Технология обучения в сотрудничестве
Крюкова Людмила Анатольевна,
преподаватель английского языка
ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский корпус»
Реализации образовательных программООО акцентирована на достижении того, чтобы молодой человек, в результате образовательного процесса в системе основного общего образования, мог стать
- патриотом, носителем ценностей гражданского общества, осознающим свою сопричастность с судьбой Родины;
- человеком, уважающим ценности иных культур, религий и мировоззрений, осознающим проблемы современности, свою возможную роль в их решении;
- креативным человеком, мотивированным к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
- человеком, уважающим других людей, готовым к сотрудничеству с ними для достижения совместного позитивного результата;
- человеком, осознающим себя личностью, способным принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Новое содержание образования, новое целеполагание, новые средства и технологии обучения определили содержание новых ФГОС.
В качестве современных педагогических технологий, обеспечивающих эффективную реализацию ФГОС и подготовку учащихся к ОГЭ и ЕГЭ учителями используются:
- технология развития критического мышления учащихся,
- технология проектного обучения,
- технология проблемного обучения,
- технология формирования универсальных учебных действий,
- технология сотрудничества.
Самым эффективным и результативным, на мой взгляд, является обучение в сотрудничестве. Основная идея технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных ситуациях для работы над совместным проектом. Это новый подход к предмету, где акцент делается на самостоятельном познавательном интересе.
Обучение в сотрудничестве – это одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, которая предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач.
Основная идеятехнологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Учащиеся в классах различаются по уровню сформированности умений и навыков говорения, чтения, слушания, письма, по своему творческому потенциалу, умению общаться.
Необходимо учитывать следующие психолого-методические нюансы:
- группы формируются с учетом психологической совместимости, с учетом того, что в ней будут сильные, средние и слабые ученики;
- если нет слаженности в работе - состав группы меняется;
- учитель распределяет "роли" в группе;
- группа получает одно общее для всех задание, но для реализации проекта каждый должен выполнить свою часть работы;
- оценивается работа не каждого ученика, а группы в целом;
- иногда две группы объединяются и предъявляют совместный результат работы
- по итогам работ обязательно нужна подробная оценка деятельности, с указанием всех положительных моментов.
Педагогическое сотрудничество, сотворчество ученика и учителя, создание творческого микроклимата - обязательная основа гуманно-личностной технологии.
Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально.
Важнейшими признаками сотрудничества являются:
-
осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности;
-
высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты деятельности;
-
активно-положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и взрослых при решении учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях и учебных неудачах.
-
методика обучения, стимулирующая самостоятельность, интерес учащихся, их практическую и интеллектуальную инициативу, творчество.
-
взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.
Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников, выполнение заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия.
В организации учебно – воспитательного процесса используется несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве.
1. Student Team Learning (обучение в команде) уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой, вопросом, подлежащими изучению.
Таким образом, задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, совместном решении поставленной перед ними проблемы, поскольку успех команды зависит от вклада каждого.
2. Jigsaw «ажурная пила, машинная ножовка».
Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Всем необходимо слушать внимательно друг друга, делать записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.
3. Learning Together («Учимся вместе»)
Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3 – 5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой –то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь. Внутри группы, учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определённой культуры общения. Роль учителя – контроль.
4. Исследовательская работа учащихся в группах.
Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся могут работать индивидуально или в группах до шести человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще этот вариант работы используется в проектной технологии.
Совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно – ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.
Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений. При этом в отличие от других технологий обучения учитель является полноправным участником процесса обучения.
Литература:
-
Ильин Е. Н. Путь к ученику. – М., Просвещение, 1988.
-
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1996.
-
Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., ACADEMA, 2001.
-
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., «Народное образование», 1998.
-
Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М. Просвещение, 1987.