Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Комплексная работа по ознакомлению детей
с художественной литературой как средство оптимизации
речевого и эмоционально-личностного развития ребенка

Чадович Екатерина Ивановна,
старший воспитатель ГБОУ гимназии № 24
имени И.А.Крылова Санкт-Петербурга
структурное подразделение: ОДОД

Особенно актуальным в современных условиях системы дошкольного образования стал переход на личностно-ориентированный подход к взаимодействию педагога с детьми, который ставит в центр дошкольного образования полное и свободное развитие всех качеств личности ребенка, обращает нас к его внутреннему миру. В отличие от классической программы обучения, которая содержит в себе определенный круг знаний и умений, которыми должны овладеть все дети в группе (ориентация на «среднего» ребенка).

Смена парадигмы дошкольного образования дала толчок развитию и формированию новых технологий, основанных на принципах гуманизма. Перед педагогами стоит задача приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям, что является гарантом эстетического и духовного воспитания.

Одним из средств воспитания всегда являлась художественная литература. Настало время взглянуть на художественное слово в детском саду с иной стороны, а точнее разобраться какие возможности дает детское произведение нашим детям. И как открыть эти возможности каждому ребенку, учитывая его психическое и физическое здоровье. Чем для малыша является художественная литература? Это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается каждый ребенок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития.

Использование целостного подхода в работе над произведением позволило пробудить у детей слуховую чуткость, вызвало огромный интерес к литературе разных жанров,  дало возможность познать окружение как живое, так и не живое, играя.

Углубленно работая над темой «Развитие речи детей в театрализованной деятельности», мы часто с ребятами «играли» с художественными произведениями. Любое произведение я старалась показать с разных сторон: под углом его формы, под углом содержания, несущего как познавательный материал, так и нравственный урок, под углом материала для дальнейшей детской импровизации.

Цель работы: опираясь на исследования психологов и педагогов о значимости художественной литературы в детском саду, выработать эффективную технологию комплексной работы над произведениями с учетом психического и физического здоровья детей.

Проведенная работа позволит решать следующие задачи в работе  с детьми:

Воспитательные задачи:

  • Учить ребенка внимательно слушать художественное произведение (дослушивать до конца, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, внимательно слушать ответы других детей не перебивая говорящего, совместно рассказывать сказку (рассказ и т.д.), соблюдая последовательность сюжета)
  • Воспитывать умение подражать (выразительные движения, мимика, жесты), согласовывать свои действия с действиями других детей, воспитывать уважение к действиям сверстников при проведении простой инсценировки
  • Воспитывать учебные навыки, вовлекать в совместные виды деятельности
  • Воспитывать умение сопереживать героям, их чувствам
  • Воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение  сопереживать

Обучающие задачи:

  • Расширять и активизировать словарный запас
  • Заканчивать начатую взрослым фразу
  • Учить пересказывать художественное произведение
  • Учить отвечать на вопросы взрослого по тексту
  • Продолжать формировать продолжительный плавный выдох
  • Закреплять навыки счета
  • Учить выполнять правила игры
  • Продолжать совершенствовать общую моторику детей
  • Обучать правильно выполнять игровое задание
  • Учить проводить элементарную инсценировку уже знакомой сказки

Развивающие задачи:

  • Продолжать развивать зрительное (умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты, сравнивать сюжетные изображения) и слуховое внимание (умение вслушиваться в речь взрослого)
  • Развивать двигательную и тактильную, зрительную и слуховую память, мышление (решать несложные логические задачи, делать простейшие умозаключения).
  • Развивать сенсорные представления
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи
  • Развивать наблюдательность
  • Развивать способности к замещению, умение читать графические рисунки (символы) на мнемокарте
  • Развивать конструктивный праксис
  • Развивать воображение, творческие способности

Решение этих задач достигается благодаря целостному подходу к ознакомлению детей с художественной литературой, что позволяет:

  1. Уйти от однотипной подачи материала на вербальном уровне, использую комплексную деятельность детей.
  2. Сделатьподбор художественных произведенийв соответствии с тематической лексикой.
  3. Использовать примерныесхемы по работе над произведением в совместной деятельности.

Нами учитываются все формы работы с детьми: не только организация непосредственно образовательной деятельности (традиционные, игровые, эксперименты (опыты), путешествия), но и совместная деятельность педагога с детьми: особенности создания игровой предметно-развивающей среды для социально-эмоционального развития детей в рамках личностно-ориентированного подхода, а также самостоятельная игровая деятельность детей: подбор необходимого количества разноуровневых игр, наборов для рисования и т.д. для самостоятельной игровой деятельности малышей.

Используемые методы в работе над произведением:

словесные:

  • Рассказ
  • Беседа
  • Просьба
  • Чтение художественной литературы

практические:

  • Упражнения
  • Элементарные опыты
  • Пример
  • Воспитывающие ситуации
  • Соревнование
  • Поощрение
  • Игровые методы (дидактические игры, игры-драматизации)

наглядные:

  • Наблюдение
  • Демонстрация (показ картин, показ образца, способа действий, натуральных предметов)

Используемые средства:

Вербальные: Вопросы, загадки, проблемы, ассоциации, прогнозирование, прогноз-выбор, прогноз-сравнение.

Технические: Магнитофон

Модели-схемы: Варианты детализации образа воображения, произвольное структурирование образов воображения, предметы-заместители, наглядные модели, модели-таблицы сюжетных картин

Невербальные: Кодирование текста в схему-модель, пантомима (жесты, мимика), раскодирование схемы-модели пантомимой, пантомима театральных этюдов (прогноз), невербальная деятельность

В нашей работе мы используем следующие педагогические технологии:

1. Личностно-ориентированное обучение

2. Мнемотехника

3. Детское экспериментирование

4. Наблюдение

5. Игровые: развивающие виды игр

в более старшем возрасте: моделирование, ТРИЗ.

Использование целостного подхода к работе над произведением является достаточно трудоемким процессом, поскольку кроме подготовки занятий большое значение уделяется организации совместной и самостоятельной деятельности детей (обогащению развивающей среды группы) в работе над художественным произведением.

 Факторы, которые повлияли на полученный результат это - активизация всех видов детской деятельности: игровой, исследовательской, конструктивной и т.д.

Игровые занятия по ознакомлению детей с художественной литературой способствуют повышению уровня познавательной активности каждого ребенка, положительной динамики в развитии речи, повышению эмоционального уровня развития детей, и в общем повышению уровня эффективности воспитательно-образовательного процесса. Успешно развиваются все дети, даже имеющие в анамнезе родовые травмы, энцефалопатию, задержку психического развития и другие нарушения физического здоровья. Темпы развития каждого ребенка индивидуальны, а созданная многоуровневая среда отвечает интересам и потребностям всех детей в группе.

 

 

 

  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»