Создание ситуации успеха на уроках математики
Лобачева Надежда Павловна,
преподаватель Федерального государственного
казенного общеобразовательного учреждения
«Кронштадтский морской кадетский военный корпус»
Министерства обороны Российской Федерации
Главная задача современного педагога - сформировать универсальные учебные действия , которые являются ядром Федерального государственного общего образования. Образование в нашей стране переходит на принципиально новую концепцию развития.
Ученик с его чувствами, эмоциями, особенностями, талантами и индивидуальностью поставлен во главу угла. Идеальный тип- это самостоятельный , предприимчивый , коммукативный , толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.
Поведение , ориентированное на достижение успеха , предполагает наличие у человека мотивов достижения успеха, избегая неудачи. Все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудачи. Однако каждый человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо стремлением к достижениям, либо стремлением к избеганию неудачи.
Если взрослые люди, педагоги, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи, больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов и поощрений ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
На мотивацию достижения успехов влияют также два взаимосвязанных личностных образования: самооценка и уровень притязаний. Важным актом, который внутренне укрепляет мотив достижения успехов, делая его устойчивым, является осознание ребенком своих способностей и возможностей, различение того и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи, свои возможности.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к учебным занятиям. Но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другое. Поэтому педагогически оправдано создание у ребят ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Работая в тесной связи с психологом, на уроках я использую его рекомендации. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, открытая поза и доброжелательная мимика создают благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей
Операция |
Назначение |
Речевая парадигма |
Снятие страха |
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах |
- Контрольная работа вам по силам, этот материал мы с вами проходили. -Допуская ошибки, люди учатся и находят другие способы решения |
Авансирование успешного результата |
Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей |
-У вас обязательно получится.. -Я даже не сомневаюсь в успешном результате |
Скрытое инструктирование кадета о способах и формах совершения деятельности |
Помогает подростку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания |
-Возможно, лучше всего начать с … -Выполняя работу, не забудьте о …. |
Внесение мотива |
Показывает кадету, ради чего или кого деятельность совершается |
-Без твоего участия справиться с выполнением задания будет сложно. -Научиться может только тот кто что-либо делает. |
Персональная исключительность |
Обозначает важность усилий кадета |
-Только тебе я могу доверить… -Мне бы хотелось узнать твое мнение на этот счет… |
Мобилизация активности |
Побуждает к выполнению действий |
-Так хочется поскорее увидеть… -Мне не терпится услышать твой ответ… |
Высокая оценка какой- либо детали |
Помогает эмоционально переживать успех |
- Тебе особенно удалось |
Приобретенные обучающимися знаний по математике имеет особенно важное значение в условиях современного социально-экономического развития общества, так как на математике основывается не только вся техническая деятельность, но она же является необходимой основой для научно- исследовательской работы и в области естественных и общественных наук.