Развитие инновационного образования
The development of innovative education
Сальникова Наталья Александровна
Жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.
A life puts in front of educational institutions new tasks to solve which is impossible, working in the old way without the development and implementation of any specific innovations.
Люди разных стран равны в одном:
им дорого и любо все новое, хоть
новое и лепят из старого.
У. Шекспир
им дорого и любо все новое, хоть
новое и лепят из старого.
У. Шекспир
Внимание к вопросам модернизации образования во всем мире не случайно: качественное образование, и в первую очередь, общешкольное, является основным инструментом развития всего общества.
Об этом в последние годы рассуждают многие педагоги, общественные деятели, политики. И все они сходятся во мнении: в образовательный процесс необходимо внедрять инновации, именно такой инновационный аспект развития становится сегодня все более и более актуальным.
Инновация - это некое новшество, которое требует изменения образа деятельности и стиля мышления, после чего улучшаются результаты труда. Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл.
На мой взгляд, современная школа находится сегодня в активном поиске инновационных технологий и путей развития, потому как она одна из первых должна реагировать на изменения, происходящие в мире. На этом пути любое новшество, любое предложение или инициатива должны быть на вес золота. Не исключено, что стоит вспомнить какие-то старые методы и формы работы и взять то позитивное, что они несли.
Инновационные технологии в образовательном процессе довольно многообразны. Они затрагивают совершенно разные аспекты:
Об этом в последние годы рассуждают многие педагоги, общественные деятели, политики. И все они сходятся во мнении: в образовательный процесс необходимо внедрять инновации, именно такой инновационный аспект развития становится сегодня все более и более актуальным.
Инновация - это некое новшество, которое требует изменения образа деятельности и стиля мышления, после чего улучшаются результаты труда. Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл.
На мой взгляд, современная школа находится сегодня в активном поиске инновационных технологий и путей развития, потому как она одна из первых должна реагировать на изменения, происходящие в мире. На этом пути любое новшество, любое предложение или инициатива должны быть на вес золота. Не исключено, что стоит вспомнить какие-то старые методы и формы работы и взять то позитивное, что они несли.
Инновационные технологии в образовательном процессе довольно многообразны. Они затрагивают совершенно разные аспекты:
- организационную работу с детьми,
- формирование психологически и физически здоровой личности,
- воспитание патриотизма,
- организацию конкурсов и олимпиад между школьниками,
- индивидуальный подход к обучению…
Основная задача всех инновационных технологий – сохранение и развитие у ребенка желания учиться. Настоящий образовательный процесс подразумевает активное участие ученика в познавательной деятельности и раскрытие его творческих способностей, без которых невозможно совместное открытие новых знаний учителем и учеником.
Инновации вносят изменения: в цели, содержание, способы, технологии, в стили педагогической деятельности, в систему контроля и оценки уровня образования, в методическое обеспечение, в систему воспитательной работы, в учебный план и учебные программы, в деятельность педагога и ученика.
Разработка инноваций продолжается до тех пор, пока не найдется новый принципиальный подход к решению выявленной в теории и практике проблемы.
Педагогические инновации должны соответствовать критериям:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками и Вопросы Блума;
- кластеры;
- синквейн;
- «Продвинутая лекция»;
- эссе;
- ключевые термины;
- перепутанные логические цепочки;
- дидактическая игра;
- лингвистические карты;
- лингвистическая аллюзия (намек);
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
Чтобы развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к изучению русского языка и литературы, я составляю уроки таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ создаёт положительные эмоции, устраняет неосознанное сопротивление процессу обучения.
Организуя урок с использованием ИКТ, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю задания на компьютере с обсуждением и общением с детьми. Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности учащихся, активизировать их творческую деятельность. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
На мой взгляд, ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию. Задача учителя – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость. Думаю, нет смысла доказывать, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.
Использованная литература
- формирование психологически и физически здоровой личности,
- воспитание патриотизма,
- организацию конкурсов и олимпиад между школьниками,
- индивидуальный подход к обучению…
Основная задача всех инновационных технологий – сохранение и развитие у ребенка желания учиться. Настоящий образовательный процесс подразумевает активное участие ученика в познавательной деятельности и раскрытие его творческих способностей, без которых невозможно совместное открытие новых знаний учителем и учеником.
Инновации вносят изменения: в цели, содержание, способы, технологии, в стили педагогической деятельности, в систему контроля и оценки уровня образования, в методическое обеспечение, в систему воспитательной работы, в учебный план и учебные программы, в деятельность педагога и ученика.
Разработка инноваций продолжается до тех пор, пока не найдется новый принципиальный подход к решению выявленной в теории и практике проблемы.
Педагогические инновации должны соответствовать критериям:
- оптимальность, полностью учитывающую уровень затраты сил и средств со стороны педагогов и учеников, необходимых для достижения планируемых результатов;
- высокая результативность, выражающаяся в устойчивости положительных результатов в деятельности педагогов;
- возможность креативного использования инноваций в массовом опыте;
- прогрессивность предлагаемых нововведений;
- теоретическая и методическая обоснованность.
- Организация учебных занятий (в том числе с использованием классно-урочной системы)
- создание гомогенных классов с правом перехода в классы другого уровня;
- организация профильных классов;
- методики коллективные учебные, активно использующие ситуации взаимообучения;
- применение игровых обучающих методик, проектных технологий; использование систем сетевого взаимодействия;
- применение индивидуальных образовательных программ;
- Способы передачи содержания образования
- опорные сигналы;
- организация межпредметных уроков с активным использованием межпредметных связей;
- конструирование образовательного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;
- компьютеризация образовательного процесса;
- технологии на основе принципа полного усвоения;
- метод погружения;
- выделение национального и культурного аспектов образования;
- программное обучение и проблемное обучение;
- организация исследовательской деятельности школьников; - привлечение преподавателей вузов для работы с одарёнными детьми;
- создание компьютерной базы данных о передовом опыте;
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками и Вопросы Блума;
- кластеры;
- синквейн;
- «Продвинутая лекция»;
- эссе;
- ключевые термины;
- перепутанные логические цепочки;
- дидактическая игра;
- лингвистические карты;
- лингвистическая аллюзия (намек);
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
Чтобы развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к изучению русского языка и литературы, я составляю уроки таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ создаёт положительные эмоции, устраняет неосознанное сопротивление процессу обучения.
Организуя урок с использованием ИКТ, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю задания на компьютере с обсуждением и общением с детьми. Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности учащихся, активизировать их творческую деятельность. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
На мой взгляд, ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию. Задача учителя – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость. Думаю, нет смысла доказывать, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.
Использованная литература
- Щербакова Е. В. Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013.
- Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 1990.
- Пушкарев. Развитие образования в условиях новой системы ценностей глобального общества [Электронный ресурс] / Пушкарев, Пушкарева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. Электр. журн.– 2012. - №4.