Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Использование электронных образовательных ресурсов
на уроках биологии и химии

Демещенко Ирина Александровна,
ГБОУ СОШ №217  им.Н.А.Алексеева
Красносельского района С-Петербурга

Современная школа дает учащимся большие возможности, позволяет учиться с интересом. Этот интерес обеспечивается и благодаря использованию на уроке электронных образовательных ресурсов нового поколения, позволяя поддерживать устойчивое внимание на уроке у школьника XXI века.

Биология и химия  – одни из тех предметов, которые дают широкие возможности  для эффективного применения ЭОР.

Уроки на основе использования ЭОР:

1. Урок — введение нового материала с использованием ЭОР при ведущей роли учителя.

2. Урок — введение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся .

3. Урок — обучающий семинар с использованием ЭОР.

4. Урок — виртуальная лабораторная работа на основе использования ЭОР.

5. Уроки-практикумы с использованием ЭОР НП: репродуктивные и неиндивидуальные, индивидуализированные, творческие.

6. Урок — решение задач.

7. Урок-дискуссия на основе использования ЭОР.

8. Урок — групповая дискуссия.

9. Урок — обсуждение (выдвижение) идей.

10. Урок — проблемный семинар.

С установлением в кабинете химии и биологии в 2013г. интерактивной доски, появилась возможность сделать уроки более эффективными.   К каждому  уроку я  готовлю интерактивный материал.

Любому уроку с использованием ЭОР  предшествует кропотливая работа, но зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся.

Работа по подготовке презентации  облегчается, когда некоторые странички готовят сами школьники. Эта самостоятельная работа повышает мотивацию и вызывает интерес как к предмету. Кроме того, работая над презентацией, обучающиеся осваивают работу с компьютером, вырабатывают навык работы с  программой Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Зная, что работа обучающихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию.

Целью презентации может быть:

  • актуализация знаний;
  • сопровождение объяснения учителем нового материала;
  • первичное закрепление знаний;
  • обобщение и систематизация знаний.

Для преподавания биологии в школе имеются  мультимедийные пособия с  обширный учебным материалом  по всем разделам курса биологии, они содержат  большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей, иллюстрирующих текстовый материал,   обширный справочный материал, а также лабораторные практикумы, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний.

Работу с этими образовательными комплексами можно проводить на разных этапах урока: объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также в качестве тренажеров для подготовки к зачетам.

При проведении уроков большой интерес у обучающихся вызывает работа с интерактивными тренажерами, которая достаточно эффективна как на этапе закрепления, так и при проверке понимания изученного материала. Тренажеры позволяют организовать многократное повторение и способствуют более прочному запоминанию основных биологических понятий и закономерностей.

Таким образом, для учителя использование ЭОР дает:

  • экономию времени на уроке;
  • глубину погружения в материал;
  • повышенную мотивацию обучения;
  • интегративный подход в обучении;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.

При обучении химии и биологии использование ЭОР эффективно на уроках изучения нового материала (презентации для лекций), при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химического и биологического  практикума.

Целесообразность применения ЭОР на уроке:

  • содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
  • позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
  • формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
  • способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
  • делает занятия интересными и развивает мотивацию.
  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
  • учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

В учебном процессе активно применяю электронные учебники или электронные учебные комплексы (ЭУК) по предметам школьной программы:

ü    Виртуальная лаборатория. Химия (8-11 класс).

ü    Мультимедийный комплекс для средней школы. Органическая химия.

ü    Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс.

ü     «Биология. 1С Репетитор».

ü    «Биология. Анатомия и физиология человека».

ü    «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».

ü    «Энциклопедия Кирилла и Мефодия».

ü    «ЭкоГид: Путеводитель по экосистем».

ü     Собственные презентации и фотографии.

Ресурсы сети Интернет позволили мне создать копилку всех химических опытов для учащихся, о которых говорится в школьных учебниках. Эти ресурсы помогают мне решать многие проблемы во время проведения урока:

  • демонстрация химических опытов с помощью проектора на большой экран позволяет увидеть опыт не только ученикам, сидящим на первых партах, но и на последних.
  • демонстрировать химические эксперименты, для проведения которых требуются реактивы, запрещённые для использования в школьных кабинетах химии и лабораториях.

Работая с ЭОР могу порекомендовать сайты, где коллекция информационно-образовательных ресурсов вызывает доверие и отвечает хорошему качеству:

ü    Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Коллекция ЦОР http://www.school.edu.ru

ü    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.scool-collection.edu.ru

ü    4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru

ü    5. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» www.window.edu.ru

http://nsu.ru

http://Cell Biology.ru

http://biodan.narod.ru

Статьи по ботанике, зоологии, человеку, общей биологии, разработки уроков, презентации.

Ответы на вопросы старшеклассников

Информационно- справочный ресурс по биологии

Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.

http://www.en.edu.ru

Естественно – научный образовательный портал (физика, химия, биология)

http://bio.1september.ru

Газета “Биология“ и сайт для учителя “Я иду на урок биологии

http://www.floranimal.ru

FlorAnimal: портал о растениях и животных

http://www.livt.net

Живые существа: электронная иллюстрированнаяэнциклопедия

http://plant.geoman.ru

Занимательно о ботанике. Жизнь растений

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»