Развитие творческих способностей учащихся
Смирнова Лидия Павловна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ Лицея №40
Приморского района Санкт-Петербурга
В наше время перемен России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А для этого не только на уроках, но и во внеурочное время учителям-словесникам нужно повышать интерес детей к обучению и развивать способность к творчеству. Поэтому сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся.
Творчество доступно детям, оно активизирует личность и формирует её. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.
Слово «творчество» происходит от слова «творить», и в общеизвестном смысле это означает искать, изобретать такое, что не встречалось в прошлом опыте. Соответственно и творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и создание нового продукта.
Основными критериями творчества в познавательной деятельности ученика является самостоятельность. Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, без самостоятельного поиска, без воображений и эмоций.
Литературно-поэтическая деятельность опирается на чувственно-эмоциональное восприятие ребенка. И для того, чтобы он начал творить, необходимо «разбудить» в его душе «поэта», способного увидеть прекрасное в самом обыденном. И только тогда поэзия станет средством самовыражения чувств ребенка.
В ГБОУ Лицее № 40 работает Лицейское Научное Общество учащихся. В филологической секции (русский язык и литература) занимаются учащиеся 6-9 классов. Дети хотят и могут понимать прекрасное, пробуют сами творить по законам красоты. Но чтобы это делать, надо их знать. В ЛНО стараются научить постигать искусство. Словесники наработали систему творческих заданий по развитию литературных способностей учащихся, учат детей излагать мысли и передавать свои впечатления живо и образно.
Выразить внутренние переживания в письменной форме всегда помогали стихи. При этом юные поэты развиваются интеллектуально. Они постигают литературные произведения взрослых поэтов и писателей, создают свои, постоянно совершенствуясь и набираясь опыта. Дети пишут о родном крае, о маме, о природе, о своих землях, о том, чем живет душа человека. И пусть не каждый сможет стать поэтом или писателем, но каждый сможет научиться большему: созидать новое и прекрасное, а оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, вводит человека в атмосферу вечного поиска.