Развивающие технологии обучения
Иванова Надежда Сергеевна ,
учитель истории и обществознания ГБОУ №320
Приморского района Санкт-Петербурга
Развивающее обучение – это специально организованное, в соответствии с законами психического развития школьников обучение. Результат – формирование человека, способного самостоятельно поставить задачи и найти оптимальные способы и средства их решения. Роль учителя – организовать мотивацию и активную деятельность ученика по овладению знаниями. Для этого учащиеся должны уметь слушать, читать, классифицировать, обобщать. Ученик должен владеть общеучебными умениями и навыками, тогда возможно овладеть структурой знаний по истории. Это факты, понятия, закономерности, причинно – следственные связи.
Метод развивающего обучения – метод постановки учебных задач. Задача предполагает поиск информации, перенос усвоенных знаний и умений – установите, объясните, найдите, определите, а вопрос предполагает ответ по тексту учебника – кто, что, когда, зачем. Таким образом, развивающая система – это знания + умения + учебная деятельность + система специальных знаний. Школьники должны уметь обозначить проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы, знать специфику эпох и вклад исторических деятелей, раскрывать содержание дискуссионных тем.
Способы поддержания работоспособности учащихся.
- Не задерживаться долго на одном и том же материале.
- Теоритический материал давать небольшими дозами.
- Чередовать трудный и легкий материал, эмоциональный и рациональный, теоретический и практический.
- Чередовать методы и приемы работы: письменные и устные, графические и текстовые, вербальные и практические.
- Чередовать деятельность: самостоятельная работа учеников и рассказ учителя, беседы и чтение текста, релаксация.
- Исключить повторы ответов учеников.
- Исключить оценочные суждения: «правильно», «верно», т.к. срабатывает эффект законченности и думать далее нет смысла.
- Изменить привычную структуру урока. Исключить повторение темы пройденных уроков, пройденный материал должен включаться в новый урок через систему заданий и приемов сравнения, новую тему можно объявлять в разных вариантах и в конце урока.
Принципы развивающего обучения.
- Обучение ведется на высоком уровне трудности. Ставятся задачи, вызывающие учебные затруднения, для их решения требуются размышления, предположения, исследования.
- Знания даются не в готовом виде, ученик должен их добывать.
- Ведущая роль теоритических знаний. Любая тема представлена сначала в общем виде. На втором этапе исследования рассматриваются части целого. После изучения деталей на третьем этапе вводятся части изученного. Процесс познания выстраивается по спирали.
- Обучение проходит в быстром темпе.
- Школьники осознают процесс учения.
- Каждый ученик может на уроке реализовать свой потенциал.
Результативность.
- Умение наблюдать.
- Самостоятельное выделение общих признаков, классификация в группы.
- Высказывание рассуждений вслух.
- Планирование мыслительных операций и проговаривание выполняемых действий. Отметки выставляются не за конечный результат, а за процесс его получения, ученика сравниваем с самим собой, вчерашним.
Содержание развития.
В современной педагогике осуществляется переход от информационно – объяснительной технологии обучения к деятельностно – развивающей. Важны не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие творческого потенциала ученика. Мастерство учителя проявляется в умении ставить вопросы, побуждающие учеников мыслить самостоятельно. Выслушивая ответы, учитель не делает оценочных суждений, подхватывает правильную мысль направляет дальше поиск. Ученики приучаются слушать, говорить классу, выражать свое мнение: «Я думаю…», «Я хочу добавить…» и т. д. Помощь учителя не в подсказке, а в мастерстве ставить вопросы, использовании метода сравнения, наблюдении и наглядности. Эти приемы помогают учащимся осмысливать, группировать, классифицировать, делать выводы, выявлять закономерности.
Основные подходы развивающего обучения.
- Исследовательский подход. Ученик в совместной деятельности с учителем создает знания, умения, навыки.
- Коммуникативный или дискуссионный подход. Ученик становится автором какой – либо точки зрения на определенную научную проблему. Формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
- Групповой подход. Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются.