Формирование учебно-познавательной компетенции через игровую деятельность на уроках русского языка и литературы
Бунькова Юлия Викторовна,
учитель ГБОУ школы №561
Санкт-Петербурга
"Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь".
Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.
Компетенция в переводе с латинского означает «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом». По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Ключевые компетенции - способности личности справляться с самыми различными задачами. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета. В современной методической печати сформулированы разнообразные ключевые компетенции, над формированием которых должен работать современный учитель.
Существует семь ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.
Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции.
Учебно-познавательная компетенция-это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания. А, значит, задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться. По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости. Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса я использую следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации (мотивационно – целевой блок) применяю:
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов (познавательный блок):
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу;
2) необычная форма преподнесения материала;
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
В качестве иллюстрации выше изложенного предлагаю конспект урока по литературе.
Тема урока: М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Уроки нравственности. «Где дружба и совет – там и свет».
Цель: через анализ эпизода, обучение составлению литературной характеристики героя формировать нравственное отношение к людям.
Задачи урока:
обучающая: - совершенствование навыка разных видов чтения:выборочного, аналитического, по ролям;
- обучение составлению литературной характеристики героя и анализу эпизода;
воспитательная:- формировать у учащихся нравственное отношение к близким людям, к родителям, умение ценить людей, свою семью; - - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе;
коррекционно-развивающая: - развитие речи и аналитического мышления через применение следующих форм работы:
составление монологического высказывания с опорой на письменную инструкцию;
развитие познавательной активности путём организации восприятия с опорой на различные анализаторы;
- содействовать развитию коммуникабельности через работу в парах и в группах.
Тип урока: обучающий.
Технология: технология развития критического мышления.
Учебно-наглядные пособия, оборудование, ТСО:
·Учебник-хрестоматия «Литература 6 кл.», 2 ч., под ред. В.Я.Коровиной.
·Портрет писателя.
·Стенд с репродукциями «Русские пейзажи», фотоматериалами.
·Карточки со словами-ассоциациями разных цветов (на доске).
·Карточки с заданиями для учащихся.
·Стол с предметами (глиняный горшочек, деревянная кадушка, компас, шишки хвойных деревьев, лукошко, ягоды клюквы).
·Магнитофон (музыка для релаксации «Природа»).
Место проведения урока: кабинет русского языка и литературы.
Оформление доски на начало урока:
·Левая сторона доски:
-Тема урока: М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
-Портрет писателя.
-Пейзаж (русский лес).
·Правая сторона доски– слова и словосочетания из текста произведения:
-Золотая курочка на высоких ножках;
-Мужичок-в-мешочке;
-крестьянское хозяйство;
-бондарство;
-палестинка;
-елань.
·Центральная часть доски:
-Пословица: «Где дружба и совет, там и свет».
Я Мы
столбик разноцветных слов-ассоциаций:
Свет
Тьма
Холод
Тепло
Страх
Радость
Пустота
Друзья
Одиночество
Семья
·Закрытая часть доски:
План рассказа о герое:
1. Имя героя, о котором ты будешь рассказывать.
2. Обстановка, в которой живёт герой.
· Где: место жительства;
· С кем: семья.
3. Портрет героя:
· Возраст
· Лицо
· Глаза
· Волосы
· Телосложение
4. Занятия героя, его интересы.
5. Характер героя, как, с какими чувствами он относится к близким, к
окружающим его людям.
6. Как автор произведения относится к этому герою. Как, по каким словам, выражениям ты это понял.
7. Какие чувства вызывает этот герой у тебя, почему?
Ход урока:
1. Организационный момент, приветствие.
2. Основная часть:
1) Актуализация опорных знаний учащихся для восприятия нового материала.
Фронтальная работа.
a) Работа с опорными словами и словосочетаниями из текста.
На доске записаны слова и словосочетания:
- Золотая курочка на высоких ножках, - Мужичок-в-мешочке, - крестьянское хозяйство, - бондарство*, - палестинка**, - елань***.
Учитель:- Прочитайте слова и словосочетания, записанные на доске.
- Из какого они произведения?
- Кто автор этого произведения?
- Что обозначает каждое из этих слов и выражений?
Учащиеся читают предложенные слова и словосочетания, называют произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца», объясняют их лексическое значение (при необходимости учитель предлагает воспользоваться комментариями, предложенными в учебнике – хрестоматии: * - стр.41, ** - стр.43, *** - стр.44)
б) «Волшебный стол»: осмысление слов-понятий через зрительное восприятие предметов.
Учитель: - Посмотрите на «волшебный стол». Я буду показывать предмет, а вы должны назвать его и объяснить, как он связан с содержанием произведения.
Демонстрируются предметы:- глиняный горшочек (для приготовления пищи), - деревянная кадушка, - компас,- шишки хвойных деревьев, - лукошко, - ягоды клюквы.
2) Определение темы урока и постановка учебной задачи.
Учитель:- Наверно, все уже догадались, о чём мы будем сегодня говорить, какова тема нашего урока. Кто может её назвать?
Учащиеся:- «Кладовая солнца» М.М.Пришвина.
Учитель в подтверждение ответа открывает ранее закрытую часть доски с портретом писателя, названием произведения.
- Кто является главными героями «Кладовой солнца»?
Учащиеся:- Настя и Митраша.
3) Проверка домашнего задания.
Пересказ с опорой на карточку – инструкцию и выполненный рисунок.
В качестве домашнего задания учащимся было предложено подготовить небольшое сообщение о герое и нарисовать (по желанию и возможности) его портрет: 1 вариант – о Насте, 2 вариант – о Митраше.
Учитель:- Сейчас мы узнаем, какими же вы видите этих героев, и в помощь вам я предлагаю план (открывается часть доски с записанным на ней планом, отвечающим выдаётся карточка – помощник).
Выступают 2 человека (1 – 1в., 1 – 2 в.) Рисунки (при наличии) крепятся на доску рядом с словосочетаниями «Золотая курочка на высоких ножках», «Мужичок-в-мешочке».
4) Постановка проблемной задачи урока.
Беседа:
Учитель:- Посмотрите, портреты детей находятся рядом с пословицей (при необходимости учитель прикрепил заранее заготовленные иллюстрации).
- Прочитайте пословицу.
Ученик:- «Где дружба и совет – там и свет».
Учитель:- Как вы её понимаете?
Учащиеся высказываются.
Учитель: мы будем говорить о взаимоотношениях брата и сестры и, надеюсь, извлечём для себя морально-нравственные уроки.
5) Работа с текстом произведения.
а) Беседа, выборочное аналитическое чтение.
Учитель:- Почему автор не описывает игры и забавы детей?
Учащиеся высказываются.
Учитель:- Давайте подтвердим словами текста: стр. 40.
Учащиесячитают отрывок.
Учитель: -Кто научил детей всему, что они умели?
Учащиеся высказываются.
Учитель:- Давайте подтвердим словами текста: стр. 40.
Учащиеся читают отрывок.
Учитель:- Чему мы можем поучиться у детей?
- Кто является нашими первыми учителями?
Учащиеся высказываются.
Учительделает вывод: первые уроки трудолюбия ребёнок получает в семье.
- Как дети относились друг к другу?
Учащиеся высказываются.
Учитель:- Давайте подтвердим словами текста: стр. 41 - 42.
Учитель делает вывод: у ребят всё получалось, потому что они были дружны, помогали, заботились друг о друге.
- А случались ли между ними ссоры?
Учащиеся высказываются.
Релаксация: физкультпауза, гимнастика для глаз.
Учитель:- Вспомним спор Насти и Митраши, когда они пошли в лес за клюквой, и не могли договориться, по какой тропе идти.
б) Чтение по ролям: стр.46 – 47.
Учитель:- Почему поссорились дети?
Учащиеся высказываются.
Учитель:- Всегда ли правильно настаивать на своей точке зрения, не прислушиваясь к другому? К чему это может привести?
Учащиеся высказываются.
в) Анализ эпизода.
Учитель:- Зачем писатель вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе?
Учащиеся высказываются.
Чтение учителем данного отрывка: стр. 45.
Работа в парах.
Учитель:выберите пословицу, которая может служить заголовком к этой истории и выражает её основную мысль.
Учащимся предлагаются карточки с пословицами:
1. |
Лучше умереть возле друга, чем жить у своего врага. |
2. |
Худой мир лучше доброй ссоры. |
3. |
Дружба заботой да подмогой крепка. |
Каждая пара учащихся озвучивает выбранный вариант, аргументирует свой выбор, учитель делает вывод.
г) Работа в группах.
Учитель:- Что произошло с нашими героями после ссоры?
Учащимся предлагается тестовое задание: из предложений о герое выбрать вариант, соответствующий содержанию текста, озвучить его.
1 группе – Карточка 1 - о Насте,
2 группе – Карточка 2 – о Митраше.
Карточка 2. |
|
1. |
Митраша не стал упрямиться, догнал Настю, и за клюквой они отправились по выбранной вместе тропе. |
2. |
Мальчик, рассердившись на сестру, вернулся домой. |
3. |
Митраша заблудился в лесу. |
4. |
Мальчик забрёл в Слепую елань и едва не утонул в болоте. |
3. Домашнее задание.
Прочитать и рассказать, как закончилась история похода за клюквой брата и сестры?
5) Вывод-обобщение по проблемной задаче урока. Рефлексия.
Работа в группах:
группе выдаётся карточкаи предлагается распределить данные слова на две колонки (указать стрелочкой):
1 гр. - Я 2 гр. - Мы
Свет
Тьма
Холод
Тепло
Страх
Радость
Пустота
Друзья
Одиночество
Семья
На доске под пословицей «Где дружба и совет, там и свет» эти же слова, в аналогичном расположении, написаны различными цветами:
Учащиес говорят, как распределили слова,
учитель в соответствии с этим выстраивает две колонки на доске:
Я Мы
Тьма свет
холод тепло
страх радость
пустота друзья
одиночество семья
Учитель:- Посмотрите, что получилось?
Учащиеся делают вывод, ещё раз озвучивают пословицу.
1. Подведение итогов урока:
Учитель:- О чём вы задумались в ходе работы на уроке, какие выводы сделали для себя?
Учащиеся высказываются.
Оценивание работы учащихся.