Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование учебно-познавательной компетенции через игровую деятельность на уроках русского языка и литературы

 

Бунькова Юлия Викторовна,
учитель ГБОУ школы №561
Санкт-Петербурга

 

"Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь".

     Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании.

   Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.

     Компетенция в переводе с латинского означает «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом». По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.

  С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.

  Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Ключевые компетенции - способности личности справляться с самыми различными задачами. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета. В современной методической печати сформулированы разнообразные ключевые компетенции, над формированием которых должен работать современный учитель.

   Существует семь ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.

     Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции.

  Учебно-познавательная компетенция-это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания. А, значит, задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться. По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости. Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса я использую следующие приемы:

1)  создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;

3)  рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);

4)  занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

 Для  обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации (мотивационно – целевой блок) применяю:

1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;

2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;

3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;

4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

 Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов (познавательный блок):

1) включение учащихся в коллективную деятельность,  через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу;

2) необычная форма преподнесения материала;

3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;

4)  сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;

5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;

6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

В качестве иллюстрации выше изложенного предлагаю конспект урока по литературе.

Тема урока: М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Уроки нравственности. «Где дружба и совет – там и свет».

Цель: через анализ эпизода, обучение составлению литературной характеристики героя формировать нравственное отношение к людям.

Задачи урока:

                            обучающая: -  совершенствование навыка разных видов чтения:выборочного, аналитического, по ролям;

                            -  обучение составлению литературной характеристики героя и анализу эпизода;                 

                            воспитательная:-  формировать у учащихся нравственное отношение к близким людям, к   родителям, умение ценить людей, свою семью;                           -                             - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение     работать в коллективе;

коррекционно-развивающая: - развитие речи и аналитического мышления через применение следующих форм работы:

составление монологического высказывания с опорой на письменную инструкцию;

развитие познавательной активности путём организации восприятия с опорой на различные анализаторы;

- содействовать развитию коммуникабельности через работу в парах и в группах.

Тип урока: обучающий.

Технология: технология развития критического мышления.

Учебно-наглядные пособия, оборудование, ТСО:

 

·Учебник-хрестоматия «Литература 6 кл.», 2 ч., под ред. В.Я.Коровиной.

·Портрет писателя.

·Стенд с репродукциями «Русские пейзажи», фотоматериалами.

·Карточки со словами-ассоциациями разных цветов (на доске).

·Карточки с заданиями для учащихся.

·Стол с предметами (глиняный горшочек, деревянная кадушка, компас, шишки хвойных деревьев, лукошко, ягоды клюквы).

·Магнитофон (музыка для релаксации «Природа»).

 

Место проведения урока: кабинет русского языка и литературы.

Оформление доски на начало урока:

·Левая сторона доски:

-Тема урока: М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

-Портрет писателя.

-Пейзаж (русский лес).

·Правая  сторона доски– слова и словосочетания из текста произведения:

-Золотая курочка на высоких ножках;

-Мужичок-в-мешочке;

-крестьянское хозяйство;

-бондарство;

-палестинка;

-елань.

·Центральная часть доски:

-Пословица: «Где дружба и совет, там и свет».

Я                           Мы

столбик разноцветных слов-ассоциаций:

Свет

Тьма

Холод

Тепло

Страх

Радость

Пустота

Друзья

Одиночество

Семья

·Закрытая часть доски:

План рассказа о герое:

1.     Имя героя, о котором ты будешь рассказывать.

2.     Обстановка, в которой  живёт герой.

·     Где: место жительства;

·     С кем: семья.

3.     Портрет героя:

·        Возраст

·        Лицо

·        Глаза

·        Волосы

·        Телосложение

4.     Занятия героя, его интересы.

5.     Характер героя, как, с какими чувствами он относится к близким, к                         

окружающим его людям.

6.     Как автор произведения относится к этому герою. Как, по каким словам, выражениям ты это понял.

7.     Какие чувства вызывает этот герой у тебя, почему?

Ход урока:

1.     Организационный момент, приветствие.

2.     Основная часть:

1)      Актуализация опорных знаний учащихся для восприятия нового материала.

        Фронтальная работа.

a)    Работа с опорными словами и словосочетаниями из текста.

На доске записаны слова и словосочетания:

- Золотая курочка на высоких ножках, - Мужичок-в-мешочке, - крестьянское хозяйство, - бондарство*, - палестинка**, - елань***.

Учитель:- Прочитайте слова и словосочетания, записанные на доске.

                 - Из какого они произведения?

                 - Кто автор этого произведения?

                 - Что обозначает каждое из этих слов и выражений?

Учащиеся читают предложенные слова и словосочетания, называют произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца», объясняют их лексическое значение (при необходимости учитель предлагает воспользоваться комментариями, предложенными в учебнике – хрестоматии: * - стр.41, ** - стр.43, *** - стр.44)

б) «Волшебный стол»: осмысление слов-понятий через зрительное восприятие предметов.

 Учитель: - Посмотрите на «волшебный стол». Я буду показывать предмет, а вы должны назвать его и объяснить, как он связан с   содержанием произведения.

Демонстрируются предметы:- глиняный горшочек (для приготовления пищи), - деревянная кадушка, - компас,- шишки хвойных деревьев, - лукошко, - ягоды клюквы.

  2) Определение темы урока и постановка учебной задачи.

Учитель:- Наверно, все уже  догадались, о чём мы будем сегодня говорить,  какова тема нашего урока. Кто может её назвать?

Учащиеся:- «Кладовая солнца» М.М.Пришвина.

Учитель в подтверждение ответа открывает ранее закрытую часть доски с портретом писателя, названием произведения.

                   - Кто является главными героями «Кладовой солнца»?

Учащиеся:- Настя и Митраша.

3) Проверка домашнего задания.

Пересказ с опорой на карточку – инструкцию и выполненный рисунок.

 В  качестве домашнего задания учащимся было предложено подготовить небольшое сообщение о герое и нарисовать (по желанию и возможности) его портрет: 1 вариант – о Насте, 2 вариант – о Митраше.

Учитель:- Сейчас мы узнаем, какими же вы видите этих героев, и  в  помощь вам я предлагаю план (открывается часть доски с записанным на ней планом, отвечающим выдаётся карточка – помощник).

Выступают 2 человека (1 – 1в., 1 – 2 в.)  Рисунки (при наличии) крепятся на доску рядом с словосочетаниями «Золотая курочка на высоких ножках», «Мужичок-в-мешочке».

4) Постановка проблемной задачи урока.

    Беседа:

Учитель:- Посмотрите, портреты детей находятся рядом с пословицей (при необходимости учитель прикрепил заранее заготовленные иллюстрации).

                 - Прочитайте пословицу.

Ученик:- «Где дружба и совет – там и свет».

Учитель:- Как вы её понимаете?

Учащиеся высказываются.

Учитель: мы будем говорить о взаимоотношениях брата и сестры и, надеюсь, извлечём  для себя морально-нравственные уроки.

5) Работа с текстом произведения.

а) Беседа, выборочное аналитическое чтение.

Учитель:- Почему автор не описывает игры и забавы детей?

Учащиеся высказываются.

Учитель:- Давайте подтвердим словами текста: стр. 40.

Учащиесячитают отрывок.

Учитель: -Кто научил детей всему, что они умели?

Учащиеся высказываются.

Учитель:- Давайте подтвердим словами текста: стр. 40.

Учащиеся читают отрывок.

Учитель:- Чему мы можем поучиться у детей?

                 - Кто является нашими первыми учителями?

Учащиеся высказываются.

Учительделает вывод: первые уроки трудолюбия ребёнок получает в семье.

                  - Как дети относились друг к другу?

Учащиеся высказываются.

Учитель:- Давайте подтвердим словами текста: стр. 41 - 42.

Учитель  делает вывод: у ребят всё получалось, потому что они были  дружны, помогали, заботились друг о друге.

                 - А случались ли между ними ссоры?

Учащиеся высказываются.

Релаксация: физкультпауза, гимнастика для глаз.

Учитель:- Вспомним спор Насти и Митраши, когда они пошли в лес за клюквой, и не могли договориться, по какой тропе идти.

б) Чтение по ролям: стр.46 – 47.

Учитель:- Почему поссорились дети?

Учащиеся высказываются.

Учитель:- Всегда ли правильно настаивать на своей точке зрения, не прислушиваясь к другому? К чему это может привести?

Учащиеся высказываются.

в) Анализ эпизода.

Учитель:- Зачем писатель вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе?

Учащиеся высказываются.

Чтение учителем данного отрывка: стр. 45.

Работа в парах.

Учитель:выберите пословицу, которая может служить заголовком к этой истории и выражает её основную мысль.

Учащимся предлагаются карточки с пословицами:

1.

Лучше умереть возле друга, чем жить у своего врага.

2.

Худой мир лучше доброй ссоры.

3.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Каждая пара учащихся озвучивает выбранный вариант, аргументирует свой выбор, учитель делает вывод.

г) Работа в группах.

Учитель:- Что произошло с нашими героями после ссоры?

Учащимся предлагается тестовое задание: из предложений о герое выбрать вариант, соответствующий содержанию текста, озвучить его.

1 группе –  Карточка 1 - о Насте,

 2 группе – Карточка 2  – о Митраше.

Карточка 2.

1.

Митраша  не стал  упрямиться, догнал Настю, и за клюквой они отправились по выбранной вместе тропе.

2.

Мальчик, рассердившись на сестру, вернулся  домой.

3.

Митраша  заблудился  в лесу.

4.

Мальчик забрёл в Слепую елань и едва не утонул в болоте.

3. Домашнее задание.

     Прочитать и рассказать, как закончилась история похода за клюквой брата и сестры?

5) Вывод-обобщение по проблемной задаче урока. Рефлексия.

Работа в группах:

группе выдаётся карточкаи предлагается распределить данные слова  на две колонки (указать стрелочкой):

                 1 гр. -      Я                                          2 гр. -          Мы

Свет

Тьма

Холод

Тепло

Страх

Радость

Пустота

Друзья

Одиночество

Семья

 

     На доске под пословицей «Где дружба и совет, там и свет» эти же слова, в  аналогичном расположении, написаны различными цветами:

     Учащиес говорят, как распределили слова,

     учитель в соответствии с этим выстраивает две колонки на доске:

                             Я                                              Мы

                         Тьма                                            свет

                         холод                                        тепло

                         страх                                        радость

                        пустота                                      друзья

                     одиночество                                 семья        

      Учитель:- Посмотрите, что получилось?

      Учащиеся делают вывод, ещё раз озвучивают пословицу.

1.     Подведение итогов урока:

Учитель:- О чём вы задумались в ходе работы на уроке, какие выводы сделали для себя?

Учащиеся высказываются.

Оценивание работы учащихся.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»