Педагогические мастерские - образование для XXI века
Сосиева Марина Махарбековна,
учитель английского языка ГБОУ
гимназии 209 «Павловская гимназия»
Санкт-Петербурга
В конце нашего грохочущего века, накануне нового века - в момент, когда тревога за будущее спорит с надеждой, необходимо, чтобы все, кто обладает чувством ответственности, уделили внимание целям и средствам образования
ЮНЕСКО
Будущий век, в котором появятся беспрецедентные возможности циркуляции и хранения информации, а также коммуникации, поставит перед образованием двойное требование, которое на первый взгляд кажется почти противоречивым. В самом деле, образование должно во все большем объеме и все более эффективно передавать огромное количество постоянно эволюционирующих знаний и умений, приспособленных к когнитивной цивилизации, поскольку именно они являются основой будущих профессий. Одновременно образование должно наметить такие ориентиры, которые не позволят утонуть в потоке информации, и сохранить направленность, подразумевающую развитие как отдельной личности, так и групп людей. Таким образом, образование призвано в, некотором роде, подготовить карты и сконструировать компас для плавания в сложном и постоянно меняющемся мире.
Образование должно состоять из четырех основополагающих элементов, которые на протяжении всей жизни будут для каждого человека столпами знаний: научиться познавать, т.е. приобрести необходимый инструментарий для понимания вещей, научиться делать, с тем чтобы быть в состоянии воздействовать на окружающую его среду; научиться совместной жизни, чтобы принимать участие во всех видах человеческой деятельности и сотрудничать с другими людьми; наконец, научиться жить - умение, которое вытекает из трех предыдущих. Конечно, эти четыре пути познания составляют единое целое, поскольку между ними существуют многочисленные связи, переходы и обмены для решения проблем будущего века необходимо поставить перед образованием новые задачи и, в связи с этим, изменить представление об его целях. Новая расширенная концепция образования должна дать возможность каждому индивидууму открыть, разбудить и укрепить свой творческий потенциал, открыть сокровища, спрятанные в каждом из нас. Это означает, что мы выходим за рамки чисто прикладного характера образования, рассматривавшегося как обязательный путь для достижения определенных результатов (научиться делать что-либо, приобрести различные навыки, достичь целей экономического характера), и должны рассматривать его функцию во всей ее полноте: воспитание личности, которая во всей совокупности своих качеств учится жить. В быстро меняющемся мире, одним из главных двигателей развития которого, по-видимому, является новаторство как в экономической, так и в социальной областях, особое место, без всякого сомнения, должно принадлежать воображению и творчеству, которые являются наиболее яркими проявлениями человеческой свободы и которые могут оказаться под угрозой в результате определенной стандартизации индивидуального поведения. XXI век нуждается в разнообразии талантов и личностей, причем речь идет не только о выдающихся людях, существование которых является совершенно необходимым в любой цивилизации. В связи с этим, необходимо предоставить детям и подросткам все возможности для экспериментирования и открытия нового в эстетической, художественной, спортивной, научной, культурной и социальных областях, которые должны дополнить интересные рассказы о том, что сумели создать в этих областях предыдущие поколения или их современники.
«Новое образование» в России
Все, кто знаком с концепцией «Нового образования», возникшей во Франции, а теперь уже активно и творчески развиваемой в России, осознают, что ЖФЕН - группа, творящая педагогику гуманизма, веры в человека, социального прогресса - педагогику XXI века.
Существо системы, которую отстаивает ЖФЕН и которую она считает «новой», «революционной», выражается в следующих основных положениях:
1. Вызов традиционной педагогике.
Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением. Традиционный характер образования, по мнению ЖФЕН, не раскрывает до конца творческий потенциал человека, закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими, а в конечном итоге служит источником социального неравенства и подчинения авторитетам, власти. Отсюда следует, что образование должно стать иным, новым.
2. Личность с новым менталитетом.
Гражданин понимается ЖФЕ1-1 как личность «самостоятельная, творческая, социально ответственная и конструктивно вооруженная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. ЖФЕН страстно стремится к тому, чтобы на заре третьего тысячелетия воспитывались и вырастали люди с новым менталитетом, лишенным рабского, исполнительского
начала и основанным на глубокой вере в себя, в свои способности, на умении эти способности реализовывать во имя своего и общего счастья.
3. Все способны.
ЖФЕН исходит из того, что каждый человек (ребенок) обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, к изобразительному искусству, к музыке и т.д. дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Концептуальный подход ЖФЕН выражает лозунг « Все способны!» Этот лозунг, как отмечается в итоговом документе, принятом последним конгрессом ЖФЕН (Сент-Фонс, Лион, май 1991 г.), означает переход «равенства по праву к равенству на деле». «Новая педагогика, - говорится там же, — разворачивает свою битву за принцип эмансипации на ниве знаний». Свою великую, гуманную задачу «Новое образование» видит в том, чтобы «дать шанс самым неуспевающим».
4. Интенсивные методы обучения и развития личности.
Для методов, используемых ЖФЕН, характерны:
а) отношение учителя к ученику как к себе равному;
б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и т. п. и самостоятельного решения творческих задач;
в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого и др. особенности.
5. Новый тип педагога.
Всей системой своих взглядов «Новое образование», естественно, заявляет и о новом образе взрослого, участвующего в обучении, о новом типе педагога. Это не авторитарный наставник, не тот, кто подавляет природу ребенка, а тот, кто следует ей на правах талантливого скульптура.
6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия.
Идеи «Нового образования» излагаются его представителями возвышенным стилем. Это происходит потому, что сами идеи простираются за пределы педагогики, выходят за рамки школьных классов, неся в себе большой социальный накал, а авторы не только верят в значимость провозглашаемой новаторской системы, а окрашивают свою убежденность человеческой страстностью, общественным темпераментом. На стиле изложения педагогической концепции «Нового образования», безусловно, сказываются особенности французского менталитета и французского языка.
При этом, нельзя не отметить, что возвышенный стиль теории «Нового образования» на практике оказывается немногословной, сводящей к минимуму разговорную роль педагога, тщательно разработанной технологией воздействия на личность — до такой степени точно рассчитанной, что каждый, кто к ней приобщился, удивляется тому, что с ним происходит. Почему вдруг в течение одного «демарша» он смог выразить и записать мысль, решить математическую задачу, составить формулу, нарисовать картину и даже сочинить мелодию. Пафос и технология «Нового образования» захватывают, можно сказать, с первой встречи.
Как я пришла в «Новое образование»
Идея «Нового образования» распространяются по всей России. Все больше учителей становятся членами ЖФЕН. Ознакомление с основными положениями «Нового образования» и личное участие в ряде мастерских, утвердило меня в мысли о необходимости и целесообразности применения этой методики в преподавании английского языка. Мои наблюдения позволяют сделать вывод, что французская методика втягивает в работу все органы чувств ученика и вызывает желание познавать, без страха быть наказанным «плохой» оценкой или небрежным окриком раздраженного педагога.
Избавление от страха- начало мудрости.
Чтобы понять какое влияние оказывает на учение такая форма урока как мастерская надо самому принять участие хотя бы в одном занятии.
Чем же отличается мастерская от обычного урока?
- Это не место, не территория, а событие в жизни мастера и учеников, где в организационном пространстве и времени люди «мастерят» - конструируют, строят свои здания. Цель этой педагогической технологии - не прямая передача информации, а совместный поиск новых знаний. Проблема ставится учениками как их собственная необходимость, а мастер помогает им выйти из хаоса к гармонии.
Наблюдал за стилем ведения мастерской, замечаю: роль мастера сродни режиссеру, который незаметно ведет своих питомцев по сложным лабиринтам сценария, делая каждого своим соавтором. При этом ему приходится отказаться от привычных функций лектора, диктатора и других традиционных ипостасей. Задач у мастера много:
создать атмосферу открытости и доброжелательности, обратиться к чувствам ученика и даже вызвать на откровение, работать вместе с учениками на равных. Не ставить оценки, не ругать и не хвалить, но при этом дать почувствовать ребенку собственное достижение — пусть даже маленький шаг вперед на пути к истине. Мастерская — это всегда процесс исследования, добычи знаний, маленьких и больших открытий.
И хотя отчасти мастерская напоминает проблемный урок в форме разнообразных игр, дискуссию-спектакль или конкурс рисунков (спектр заданий широк и зависит от воображения мастера), тем не менее, мастерская живет и строится на четко продуманной системе заданий. Но этот алгоритм призван раскрепостить творчество всех участников учебного процесса, начиная с учителя.
Так же, как вселенная, мастерская начинается со слова (образа, фразы, предмета, мелодии, текста, рисунка). Это так называемый индуктор. Далее каждый ученик создает свою гипотезу или даже проект. Прежде чем огласить перед всеми свое решение поставленной проблемы, ученики обсуждают ее в маленьких группах. Сравнение собственной находки с остальными неизбежно выявляет слабость или неполноту принятой «в одиночку» гипотезы — и эта ситуация осознания несоответствия своего знания научному называется «разрывом». Завершается мастерская рефлексией, или выступлением мастера, подводящего итоги. Ну, чем не спектакль, построенный по всем законам драмы: завязка действия, развитие, конфликт, кульминация? А подспорьем могут быть словари, справочники, слайды, фильмы - то есть все, что помогает найти ответы.
Педагогические мастерские.
Этапы, принципы правила ведения мастерских. Типы мастерских.
Мастерская построения знаний имеет не менее двух этапов и строится по определенному плану.
1. индуктор Первый этап.
2.создание творческого продукта,индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция — разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов и представлений. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.
3. социализация,то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотетические подходы к их реализации.
4. промежуточная рефлексия и самокоррекциядеятельности. Формирование информационного запроса.
Второй этап.
5 обращение к новой информациии ее обработка.
6. корректировка творческого продуктаили создание новоговарианта, версии, гипотезы и т.п.
7. социализация.
8 общая рефлексияи выход на новую систему проблем.
Возможны иные варианты работы при соблюдении общих принципов и правил мастерской.
Ассоциации
1. «Спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам, противоположностям или причинным связям. Само слово может обозначать процесс Установления таких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи (т е. какую-то одну ассоциацию).
2. Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, “открывают” в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников.
Опора на ассоциативное мышление требует четкости руководства и строгого временного ограничения.
Индуктор-первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во- первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный, так или иначе (иногда парадоксально), со смыслом дальнейшей деятельности. Во- вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создаст интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение, что психологически готовит ИЛИ становится условием дальнейшего движения творческой мысли.
Информаиия(новая) предоставляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание». Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией - от элементов ИГРЫ до работы со словарем — могут быть включены в мастерскую. Но все это - в рамках правил и определенного алгоритма мастерской, которые не допускают преждевременного введения мастеро готовой информации.
Мастерскаяпедагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знаниюи новому опытупутем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс- творческий продукт- осознание его закономерностей- соотнесение полученного с достижениями культуры- коррекция своей деятельности- новый продукти т.д.
В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личногоопыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности.Эта деятельность имитирует метод «проб и ошибок», но реализуется по строгим правилам Мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.
Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалогаво всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом - с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания “нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ними можно только диалогически общаться”.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесспостижения истины и создания творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничествои сотворчество -явления самоценные. Одно из замечательных качеств мастерской - то ощущение свободы, творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры.
Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской:
1) проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательногоили осознанного не до конца творчества и последующего его осознания;
2) проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.
Принципы и правила ведения мастерской.
Ценностно-смысловое равенствовсех участников, включая мастера — руководителя мастерской.
Право каждого на ошибку,самостоятельное преодоление ошибки - путь к истине.
Безоценочная деятельность,отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской: создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы “педагогики успеха”. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
Предоставление свободы в рамках принятых правилреализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во- вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
Значительный элемент неопределенности, неясности,даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.
Диалоговостъ как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже, не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций,в разных “цветах”, которые лишь совместно дают ощущение “радуги” мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
Организация и перестройка реального пространства,в котором происходит мастерская,в зависимости от задачи каждого этапа. Это может бьггь круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого “продукта” каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.
Решительное ограничение участия,практической деятельности мастера (руководителя) как авторитетана всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу “на равных” с учащимися - например, в мастерскойтворческого письма. Каждая мастерская для руководителя - поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.
Разрыв- психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение.Происходит разрыв между старым и новым знанием. «Разрыв» - необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный “разрыв” заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условийдля разрыва состоит в подборе парадоксального содержания,предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» — «разрыву». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т.п. Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник занятия не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась.
Рефлексия
.В психологии различают два типа рефлективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств и поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)...”
В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако, рефлективная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (несинхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности (делаю - осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...) и о специальных этапах, соответственно названных промежуточнойи заключительной рефлексией в мастерской.
В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе - по самопознанию. Это, по- видимому, и создает условия дляформирования истинной культуры.
Во время заключительной рефлексии происходит осмысление не столько процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения.Это необходимый элемент мастерской в валеологическом отношении, т.к. невысказанность, недоосмысление перегружают человека эмоционально. Отчасти эта проблема может быть решена в заключительном творческом тексте (“Болящий дух врачует песнопенье...”). Это особенно важно в аудитории взрослых участников мастерской, которые более болезненно - но переносят расставание со стереотипами предыдущих представлений, чем дети. Но и для подростков этап рефлексии важен не только сам по себе, но и для приобретения и тренировки способности к самопознанию и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.
Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности...
Творческий процессв мастерскойявляется главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентаций и др. Этапами творческой деятельности являются деконструкцияи реконструкциявыбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого природного материала - в зависимости от темы и типа мастерской.Иначе говоря, материал выбирается,а затем создается нечто новое.На следующем этапе происходит осмыслениезакономерностей процесса (см. Рефлексия). Важную роль в развертывании творческого процесса играет ассоциативное мышление.
Типы мастерских.
Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от:
- состава участнико
- целей и способов деятельности;
- временной продолжительности процесса.
По составу участников мастерские подразделяются на занятия только для учащихся; только для педагогов; мастерские, которые могут быть (при известной коррекции) проведены и со взрослыми, и с детьми. Главное различие заключается в том, что мастерские для взрослых подчинены законам андрагогики - науки об обучении взрослых, и, следовательно, главное внимание в них уделяется изначально сообщаемым целям и задачам. В случае необходимости в мастерскую для взрослых включается игровой элемент: предлагается представить себя в 1ЮЗИЦИИ школьника.
По целям и способам деятельностив практике учителей и методистов Санкт- Петербурга выделяются:
- мастерские творческого письма;
- мастерские построения знаний;
- мастерские по самопознанию;
- мастерские отношений и ценностных ориентаций и ряд других.
Практически мастерские данного типа объединяются задачами предметногопреподавания, но несут в себе огромные возможности интегрированногообучения, так как реализуют цели образования комплексно. Особая роль при этом принадлежит творческому письму и вообще работе со словом,которая важна на всех предметах и па всех этапах деятельности в мастерской.
Мастерские по самопознанию,а также отношений и. ценностных ориентаций,имеют, с одной стороны, диагностический характер, а с другой — помогают учителям и учащимся выстроить систему ценностей на основе соотнесения личного опыта и достижений общечеловеческой культуры.
По временной продолжительностимастерские разделяются на «одноактные»( от одного часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия,когда работа прерывиста, может продолжаться неделю ( метод «погружения»)или даже в течение нескольких месяцев.
Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских так же, как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.
Литература
Демолен Э.- Новое воспитание. — М., 1900.
Левшова М-.Опыт новой школы. М., 1912.
Селевко ГК-Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. — М., 1998. Белова Н.И. - Язнания построю в мастерской. — С-Пб, 1994.
- Искусство составления мастерской. Материалы научно-практического семинара. — С-Пб, 1997.
Окунев А.А.- Как учить, не уча. — СПб, 1996.
-Педагогические мастерские. Интеграция отечественного и зарубежного опыта. С[1б, 1995.