Использование электронных образовательных ресурсов
на уроках биологии и химии
Демещенко Ирина Александровна,
ГБОУ СОШ №217 им.Н.А.Алексеева
Красносельского района С-Петербурга
Современная школа дает учащимся большие возможности, позволяет учиться с интересом. Этот интерес обеспечивается и благодаря использованию на уроке электронных образовательных ресурсов нового поколения, позволяя поддерживать устойчивое внимание на уроке у школьника XXI века.
Биология и химия – одни из тех предметов, которые дают широкие возможности для эффективного применения ЭОР.
Уроки на основе использования ЭОР:
1. Урок — введение нового материала с использованием ЭОР при ведущей роли учителя.
2. Урок — введение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся .
3. Урок — обучающий семинар с использованием ЭОР.
4. Урок — виртуальная лабораторная работа на основе использования ЭОР.
5. Уроки-практикумы с использованием ЭОР НП: репродуктивные и неиндивидуальные, индивидуализированные, творческие.
6. Урок — решение задач.
7. Урок-дискуссия на основе использования ЭОР.
8. Урок — групповая дискуссия.
9. Урок — обсуждение (выдвижение) идей.
10. Урок — проблемный семинар.
С установлением в кабинете химии и биологии в 2013г. интерактивной доски, появилась возможность сделать уроки более эффективными. К каждому уроку я готовлю интерактивный материал.
Любому уроку с использованием ЭОР предшествует кропотливая работа, но зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся.
Работа по подготовке презентации облегчается, когда некоторые странички готовят сами школьники. Эта самостоятельная работа повышает мотивацию и вызывает интерес как к предмету. Кроме того, работая над презентацией, обучающиеся осваивают работу с компьютером, вырабатывают навык работы с программой Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Зная, что работа обучающихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию.
Целью презентации может быть:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения учителем нового материала;
- первичное закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний.
Для преподавания биологии в школе имеются мультимедийные пособия с обширный учебным материалом по всем разделам курса биологии, они содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей, иллюстрирующих текстовый материал, обширный справочный материал, а также лабораторные практикумы, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний.
Работу с этими образовательными комплексами можно проводить на разных этапах урока: объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также в качестве тренажеров для подготовки к зачетам.
При проведении уроков большой интерес у обучающихся вызывает работа с интерактивными тренажерами, которая достаточно эффективна как на этапе закрепления, так и при проверке понимания изученного материала. Тренажеры позволяют организовать многократное повторение и способствуют более прочному запоминанию основных биологических понятий и закономерностей.
Таким образом, для учителя использование ЭОР дает:
- экономию времени на уроке;
- глубину погружения в материал;
- повышенную мотивацию обучения;
- интегративный подход в обучении;
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.
При обучении химии и биологии использование ЭОР эффективно на уроках изучения нового материала (презентации для лекций), при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химического и биологического практикума.
Целесообразность применения ЭОР на уроке:
- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
- делает занятия интересными и развивает мотивацию.
- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
- учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
- позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
- учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
В учебном процессе активно применяю электронные учебники или электронные учебные комплексы (ЭУК) по предметам школьной программы:
ü Виртуальная лаборатория. Химия (8-11 класс).
ü Мультимедийный комплекс для средней школы. Органическая химия.
ü Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс.
ü «Биология. 1С Репетитор».
ü «Биология. Анатомия и физиология человека».
ü «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».
ü «Энциклопедия Кирилла и Мефодия».
ü «ЭкоГид: Путеводитель по экосистем».
ü Собственные презентации и фотографии.
Ресурсы сети Интернет позволили мне создать копилку всех химических опытов для учащихся, о которых говорится в школьных учебниках. Эти ресурсы помогают мне решать многие проблемы во время проведения урока:
- демонстрация химических опытов с помощью проектора на большой экран позволяет увидеть опыт не только ученикам, сидящим на первых партах, но и на последних.
- демонстрировать химические эксперименты, для проведения которых требуются реактивы, запрещённые для использования в школьных кабинетах химии и лабораториях.
Работая с ЭОР могу порекомендовать сайты, где коллекция информационно-образовательных ресурсов вызывает доверие и отвечает хорошему качеству:
ü Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Коллекция ЦОР http://www.school.edu.ru
ü Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.scool-collection.edu.ru
ü 4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru
ü 5. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» www.window.edu.ru
http://nsu.ru http://Cell Biology.ru http://biodan.narod.ru |
Статьи по ботанике, зоологии, человеку, общей биологии, разработки уроков, презентации. Ответы на вопросы старшеклассников Информационно- справочный ресурс по биологии Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь. |
Естественно – научный образовательный портал (физика, химия, биология) |
|
Газета “Биология“ и сайт для учителя “Я иду на урок биологии |
|
FlorAnimal: портал о растениях и животных |
|
Живые существа: электронная иллюстрированнаяэнциклопедия |
|
Занимательно о ботанике. Жизнь растений |