Надежда Костырева,
редактор медиа-проектов НОУ «Экспресс»
редактор медиа-проектов НОУ «Экспресс»
Социальные сети и блоги уже давно и прочно вошли в нашу жизнь, но воспринимаются они, прежде всего, как площадки для личного общения и времяпрепровождения. Между тем, интерактивные веб-ресурсы обладают огромным потенциалом для организации работы учителей и создания в школе высокотехнологичной информационной образовательной среды. Тем более, что приглашения туда ученикам особого не требуется – они и так уже активно пользуются этими сервисами. А, как известно, «…Магомет идёт к горе», и остаётся только эффективно применить возможности социальных медиа. Как – разберёмся на примере самых популярных сайтов и приложений.
Социальные сети. Учебный процесс
Самое широкое поле для творчества предоставляют, конечно, социальные сети. На базе таких ресурсов, как ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук (Facebook), Гугл плюс (Google+) можно создать полноценное электронное представительство школы, открыть виртуальные предметные кабинеты, которые хоть и не заменят настоящие, но станут серьезным подспорьем в работе современного педагога. Ну а в организации внеурочных мероприятий и коммуникации с субъектами образовательного процесса – учащимися, родителями, потенциальными учениками – соцсетям просто нет равных!
Функционал для размещения фотоальбомов и документов можно использовать для хранения и демонстрации наглядных пособий. При наличии в классе подключения к Интернету и возможности вывода изображения с компьютера на экран или интерактивную доску эти материалы можно будет не только предлагать учащимся для домашней работы, но и показывать прямо на уроках.
Социальные сети – это неограниченное пространство для размещения аудио- и видеоуроков. Равно как и хранилище уже загруженных кем-то записей, которые вы можете находить через встроенный поисковый сервис, сохранять к себе на страницу и использовать в дальнейшей деятельности, если это не нарушает чьих-либо авторских прав.
В соцсетях можно проводить обучающие игры. Методика их проведения и применяемый для этого функционал могут быть различными – от коммуникативных возможностей (стена, обсуждения, мультиадресные диалоги) до разработки и внедрения специального приложения. Впрочем, последнее вряд ли достижимо в обычной государственной школе, так как требует услуг разработчиков программного обеспечения и серьёзных расходов, в том числе на этапе установки ПО в сеть.
Если ваши ученики в полном составе являются участниками группы школы или отдельного класса в социальной сети, то вы можете проводить там и проверку знаний – в виде публикации задач, различных творческих заданий и тестирования (создавая открытые и анонимные опросы, в зависимости от того, какие цели вы преследуете – получение общей картины или результат по каждому конкретному учащемуся). Это особенно хорошо в тех случаях, когда вы хотите сделать это ненавязчиво, без устрашающих слов «контрольная работа», чтобы отследить промежуточную динамику усвоения материала.
Соцсети идеально подходят для создания портфолио учеников и учителей, методической копилки, а также для проектной деятельности, так как позволяют публиковать и креативно оформлять разноплановую информацию, применяя большинство основных форматов файлов.
Социальные сети. Административный ресурс школы
Иметь электронное представительство в социальной сети наряду с официальным сайтом учреждения сегодня стремятся очень многие. И правильно.
Во-первых, эти площадки пользуются огромной популярностью среди людей всех возрастов, а значит, скорее всего, адресаты узнают ваши новости намного раньше, чем с сайта школы (при условии, что они подписаны на соответствующую страницу, конечно), ведь в соцсеть заходят гораздо чаще, чем на сайт школы.
Во-вторых, размещение и редактирование информации на сайте, а также рассылка подписчикам писем по электронной почте требуют определённых навыков. А вот опубликовать сообщение на стене ВКонтакте или другого подобного ресурса – сущий пустяк для кого угодно. И рассылать ничего не надо: ваше послание автоматически окажется в личной ленте новостей у участников группы. Другие функционалы сообществ в соцсетях тоже разработаны так, что работа с ними вряд ли вызовет затруднения даже у того, кто с компьютером и Интернетом пока на «Вы».
В-третьих, здесь как нигде оперативно и эффективно работает обратная связь с учениками и их продвинутыми родителями.
Для частных школ создание своего аккаунта в социальной сети обладает ещё одним важным преимуществом: это неиссякаемый источник потенциальных клиентов среди многомиллионной аудитории зарегистрированных пользователей, в общей базе которых можно выделять нужные группы по возрастным, географическим и прочим параметрам. И при грамотном подходе к маркетингу и приёмам продвижения расходы на рекламу существенно уменьшаются, в то время как число обращений в школу растёт.
Блоги
Блогосфера, в частности, такие известные её представители, как Живой Журнал (LiveJournal) и Блоггер (Blogger), тоже имеет достаточно разноплановый функционал, но социальным сетям в этом отношении всё-таки уступает. Блоги лучше всего подходят для организации электронного предметного кабинета, виртуальных экскурсий и презентаций, а также для проектной деятельности и портфолио. Их можно также успешно применять для размещения административных документов и новостей школы или класса, предмета, для проверки знаний и внеурочной деятельности.
Как хранилище наглядных пособий блоги не слишком хороши, поскольку там отсутствует возможность создания фотоальбомов и структурирования информации. Пока преждевременно на них полагаться и в общении с родителями учащихся, так как старшее поколение зачастую пользуется только теми интернет-сервисами, которые позволяют им связаться с друзьями и родными – электронная почта, социальные сети и скайп. В блог многие мамы и папы нынешних учеников не попадут никогда. Но уже в ближайшие годы ситуация может в корне измениться.
Особняком в этой подгруппе социальных медиа стоит сервис микроблогов Твиттер (Twitter). В силу того, что на этом ресурсе объем публикуемых сообщений очень ограничен, а многие функциональные возможности, присущие соцсетям и блогам, отсутствуют, как полноценное представительство или предметный кабинет он использоваться не может. Но он идеально подходит для тех случаев, когда надо оперативно проинформировать учащихся, например, об изменениях в расписании или срочных мероприятиях. Конечно, для того, чтобы этот инструмент работал эффективно, здесь тоже надо, чтобы учащиеся были зарегистрированы в Твиттере и подписаны на вашу ленту (или хотя бы часто заходили на эту страницу).
Фото- и видеохостинги
С помощью фото- и видеохостингов в Интернете можно создавать целые библиотеки печатных документов и хранилища медиафайлов, необходимых в учебном процессе. Настройки этих ресурсов позволяют регулировать доступ к просмотру и скачиванию файлов. Одни из самых распространенных сайтов для размещения изображений – Фликр (Flickr), Пикаса (Picasa) и Инстаграм (Instagram).
На Инстраграме стоит остановиться поподробнее. Это не просто сайт – это приложение для iPhone, iPad, устройств, работающих на платформе Android (большинство планшетных компьютеров и смартфонов) и др. С помощью него можно отправлять сделанные вашим девайсом фотографии и видеозаписи прямо на сайт. Интересная особенность: изображения делаются исключительно квадратной формы, отсюда пошло и название ресурса. Благодаря тому, что вы можете снабжать публикацию комментариями, а другие пользователи – участвовать в обсуждениях, этот сервис удобен для использования не только как медиатека и новостная страничка, но и как виртуальный музей, площадка для размещения портфолио или проекта. Инстаграм вполне сгодится для промежуточной проверки знаний в виде творческих заданий – викторин, игр и т. п.
Даже тот, кто никогда не заходил на видеохостинг YouTube (произносится как «ютьюб»), наверняка имеет о нём представление. Ещё бы, ведь по данным ежедневно обновляемого глобального веб-рейтинга Alexa, это третий сайт в мире по количеству посетителей и просмотренных страниц, и, как сообщает «Российская газета» (выпуск от 23.04.3013), ежемесячно свыше 51 миллиона человек из них – россияне. Его русскоязычный «коллега» Rutube («рутьюб»), конечно, не столь популярен, но оба этих ресурса учитель может использовать для поиска и загрузки видеозаписей любого количества и назначения, будь то демонстрационные материалы или виртуальные экскурсии, ролики-презентации или целая медиатека. На видеохостингах также можно размещать проекты, и особый шик – видеопортфолио. Кроме того, у Rutube есть существенный плюс для применения его в образовательных целях: ролики и комментарии к ним ежедневно модерируются, и записи, противоречащие законам (содержащие ругательства, сцены насилия и т. д.) удаляются.
Ресурс Вимео (Vimeo) изначально создавался как хостинг для размещения видео в высоком разрешении (HD), сейчас YouTube стёр это различие. Но достоинством Вимео по-прежнему остаются элементы социального сервиса, возможность создавать группы и каналы, регулировать настройки приватности. Ограничения для бесплатных аккаунтов здесь тоже имеются, но не по времени, а по размеру загружаемых файлов – до 500 Гб в неделю.
Скайп
Приложение для голосовой, видео- и текстовой связи между компьютерами через Интернет Скайп (Skype) по сути не является социальным медиа. Но этот ресурс, полезный, в первую очередь, в дистанционном обучении, выгодно отличается от всех описанных выше тем, что вы можете слышать и видеть своего собеседника в ходе общения, и независимо от его местонахождения и длительности беседы разговор будет бесплатный. Это огромное коммуникативное преимущество для проведения видео- и аудиоуроков, виртуальных экскурсий с «живым» закадровым текстом, презентаций, обучающих игр и, особенно, мастер-классов и практикумов. Правда, конференц-связь более, чем с одним собеседником, входит уже в разряд платных услуг.
Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) – неотъемлемая часть работы современного педагога. В условиях нового законодательства, когда среднее образование в государственных школах частично переходит на коммерческую основу, умение использовать ИКТ, в частности, огромный потенциал социальных медиа, становится важным конкурентным преимуществом даже для бюджетной образовательной организации.