Возможности сетевых сообществ в организации
взаимодействия субъектов образовательного процесса
Мерзинева Рашида Хафизовна,
ГДОУ № 116,
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГДОУ № 116,
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
В современном информационном обществе сеть Интернет становится неотъемлемой частью нашей жизни и составляющей различных видов деятельности,в том числе и педагогической. Ресурсы сети уже давно используются педагогами в качестве дополнительного источника информации: активно используются коллекции цифровых образовательных ресурсов,электронные библиотеки, справочники, словари.
Вместе с тем при организации образовательного процесса не стоит пренебрегать и коммуникативными возможностями сети Интернет, которые позволяют расширить границы и обогатить формы взаимодействия всех его участников,привлечь внимание к образовательному учрежению и его деятельности.
На сегодняшний день сеть Интернет предоставлет широкий спектр коммуникационных средств-электронная почта,чаты, форумы.
По некоторым наблюдениям в научных и образовательных целях зачастую используются следующие социальные серверы:
-блоги ориентированные на организацию персонального образовательного пространства.
-социальные сети позволяющие организовывать открытые и закрытые сообщества по интересам для коллективного обсуждения различных вопросов и осуществления совместной деятельности.
- социальные мультимедиа предназначеные для хранения и совместного использования,обмена,комментирования и редактирования графической ,аудио- и видеоинформации,фотографий и анимации и др.
- социальные поисковые системы и серверы закладок
ориентированные на совместный поиск информации и коллективное создание, обмен и систиматизацию ссылок на тематические интернет ресурсы.
- сетевые сообщества объединяющие в себе как возможности создания контента, так и средства осуществления сетевой коммуникации.
Для организации взаимодействия субъектов образовательного процесса,как показывает практика,целесообразнее всего использовать возможности именно сетевых сообществ. Под "сетевым сообществом" мы понимаем группу людей, поддерживающих общение включенных в совместную деятельность посредствам компьютерных сетевых средств.
Современные сетевые сообщества основываются на принципах сотворчества и сотрудничества,представляют возможность и соответствующие средства для:
1. Создания и обогащения общего содержания посредством создания:
- сообщений,новостей,объявлений, привлекающих внимание всех пользователей портала к размещению информации
- записей в блоге
- цифровых образовательных ресурсов
- портфолио личностных достижений
- ссылок на внешние и внутренние ресурсы сети
- фотоальбомов
2. Организации взаимодействия всех участников сообщества посредствам :
- организации обсуждения любого информационного ресурса
- организации обсуждений интересующих вопросов в форуме
- проведение мастер-классов с последующим обсуждением полученных результатов
- проведение дистанционно семинаров в рамках сетевого сообщества.
Среда сетевого сообщества открывает принципиально новые возможности для деятельности. Новые формы днятельности связаны как с поиском в сети информации,так и созданием собственных цифровых ресурсов-текстов,презентаций,фотографий,пректов,по ртфолио. Участие в новых формах деятельности позволяет приобретать важные навыки взаимодействия посредством информационных технологий.
Кроме того в сетевом сообществе каждый участник имеет возможность создать свой "стиль",стать активным участником взаимодействия или занять позицию наблюдателя деятельности других участников,при этом быть ориентированном в проблеме.
Современные сетевые серверы создают новую коммуникативную среду,в которой общение происходит не только за счёт обмена сообщениями,но и обмена другими ресурсами:статьями,закладками, ссылками, фотографиями, заметками и др. В процессе взаимодействия в среде сетевых сообществ участники образовательного процесса имеют возможность найти ответы на многие волнующие их вопросы,развить критическое мышление, проявить свою творческую и профессионально активность.
Участие в сетевом сообществе предоставляет возможность:
- развить познавательные интересы и потребности в сотрудничестве у всех участников образовательного процесса;
- развить информационную культуру и компетентность субъектов образовательного процесса.
Таким образом, обозначенные возможности обуславливают рассмотрение данного сетевого сервиса в качестве оптимального средства организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в современной информационной образовательного деятельности.
Литература
1. Интернет в гуманитарной образовании: Учебное пособие/под ред.Е.С. Полат -М. :2001
2. Использование интернет-технологий в современном образовательного процессе. Ч. 3/сост. Ю. В.Ээльмаа -СПб 2010
3. Патаркин Е.Д. Современные технологии в образовании и культуре-М 2009
4. Применение новых информационно-коммуникационных технологий в преподавании:- СПб 2001
5. Патаркин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. М.:2006