Методическая работа как средство повышения компетентности учителя
Кузьмина Светлана Анатольевна,
кандидат педагогических наук, заместитель директора по НМР,
ГБОУ лицей № 623 имени И.П.Павлова Выборгского района
Бянкина Светлана Феоктистовна,
заместитель директора по УВР,
ГБОУ лицей № 623 имени И.П.Павлова Выборгского района
Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Но мы понимаем, что педагогическая деятельность – это, прежде всего, практика. Почему же происходит разрыв между теорией и практикой?
Первая причина: стремление к овладению частными методиками, оттачивание приемов по преподаванию отдельных тем, частей урока, понимается как методическая культура в целом. Это стремление затмевает необходимость овладевать педагогической культурой, где методическая культура является только частью культуры педагогической.
Вторая причина: в отсутствии глубоких знаний о современных смыслах образования, информационная культура в этом случае формируется исходя из приоритета количества информации о новейших технологиях.
Традиционная методическая работа предполагает повышение профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Но, учитывая новые ценности образования и методической работы в целом, хочется сделать акцент и на новых целях методической работы, разработать новую модель организации методической работы в лицее.
Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь. Таким образом, цель методической работы мы видим в оказании действенной помощи учителю в улучшении организации образовательного процесса, в обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации педагога как субъекта профессиональной деятельности, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.
Задачами методической работы в лицее являются: проведение оценки возможностей коллектива; адаптация к новой системе организации методической работы; рациональное использование возможностей для повышения квалификации педагогических кадров; мотивирование успешности деятельности; решение вопросов материального стимулирования педагогов; развитие инновационного поведения педагогов и их нового педагогического мышления; развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры учителей; социальная защита педагогических работников и ресурсное обеспечение их профессиональной деятельности; повышение статуса учителя и престижа педагогической профессии.
Ожидаемые результаты: положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности школы в целом; создание условий для изменения статуса учителя, перевод его с позиции “урокодателя” на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора.
Несомненно, что при новом подходе к организации методической работы изменятся ее содержание и ее формы. Теперь это не только курсы повышения квалификации и посещение уроков коллег. Это, прежде всего, создание образовательной среды, в которой педагоги смогли бы получить необходимый опыт личностно-ориентированного обучения. Это координация разработки учебных планов и программ, их согласование по смежным дисциплинам, повышение качества профессиональной подготовки учителей на основе информационной техники, организация теоретических и научно-практических семинаров по вопросам педагогики и психологии, новым достижениям в педагогической науке. Выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы отдельных педагогов и предметных кафедр, изучение и внедрение в образовательный процесс положительного опыта методической работы других образовательных учреждений, проведение научно-практических конференций.
В нашем лицее учителя лицея работают в составе предметных кафедр. Это кафедра естественных дисциплин (учителя физики, химии, биологии, географии), кафедра точных наук, кафедра иностранных языков, кафедра начальных классов, кафедра филологии, кафедра здоровья, кафедра социальных наук и культуроллогии.
Формы методической работы на кафедрах самые разнообразные:
1. Поисковая работа и научные исследования (создание и апробация авторских программ, участие в научно-практических конференциях, выступления по итогам исследований, работа по созданию методических пособий).
2. Руководство исследовательской работой обучающихся (руководство научным лицейским обществом, участие в организации научно-практической конференции учащихся, в фестивале проектов, работа в качестве научных руководителей, помощь в обработке материалов экспериментальной работы учеников).
3. Разработка методической документации (работа по составлению учебных планов, программ, методических рекомендаций, экзаменационных материалов, анкет, различных положений (о смотрах, конкурсах и т. п.).
4. Повышение квалификации учителей (стажировки, авторские семинары, открытые уроки, работа с научно-методической литературой, курсы, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства).
5. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта (показ опыта в режиме реального времени, изучение перспектив внедрения и последствий перехода на новые способы работы, составление краткого описания предъявленного опыта и создание информационной базы, осуществление диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций, проведение семинаров, конференций, практикумов, организация консультаций, выставок, участие в конкурсах профессионального мастерства).
Какие шаги нужно сделать, чтобы преодолеть существующие проблемы и выйти на иной уровень организации методической работы?
1.Привести в соответствие тематическое планирование индивидуальной формы методической работы и тему методической работы кафедры, лицея.
2.Предусмотреть планирование промежуточных и конечных результатов в групповой и индивидуальной методической работе.
3.Упорядочить создание межпредметных, временных творческих и проблемных групп.
4. Создание банка запросов учителей об участии в работе тех или иных курсов.
5. Продолжить работу по стимулированию профессионального развития учителей.
К стимулам профессионального развития можно отнести следующие мотивы:
1. Мотив реализации себя в творческой педагогической деятельности (Открытие собственного мастер-класса; повышение самостоятельности учителя: возможность работать по интересующей программе, выбирать класс. Содействие в разработке, утверждении, распространении собственной авторской программы).
2. Мотив личного развития, приобретения новой информации (Направление на стажировку, курсы. Предоставление времени на методическую работу (работа на дому). Творческий отпуск в каникулярное время).
3. Мотив достижения социального успеха (Участие вразличных конференциях, семинарах. Содействие в обобщении опыта, подготовке к печати публикаций и пособий. Привлечение к руководству методическими подразделениями. Получение права на проведение семинаров, курсов, лекций).
4. Потребность в причастности к делам коллектива (Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы).
5. Мотив стабильности, защищенности (Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе).
6. Мотив состязательности (Содействие в выдвижении на престижные конкурсы. Присвоение звания победителя, призера конкурсов профессионального мастерства. Получение благодарственных писем).