Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогическая психотерапия

Смирнова Валентина Вячеславовна

      Термин психотерапия в последнее время используется не только в медицинском значении - как лечение психических нарушений, но и в более широком смысле- как оптимизация психологического состояния в повседневной жизни, столь богатой тревогами, стрессами, депрессиями и другими пограничными состояниями, ухудшающими качество жизни, снижающими эффективность деятельности и создающими угрозу развития выраженных нарушений психического здоровья.
          Психическое здоровье   является важной составляющей частью здоровья человека. В материалах Всероссийской диспансеризации говориться: «Проблема состояния психического здоровья детей в последнее десятилетие стала острой медико – социальной проблемой» и педагогической тоже. По данным Московского НИИ психиатрии Минздрава России частота пограничных психических расстройств, среди детей всех возрастов, воспитанников и учащихся различных образовательных учреждений колеблется по разным регионам от 22,5 % до 71 %. Это позволяет считать проблему психического здоровья актуальной. [1]
          На психику ребёнка в образовательных учреждениях ложится  большая нагрузка. Именно учитель - человек, который находится в контакте с ребёнком значительную часть дня, должен использовать психолого – педагогические приёмы и методы, направленные на оптимизацию психоэмоционального состояния учащихся в период их нахождения в школе. Основными объектами воздействия педагога являются состояние тревоги, фрустрации, утомления и переутомления, психофизического дискомфорта и другие проявления школьных стрессов. С другой стороны необходимо взращивать (и это относиться и к самим педагогам) состояние радости, воодушевления, творческого подъёма, эмоционального комфорта.
  Сфера деятельности педагогической психотерапии – управление психофизическим состоянием учащихся и педагогов в ходе учебного процесса, укрепление их психологического здоровья. Педагогическая психотерапия (ППТ) -это совокупность психолого - педагогических воздействий учителя на своих воспитанников с целью оптимизации их психофизического состояния на уроке.
Задачи учителя в области педагогической психотерапии:

  • Грамотно оценивать актуальное эмоционально – психологическое состояние учащихся, его динамику в процессе урока и при необходимости оперативно корректировать его.
  • Знать учащихся, отнесённых к какой-либо группе риска психологического здоровья.
  • Использовать педагогические технологии с учетом психологических особенностей своих воспитанников, их актуального эмоционально –психологического состояния, прогнозируя педагогический результат.
  • Целенаправленно формировать оптимальный психологический климат в классе.
  • По просьбе учащихся  помогать им  грамотно разбираться в некоторых социально- психологических проблемах (взаимоотношения с родителями, со сверстниками, проблемы любви и дружбы, внутриличностные проблемы).
  • Уметь дифференцировать вопросы, относящиеся к своей        компетенции и вопросы, относящиеся к компетенции других специалистов( врачей - психотерапевтов, психологов и др.).
 
                   Приемы и методы педагогической психотерапии.

1.Приемы психофизической саморегуляции.
А)Мобилизирующие приемы.
Необходимы для быстрого перехода из одного психофизиологического состояния в другое, что в современных условиях жизни, с ее стремительным темпом, весьма актуально, особенно для воспитателя. Желательно использовать при подготовке и проведении ответственного разговора, принятии важного решения, при необходимости защититься, дать отпор коммуникативному агрессору, вывести из состояния покоя, безразличия, усталости, для обретения второго дыхания. Это аналог чашечки кофе, но более оперативного действия.
Б) Успокаивающие приемы.
Основаны на релаксации, т.е. психоэмоциональном и мышечном расслаблении. Область использования – всевозможные проблемные и коммуникативные ситуации, состояния стресса и предстресса, устранение непродуктивного возбуждения, напряжения. Применимы на всех этапах – от предупреждения возникновения до психологической ликвидации последствий.
Умение расслабиться – важный навык для современной жизни. Во-первых, стресс сопровождается длительным, застойным мышечным напряжением. А отсюда и разнообразные боли, и хроническая усталость, и повышенное артериальное давление, и вторичные сосудистые спазмы. Расслабление обеспечивает именно то функциональное состояние нервной системы, в котором становится возможной действенная саморегуляция, т.е. устранение дефектов нервно-рефлекторного контроля жизни тела.
При угрозе или возникновении напряженной ситуации можно использовать следующие простые приемы:
Задержка дыхания на вдохе.
На некоторое время (15-20 секунд) задержать дыхание, сосредоточившись на себе. При этом можно медленно считать про себя, закройте глаза. Но не старайтесь побить рекорд продолжительности паузы без дыхания.
Сильно сжать руки в кулаки.
На несколько секунд и медленно отпустить. Повторить 2-3 раза с небольшими паузами
Медленно отключиться от взволновавшей ситуации.
Минуту – другую заставить себя думать о чем-то совершенно ином, представить себе во всех подробностях какой-то образ, картину природы. Важно постараться воспроизвести именно детали образа.
Медленно, с удовольствием потянуться.
Размять мышцы тела, сделать несколько физических упражнений, самомассаж. Особенно необходимо промассировать пальцы рук, шейно-затылочную зону. Наряду с физическими, хорошим антистрессовым действием обладают эмоционально-голосовые упражнения. Улыбнуться, засмеяться, выкрикнуть что-нибудь-хорошее возможность изменить состояние.
Владение приемами расслабления входит составной частью в писхологическую подготовку учителя к уроку( настройка на урок).используется при разрешении конфликтов с учениками и коллегами.
   
Психологические упражнения для расслабления детей
Игра 1 (с 6 лет)
Цели: Эта игра даст Вам возможность устроить себе небольшую передышку, пока дети будут сосредоточенно, спокойно и тихо двигаться по комнате. Для детей это приятный перерыв в работе, позволяющий им потом снова собрать свое внимание и энергию. После этой игры они будут значительно лучше выполнять задания, требующие сосредоточенности.
Инструкция: Представьте себе, что вы прямо сейчас и прямо здесь будете ловить мышь. Что это будет за мышь? Хорошенькая белая мышка или серовато-коричневая домашняя мышь? Представьте себе маленького зверька с остренькой мордочкой и симпатичными серыми глазками, быстро перебирающего по полу четырьмя крошечными лапками. Вы должны передвигаться совершенно бесшумно, чтобы не спугнуть этого маленького зверька. Крадитесь как можно медленнее за своей мышкой, пройдите через всю комнату, подойдите к своему месту, и пусть ваша мышка останется сидеть перед вами. Если хотите, то можете, сидя на своем месте, взять ее в руки и погладить, или же просто внимательно смотрите, как она сидит и с любопытством оглядывается по сторонам... (Дождитесь, пока все дети вернутся на свои места). Попрощайтесь теперь со своей мышкой и мысленно проследите за тем, как все мышки побегут к двери. Я немного приоткрою дверь, так что все они смогут выбежать наружу.
Тряпичная кукла и солдат
ИГРА 2 (с 6 лет)
Цели: Эта простая игра поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены. Быстро напрячь мускулы и затем их отпустить — это испытанный и надежный способ расслабиться.
Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Покажите детям эту позу.)
А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)
Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.
Снова станьте солдатом... (10 секунд.)
Теперь опять тряпичной куклой...
Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились.
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...
Путешествие на облаке
ИГРА 3 (с 6 лет)
Цели: Эта игра поможет привести детей в "рабочее" состояние перед началом занятий.
Материалы: В качестве сопровождения желательно использовать спокойную инструментальную музыку.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
Водопад
ИГРА 4 (с 6 лет)
Цели: Эта игра на воображение также поможет детям расслабиться. После нее стоит заниматься чем-нибудь спокойным, позволяющим детям использовать свою интуицию.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...
Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове... Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами... (30 секунд.)
Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись и открой глаза.
Улыбка
ИГРА 5 (с 8 лет)
Цели: Эта игра-фантазия создает хорошее настроение, а также вызывает прилив бодрости и готовность воспринимать новое. Ее хорошо использовать в перерывах между занятиями.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза...
Теперь вдохни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка...
Повтори это еще раз.
Глубоко вдохни... Задержи воздух... Запрокинь голову... Сильно выдохни, выдувая воздух до потолка...
Теперь снова вдохни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы, и как напрягаются мышцы щек...
Сделай это еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Представить себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке. (Повторяйте этот шаг до тех пор, пока Вы не увидите улыбку на лицах всех детей.)
Когда ты сейчас снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Возможно, ты заметишь в ладонях легкое покалывание. Дыши и улыбайся... И ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка.
Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнца под подошвами ног. Возможно, ты заметишь, как твои ноги и ступни начнут слегка подрагивать от этой улыбающейся солнечной силы.
Ощути улыбку во всем своем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела.
Теперь снова глубоко вдохни и задержи на мгновение дыхание. Представь, что в твоей груди находится большой золотой шар. Это настоящее солнце внутри тебя, внутри твоего сердца. Когда ты будешь сейчас выдыхать, пусть это солнце улыбается. Снова набери побольше воздуха, задержи дыхание и почувствуй, как солнце внутри тебя широко и дружелюбно улыбается. И когда ты еще пару раз так же глубоко вдохнешь и позволишь солнцу улыбнуться, ты сможешь заметить, как спокойно, безмятежно и радостно стало у тебя на душе. И ты сможешь потом вызывать в себе это приятное чувство, вспоминая картину улыбающегося солнца.
Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате.
 
Пять этажей
Игра 6 (с 8 лет)
Цели: Здесь мы приглашаем детей в короткий и освежающий сон наяву. Во время него они могут отдохнуть и внутренне собраться. После него можно заняться деятельностью, требующей от детей сосредоточения.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
Теперь представь себе, что ты стоишь перед дверью лифта. Ты нажимаешь на кнопку и вызываешь лифт... Дверь открывается, и ты в него заходишь. Рядом с кнопками ты обнаруживаешь 5 табличек. На первой из них написано "Классная комната" (это наш класс), на второй — "Чудесное спокойное место", на третьей — "Приятный умный человек, с которым можно хорошо поговорить". На четвертой табличке написано "Потрясающее приключение", на пятой — "Встреча с другом, которого ты давно не видел".
Выбери этаж, на который тебе больше всего хочется попасть, и нажми на кнопку. Следи за тем, как медленно закрывается дверь лифта, и постарайся ощутить, как лифт медленно едет к выбранному тобой этажу. Вот ты уже приехал, и дверь медленно открывается. Выйди из лифта и осмотрись вокруг. Делай то, что тебе хочется здесь делать. У тебя есть около минуты, но в твоем воображении за эту минуту пройдет гораздо больше времени. Его будет достаточно для того, чтобы ты успел сделать там все, что тебе нужно. (1-2 минуты.)
Теперь приходит время возвращаться назад. Попрощайся с этим местом и со всеми, кого ты там встретил. Дверь лифта осталась для тебя открытой. Зайди в кабину и из нее еще раз взгляни на место, где ты был. Теперь нажимай на кнопку, около которой написано "Классная комната". Смотри, как закрывается дверь, и почувствуй, как лифт медленно опускается вниз. После того, как дверца откроется, открой глаза, потянись, выпрямись. И вот ты снова здесь, бодрый и свежий. [2]
 
 
  Приёмы( техники) эффективного слушания
Умение слушать требует учета двух аспектов:
1) лучшим собеседником считается тот, кто умеет хорошо слушать;
2) слушающий становится тот, кто добровольно первый берет на себя эту роль.
Коммуникативный барьер характерный для процесса слушающих:
занятость собственными мыслями
эмоциональная неуравновешенность
 уязвленное самолюбие
невладение правилами слушания.
    Успех общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника.
Неумение слушать – основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам.
     Слушание – сложный процесс, требующий значительных психологических энергозатрат, определяющих навыков и общей коммуникативной культуры.
     Слушание делят на 2 вида:
Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие чувства, как гнев или горе. Ответы при нерефлексивном слушании должно быть сведены к минимуму типа: «Да», «Ну-и-ну», и т.д.
Рефлексивное слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщения. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы:
Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнением при помощи ключевых фраз типа: « Я не понял», «Что вы имеете в виду?»
Перефразирование – собствнная формулировка сообщения, говорящего для проверки его точности. Ключевые фразы: «Как я понял вас…», «Вы думаете, что…»
При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вероятно, вы чувствуете…»
При резюмировании подытожить основные идеи и чувства говорящего, для этого используются фразы: ^ Вашими основными идеями, как я понял, являются …»
Среди типичных ошибок слушания можно выделить:

  1. Перебивание собеседника во время его сообщения.
  2. Поспешные выводы заставляют собеседника занять оборонительную позицию.
  3. Поспешное возражение часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего.
  4. Непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказать реальную помощь.

Приемы психологической поддержки.
Помогают укрепить самооценку ребенка, помочь ему поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддержать при неудачах. Именно при ее недостатке или ее полном отсутствии ребенок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам. Поддержка предусматривает изменение привычного стиля общения и взаимодействия, сосредоточения на позитивной стороне поступков ребенка и поощрении того, что он делает хорошо. Обязателен отказ от ложных способов – ловушек поддержки, таких как гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Эти методы приводят к деструктивным переживаниям, мешают нормальному развитию личности ребенка.
Подлинная поддержка ребёнка основывается на подчеркивании его положительных сторон, способностей, возможностей.
Методы психолого-педагогической коррекции актуального состояния позволяют вместо традиционного и неэффективного успокаивания («Возьми себя в руки!» и т.д.), использовать разнообразные приемы – мысленного переключения, эмоциональной раскачки, рефлексии и рационализации состояния, отыгрывание на детали, юмористической переработки. Они значительно повышают результативность педагогического воздействия и взаимодействия, благотворно влияют на психологическое состояние и здоровье учащихся.
Один из приемов  педагогической психотерапии - это психологическая настройка. Психологическая настройка – это целенаправленное формирование психофизического состояния, позволяющего с наибольшей эффективностью осуществлять намеченную деятельность. В образовательном процессе с помощью настроек увеличить продуктивное время урока, повысить работоспособность и внимание учащихся, эффективность усвоения ими учебных заданий.
Учитель имеет возможность использовать методики психологической настройки в трёх вариантах.
1.Настройка всего класса на определенную деятельность(  как управленческое воздействие):знакомство с новым учебным материалом. опрос, участие в активных формах обсуждения и тд.
2. Оказание помощи в самонастройке отдельным учащимся.нуждающимся в такой помощи, т.е. реализация индивидуального подхода при возникновении у кого-то из учащихся нежелательных состояний6утомления,перевозбуждения и т.д.
3.Самонастройка.
Целью настройки может быть активизация (мобилизация) или расслабление (отдых). Одним из успешно работающих приемов для психологических настроек может служить перевоплощение учителя в разные состояния, называемые психологическим весом.

«Психологический»  
          вес
         Характеристики
              поведения
      Цель
1.«Тяжелый вес»
 Характеризуется    внутреннем ощущением  массивности, грузности
 

 
  • Речь с длительными паузами
  • Низкий голос
  • Медленные движения
  • Замедленный темп ведения урока
Успокоить класс, прекратить споры и суету.
2. «Легкий вес»
характеризуется ощущением легкости, активности, динамичности
  • Подвижная мимика лица
  • Быстрая речь
  • Повышенный тембр голоса
  • Быстрые движения
 Активизировать
   (вывести класс
    из «спячки»)
3.Состояние целеустремленности
  • Решительность
  • Собранность
  • Настойчивость
  • Четкость поступков и высказываний
Эффективное взаимодействие   
        (при уравновешенном состоянии класса)

 
    Постоянно находиться в каком – либо из этих состояний нецелесообразно. В течение урока лучше всего менять состояния « Психологического веса».
     Овладение методами и приемами педагогической психотерапии – возможность для учителя повысить качество своей педагогической деятельности, её творческой составляющей, а также укрепить своё психологическое здоровье  и здоровье своих учеников. Это новая ступень профессионального совершенствования учителя и развития его личности.
 
Список литературы.

  1. Смирнов Н.К.  Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М., 2006 г.
  2.  Интернет ресурс :http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/psichologicheskie-uprazhneniya-dlya-rasslableniya-detey.html
  3.  Нагавкина Л.С., Татарникова Л.Г, Валеологические основы педагогической деятельности.-  КАРО СПб, 2005г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»