером имеет свою специфику, и не все одинаково спокойно относятся к компьютерному тестированию. Если процедура тестирования затянется или содержание теста не заинтересует человека. Положительный настрой может смениться противоположным; будут утомлять и раздражать однообразие и монотонность работы, «глупость» вопросов и заданий. Иногда негативное отношение к компьютерному тестированию бывает вызвано и отсутствием обратной связи. А когда тестируемый человек не получает обратной связи, возрастает вероятность ошибочных ответов (можно неверно понять инструкцию, перепутать клавиши для ответов и др.).
Были проведены специальные исследования, чтобы определить, как люди относятся к компьютерному тестированию. Оказалось, что у некоторых людей возникает так называемый эффект психологического барьера, а у некоторых – эффект сверхдоверия. Бывает, человек вообще не способен справиться с заданием потому, что "боится" компьютера. Возможно и включение психологических защитных механизмов, связанных с нежеланием тестируемого раскрываться, стремлением избежать излишней откровенности или намеренным искажением результатов.
Сейчас готовые практические задания часто продаются на различных сайтах. То же самое и с тестами. Это не даёт преподавателям объективно оценить знания студента. Также тесты отличаются тем, что в них студенту предлагается несколько вариантов ответа, так что особенно везучие молодые люди могут просто угадать правильный. Получить ответы на тест в наше время высоких технологий не так уж и сложно, что сводит на нет главное преимущество этой системы проверки знаний – объективность. К тому же, преподавателям бывает крайне сложно разработать тесты, которые охватывали бы весь предложенный студенту материал, так что им приходится либо использовать задания, которые уже «засветились» среди учеников.
Но, все-таки, нельзя совсем отвергать значимость тестов в повседневном обучающем процессе.
Компьютерное тестирование экономит много времени (это, вероятно, самое главное). Задача учащегося– просто нажимать клавишу, соответствующую выбранному ответу. В результате компьютер выдает готовый результат. На всю процедуру, включая обработку результатов, уходит значительно меньше времени, чем при обычном тестировании. Такая экономия времени особенно ценна при работе с группой учащихся. Можно одновременно усадить за компьютер большое число детей и оперативно получить нужные данные.
Экономятся силы учителя– ему не приходится заниматься рутинной работой (заготовка бланков, инструктаж тестируемого, выдача заданий, ведение протокола, подсчет и обработка результатов).
При наличии хорошо отлаженной программы компьютерное тестирование практически исключает ошибки при обработке результатов – машина всегда использует один и тот же алгоритм, она не отвлекается и не утомляется.
Появляется возможность накопления и сохранения электронной базы данных. Унифицированная база данных удобна для анализа и заменяет собой огромные кипы экспериментальных бланков, отчетов и заключений.
При использовании стандартизованной компьютерной программы условия проведения тестирования не зависят от индивидуальных особенностей и психологического состояния экспериментатора, что, несомненно, повышает "чистоту" диагностической процедуры.
Учащемуся, некого стесняться – компьютер не может ни оценочно, ни эмоционально реагировать на не самые удачные ответы.
Как мы видим, достоинств у компьютерного тестирования немало.
Но практика показывает, что тестовая система должна применяться для проверки подготовки студентов в комплексе с классическими способами оценки знаний, такими как устный опрос и контрольные работы. Такой комплексный подход позволяет достичь наилучших результатов и установить уровень подготовки ученика.
Не всякий тестовый контроль можно считать эффективным, а только тот, для проведения которого используются качественные тестовые материалы. В свою очередь для подготовки таких материалов необходимо хорошо владеть учебной дисциплиной, а также основными элементами теории тестов, в частности, нужно знать, что представляет собой тест и тестовое задание, каковы их особенности, формы представления, принципы разработки. Чтобы тест адекватно выполнял свои задачи, преподаватель должен подготовить качественный материал для его наполнения. Но об этом мы поговорим в следующий раз.