Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Современные педагогические технологии

ТРИЗ - помощник в развитии творческих способностей дошкольников

Таранкова Ирина Викторовна

Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Поэтому в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, подготовленной к решению сложных задач.

Дошкольный возраст уникален, т.к. качество сформированности ребенка программирует его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение детей технологии творчества.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно с пониманием происходящих процессов , дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания , раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

  1. На первом этапе занятия даются не как форма , а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

  2. Второй этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. На этом этапе используют такие игры, как: «Да – НЕТки », «Черное – белое» , «Наоборот» , «Угадай, что я загадала?»

  3. Следующий этап – разрешение противоречий.

Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Методы ТРИЗ:

  1. Метод « Системный анализ». Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.

  2. Метод фокальных объектов – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

  3. 3.Метод мозгового штурма - оперативный метод решения проблемы на основе творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

    Примеры тем мозгового штурма для детей:

    -Как не ссориться с мамой?

    -Как обогревать людей на улице в лютый мороз?

    -Как сделать разноцветную льдинку?

    -Куда я спрятала конфету?

  4. Моделирование маленькими человечками (ММЧ) – моделирование процессов, происходящих в природном мире между веществами (твердое – жидкое - газообразное) Игра «Кубики».

  5. Метод морфологического анализа. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определенного объекта при создании нового образа.

  6. Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть этого метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие , с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

  7. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

  8. Метод проб и ошибок. Этот метод еще называют методом перебора вариантов. Для примера решим задачу. Анаграммами « дорогвон» и « невежа» зашифрованы названия двух известных городов. Что это за города? Проследите, что вы начали делать? Наверняка начали перебирать слоги и буквы. Это и есть МПиО (Ответ : Новгород и Женева ) .

  9. Типовые приемы фантазирования. Приемы : увеличение - уменьшение, деление - объединение, преобразование признаков времени, оживление - окаменение, специализация - универсализация, наоборот. Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен Волшебников. Например: Пришел Волшебник увеличения и изменил размер объекта.

  10. Мышление по аналогии - это получение знаний о малоизученном предмете путем переноса на него знаний о подобных ему предметах по каким-то существенным для данного рассмотрения признакам. Гром аналогичен пушечному выстрелу по громкому звуку. Свеча по главной функции аналогична лучине.

  1. Следующий этап работы - решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов (коллаж из сказок, сказки от «живых» капель и клякс, знакомые герои в новых обстоятельствах, моделирование сказок).

  2. На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации.

В результате проводимых игр и занятий с использованием элементов ТРИЗ у детей постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появляется видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития, дети учатся мыслить системно. С пониманием происходящих процессов, появляется проявление творчества, дети становятся любознательнее, активнее в поисках ответов на вопросы.

Также хочется отметить, что использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решать.

 

Литература:

  1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач» Новосибирск: Наука,1991

  2. Корзун А.В. «Цели, задачи и содержание ТРИЗ - педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ - педагогики» Саратов, 2008

  3. Сидорчук Т.А. «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи». Ульяновск,2006

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»