Семинар
Использование проектной технологии
как способ повышения качества образования
Иванова Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 110.
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А.Сухомлинский.
Я, Иванова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов, II квалификационной категории. Четвёртый год работаю над проблемой использования проектной технологии как способа повышения качества образования.
Вокруг проблемы качества образования ломается сегодня много копий. Каждый ищет её решение по-своему. Ещё недавно качество образования мы сводили исключительно к качеству обучения. В современных же рыночных отношениях качество стало рассматриваться с позиции его соответствия требованиям потребителя (потребностям учащихся, их родителям, рынка труда, общества и государства). Современное общество ставит перед школой новые задачи: воспитание человека умелого и мобильного, умеющего самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.
Поэтому начальная школа, которая решает задачи развития базовых способностей ребёнка, формирует главные инструменты познания, должна решать проблему формирования ключевых компетенций учащихся, в частности, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной как условие достижения качественных результатов на следующих ступенях обучения.
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании.
Предпосылки успешной учебной деятельности детей в основном звене общеобразовательной школы формируются в период начального обучения. Не случайно принцип преемственности рассматривается педагогической наукой как обязательный компонент педагогической практики. В случаях неудачной реализации этого принципа в 5–6 классах можно наблюдать явления дезадаптации: снижение учебной мотивации, успеваемости, рост тревожности, неуверенности в своих силах, разочарование из-за неоправданных надежд, конфликты со сверстниками и взрослыми и т.д.
Будучи учителем начальных классов, я часто слышала мнение коллег из основной школы, что выпускники начального звена недостаточно хорошо владеют умением пользоваться информацией. Причина в том, на мой взгляд, что в течение всего начального этапа обучения единственным носителем информации выступал учебник, преобладала устная работа с текстом описательного характера. В основной же школе заложены другие формы предъявления информации и задачи работы с ней.
Многие учителя в нашей школе стараются использовать в своей работе элементы и программы развивающего обучения. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: Слайд.
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
С этой целью три года назад мною был выбран метод проектов. Слайд.
Это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта.
Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.
Именно проектирование называют технологией 21 века, которая развивает ключевые компетенции учащихся.
Для чего нам нужен метод проектов? Слайд.
- Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
Слайд.
Основные требования к проекту: наличие социально значимой задачи, планирование действий по разрешению проблемы, поиск информации, создание продукта проекта, презентация продукта проекта.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Слайд.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
• мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
• планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
• информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
• рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности .
Чтобы сделать проектную деятельность действительно полезной для развития школьников необходимо основы исследовательской деятельности заложить уже в 1 классе.
Поэтому я определила следующую педагогическую задачу :
Создать систему работы по эффективному включению учащихся в проектную деятельность.
Ведущая идея опыта, положенная в основу решения выдвинутой задачи:
Личностно-деятельностный подход, предполагающий максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности в деятельности, обращенность к внутреннему миру ребёнка
Для реализации поставленной задачи я применяю методику по эффективному включению учащихся в проектную деятельность.
Данная методика представлена тремя блоками: Слайд.
1блок - разработка заданий, подготавливающих учащихся к работе над проектом:
- Ø на доконструирование (продолжи рассуждения ребят, закончи рассказ..) Дети учатся высказывать свои мысли, слушать высказывания одноклассников, устанавливать связи, т.е. цель данных заданий – развитие коммуникативных умений
- Ø на переконструирование (перескажи от первого лица , от имени героя сказки, рассказа..) Ребёнок учится разным социальным ролям, учится представлять ситуацию с разных сторон. Цель – развитие системного мышления
- Ø на собственно конструирование (составь рассказ, кроссворд.) Здесь говорим о творческом конструировании знаний, такие задания позволяют создавать условия для самостоятельного охотного приобретения знаний из различных источников информации. Цель данных заданий- формирование информационных умений.
В ходе выполнения таких заданий учащиеся постепенно приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
2 блок: Разработка проектных игр
Наряду с предложенными заданиями в 1 классе использую проектные игры, в ходе которых дети приобретают навыки переноса знаний из учебной ситуации в реальную жизнь, развивают коммуникативные навыки:
В групповой проектной работе мы распределяем роли и определяем обязанности:
роль |
обязанности |
исследователь |
отыскивает все новое, необычное, таинственное, разгадывает найденные загадки, отвечает за сбор информации |
творец |
создает новые произведения, сочиняет, оформляет |
помощник |
помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта |
организатор |
следит за этапами выполнения работы, ведет запись работы |
докладчик |
готовит доклад о работе, отвечает за этап презентации |
И роли и обязанности каждый педагог может добавлять и изменять.
Игры: «Что нам стоит дом построить»
«Семь Я»
«Эти забавные животные»
«Грамотейка»
«Мы исследуем школу»
«Наша планета»
Демонстративный, артистичный ребенок, которому может не даваться систематичная работа, связанная с этапом сбора или переработки информации, прекрасно покажет себя на презентации проекта; не особо успешный в учебной деятельности, но добрый и отзывчивый ребенок будет незаменим в роли помощника. В групповой проектной работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны найдется для каждого.
Регулируя распределение ролей в значимой для детей деятельности – в процессе работы над проектом – с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, педагог - руководитель проекта получает возможность оказывать влияние на отношения в детском коллективе.
3 блок – Разработка серии детских проектов
Дети по своей природе – исследователи. Для того, чтобы удовлетворить потребности своих учеников я внедряю серию детских проектов :
Слайд.
- Проекты- наблюдения. Именно эти проекты подходят для малышей: наблюдение за жизнью домашних животных, птиц, за растениями, за делами человека – все это темы для проектов , которые всегда интересны детям. Дневник наблюдений – основа проекта, в которых дети делают рисунки, делают записи, когда научатся писать, добавляют фотографии.
«Осенние фантазии»
«Встречаем зиму»
« Птичьи радости»
«Мой четвероногий друг»
«Куда снег с улиц исчезает?»
Предметная область – Окружающий мир, Изобразительное искусство, внеклассная работа
Слайд.
- Проекты- рассказы Идея проекта-рассказа достаточно многогранна. Возможны рассказы как результат детского творчества и детской фантазии, а так же как результат изучения тем школьных предметов. Такая работа, безусловно , относится к самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и, несомненно, на уровне младших классов может считаться проектом.
«Как люди приветствовали друг друга?»
«Почему их так назвали - подсолнух, колокольчик, одуванчик?»
«Однажды я был с мамой в театре..»
«Новогодние фантазии: представь, что колобок покатился по дорожке зимой.»
«Почему буква Ё с двумя точками»
Образовательная область – Литературное чтение, Окружающий мир
Слайд.
- Экскурсионные проекты. Образовательная область – окружающий мир Программа обучения в начальной школе насыщена разного рода экскурсиями. Задача педагога- превратить экскурсии в серию детских проектов.
«Почему деревья роняют листья?»
«Сколько «этажей» в лесу?»
«Птицы нашего края»
«Проказы матушки-зимы»
«Откуда хлеб берется»
Слайд.
- Конструктивные проекты. Сюда относится изготовление материальных предметов преимущественно на уроках труда или во внеклассной работе. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания».Образовательная область – Трудовое обучение(технология)
«Кто в аквариуме живёт»(оригами)
«Закладка для любимой книжки»
«Объёмная композиция»( герои сказок)
«Мастерская Деда Мороза»
Приступая к проектированию с младшими школьниками следует учесть, что большинство малышей не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Выполнять надо его немедленно, пока не угас интерес, что может привести к потере мотивации.
Слайд.
Проекты по программе « Планета знаний» представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике – с 1-го по 4-й класс по каждой учебной дисциплине. Разворот содержит не только темы проектов, но и своеобразные подсказки, облегчающие подготовку проекта. Например, во 2-м классе в проекте, завершающем большую тему «Музыканты-исполнители» («Музыка. 2 класс», авт. Т.И. Бакланова), в качестве подсказки даны источники информации, которыми могут воспользоваться учащиеся при подготовке этого проекта: уроки игры на музыкальных инструментах, видеозаписи музыкантов, музыкальные спектакли, любимые мультфильмы. Начиная с 3-го класса такие развороты содержат уже более обширную информацию. Хорошей иллюстрацией этого может служить разворот в конце темы «Народные сказки» в первой части учебника «Литературное чтение. 3 класс» (авт. Э.Э. Кац). Здесь предложены не только темы проектов, но также план их подготовки и формы защиты (презентации) – малая конференция, выставка книг, репродукций, рисунков и поделок ребят, сборник творческих работ. Это значительно облегчает подготовку проекта как ребятам, так и мне , как учителю, координирующему работу учащихся.
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают ребёнку возможность самовыражения ,что ценно для повышения самооценки школьника. Во 2-м классе появляются проекты информационные. Подготовка к ним предполагает работу с серьёзными источниками – энциклопедиями, посещение музеев и даже встречи с людьми науки. То есть творческих способностей недостаточно, подключается и поисковая деятельность. А в 4-м классе мы встречаемся с практико-ориентированными проектами. В эти проекты включаются исследования, а результаты могут быть применены на практике.
Слайд.
Особенно значимым этапом является завершающий этап – презентация, или защита проекта. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставив у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. По завершении работы детям надо предоставить возможность показать, что у них получилось, и услышать похвалу. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Можно использовать самые различные формы презентаций: концерт, спектакль, выставки поделок и рисунков, презентации мини-проектов на общую тему, викторина, малая конференция и т.д.
Результат успешной работы в данном направлении подтверждается показателями ежегодного мониторинга основных умений, необходимых в работе над проектами и способствуют повышению качества знаний. Слайд.
Конечно, организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов,- весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма. Но грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый эффект, связанный , прежде всего, с личностным развитием учащихся.