Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Вступление в силу в сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации», на наш взгляд, завершило процесс очерчивания контуров современной государственной образовательной политики, что позволяет достаточно обоснованно говорить о тех следствиях, которые имеет эта политика для практической педагогической деятельности.

Предлагаемый автором подход к определению современных ориентиров преподавания базируется на нескольких основаниях

Во-первых относительно понятия кризис. В рамках настоящей статьи автор не вкладывает в него исключительно негативный смысл, а рассматривает его как пору переходного состояния, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.

Применительно к рассматриваемой теме указанное понятие характеризует, на наш взгляд, ту парадигмальную неопределенность, в которой оказалось российское образование в период перехода на ФГОС, в ситуации, когда один образовательный уклад сменяется другим, однако элементы обоих, порой слабо совместимые наличествуют в образовательной практике.

Если исходить из предложенной В.В. Байденко классификации образовательных эпох, то речь идет о переходе от эпохи массового интегрирующего образования, для которой свойственна функция интегрирования нового поколения в жизнь этноса, общины, нации, государства, профессиональной группы к эпохе всеобщего личностно-ориентированного образования, характеризующейся складывающейся в настоящее время гармонизацией (относительной) социально-ответственного и личностно-свободного векторов направленности образования [1, C.19]

Второй принципиальной позицией, из которой мы исходим, является убеждение автора в том, что парадигмальные проблемы не могут быть решены сугубо на операционно-технологическом уровне, то есть за счет изменения только форм и содержания деятельности педагогов, без изменения парадигмального качества деятельности педагога, включающего изменение:

−        системы взглядов человека на мир, в частности понимание природы Человека, его места во Вселенской иерархии; закономерностей его развития и познания.

−        смысловых доминант профессионального бытия и целевых установок педагогической деятельности;

−        ориентаций и истоков формирования профессионально-педагогических ценностей и критериев оценки;

−        характера взаимодействия с участниками педагогического процесса.

Иными словами, как писал М. Фуллан ««Педагоги — не технические работники. Даже в относительно простых случаях почти все перемены умений и поведения требуют новых ценностей в образовании. Если есть кардинальное правило перемен, то оно состоит в том, что невозможно заставить человека изменяться. Невозможно заставить человека думать по-другому и принудить к развитию новых умений» [4, C. 65].

Теперь, основываясь на предложенных выше позициях, обратимся непосредственно к теме нашей статьи.

Нам представляется, что ключевой проблемой, определяющей, с одной стороны, сложности приведения профессиональной деятельности педагога к характеристикам, отвечающим требованиям ФГОС, с другой – снижение познавательной мотивации учащихся по мере их продвижения по ступеням образования, являетсяэгонесообразность образовательного процесса.

Иными словами, организуя образовательный процесс, педагоги и администрация школ не учитывает тех изменений, которые произошли и происходят в личностных характеристиках учащихся.

Казалось бы, общим местом являются утверждение о том, что «дети сейчас совсем другие» - это можно услышать практически от каждого учителя.

Однако «инаковость» учащихся, с одной стороны осмысливается сугубо на уровне эмпирического опыта педагога или группы педагогов, с другой – рассматривается как фактор негативный, препятствующий реализации ключевых идей «школы объяснения» (или эпистемологической формации по П.Г. Щедровицкому), где передача предметного содержания выступает альфой и омегой образовательного процесса, чему в немалой степени способствует и ЕГЭ, являющийся ведущей формой оценки как результативности, так и качества образования.

Ситуация усугубляется еще и тем, что приведя все образовательные учреждения к общему знаменателю единого Федерального государственного стандарта, упразднив тем самым основания для эффективной деятельности учреждений повышенного уровня, вернув «микрорайонный» принцип комплектования школ органы управления образования, фактически обозначили в качестве ведущей ( и практически единственно возможной) модели организации образовательной деятельности «модель смешанных способностей» (по классификации Калувэ и др.), которая характеризуется тем, что «учебные классы формируются так, чтобы в них оказались дети разных уровней способностей и из разных слоев. Образовательные цели также сводятся к тому, чтобы дать знания в соответствии с образовательными стандартами. Здесь высокий уровень результатов знаний по предметам может быть достигнут лишь при высокой квалификации учителей в части дидактической дифференциации и умения создать в классах атмосферу коллективизма, взаимопомощи учащихся» [2]

Очевидно, что реализация этой модели в условиях постоянно увеличивающегося объема содержания образования и классно-урочной системы представляет чрезвычайную сложность.

Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в образовании, которая тоже декларируется, требует серьезных исследований, опирающихся на одну из моделей дифференциации учащихся (будь то «теория множественного интеллекта» Гарднера или методика Майерс-Бригс), которые, увы, не могут быть реализованы в массовой школе.

Одним из возможных выходов из указанной ситуации является обращение к таким концепциям, которые могли бы стать основой для изменения, как оснований, так и содержания деятельности педагога массовой школы.

Одной из таких концепций является подход, предложенный американским исследователем Д. Коаатс в книге «Поколения и стили обучения», написанной в 2007 году [3].

Дж. Коатс исходит из того, что в настоящее время проживают представители не трех, как принято считать, а шести поколений: «Поколение ветеранов» - 1920-1933 гг. рождения;

 «Тихое Поколение» - 1933-1946 гг. рождения (дети, рожденные в годы Великой депрессии); «Беби-бумеры» - 1946-1964 гг. рождения; «Поколение X» - 1964-1980 гг. рождения; «Поколение Y» - 1980-2000 гг. рождения; «Поколение Z» - 2000 и последующие гг., каждое из которых, характеризуется своими особенностями в качестве участников образовательного процесса. Иначе говоря, характерной чертой современной образовательной ситуации является разрыв социального и культурного циклов. В прошлом социальный цикл был гораздо короче культурного. Индивид, появившись на свет, заставал определенную структуру культурных ценностей, которая, не меняясь на протяжении столетий, регулировала жизнь многих поколений. В  XX веке ситуация в корне изменилась: теперь на протяжении одного поколения чередуется ряд «культурных эпох». Способность к культурной трансформации становится необходимым условием оптимальной адаптации, условием развертывания творческих потенций индивидов.

Говоря о специфики представителей поколения «Поколения в качествеучащихся Дж Коатс отмечает, что «студенты «Поколения Y» больше всего ценят работу в команде, взаимодействие между собой.

Они любят, когда им советуют и показывают правильное направление в работе.

Они стараются, прежде всего, понять общую структуру курса и критерии оценки знаний.

Они чаще других задают вопросы о том, будет ли тот или иной материал включен в тестовые задания, и, особенно, как эти знания можно будет применить в жизни. Ощущение уверенности в успехе и безопасности очень важны для этого поколения. Также для «Поколения Y» важно, поможет ли изучение материала добиться целей, которые они ставят перед собой.

Это поколение чувствует себя среди высокотехнологичных устройств как рыба в воде.

Несмотря на пристрастие к высокотехнологичным устройствам, «Поколение Y» очень традиционно в некоторых вопросах. Одно из исследований, проведенных организациями «Нордвест Мутуал Лайф» и «Харрис», показало, что современные студенты колледжей в большинстве своем ощущают сходство с собственными бабушками и дедушками из «Поколения ветеранов», а также с прабабушками и прадедушками.

Мотивация представителей «Поколения Y» базируется на желании добиться успехов в конкурентной борьбе с минимальными затратами времени и усилий. Они высоко ценят умение просто и точно объяснить свою мысль, и не терпят лишней суеты

Это поколение считает очень важным умение зарабатывать много денег - для них это умение важнее, чем для любого другого, и образование они рассматривают как этап на пути к высоким заработкам.

Как и представители «Поколения X», они наилучшим образом овладевают знаниями в динамично меняющейся среде, и в условиях, не располагающих к активным действиям или диалогу, быстро начинают испытывать скуку.

Классическая лекция неприемлема для представителей этого поколения, привычных к тому, что информация в разных видах поступает со всех сторон одновременно.

Учебные материалы для представителей «Поколения Y» должны быть не ме­нее яркими и разнообразными, чем для «Поколения X». Но есть и существенное отличие: «Поколение Y» - более увлеченные читатели, так что им легче как воспринимать текст «с листа», так и выполнять письменные задания» [3, С.108-109].

Исходя из указанной выше специфики Дж Коатс предлагает ряд постулатов, которые, на наш взгляд вполне могут выступать в качестве современных ориентиров образования:

Учащийся — в центре внимания

Молодые люди отказываются от образования: оно кажется им бессмысленным для будущей жизни, менее полезным, чем «свободное плавание в большом мире». Современные учебные программы уделяют внимание личным качествам учеников, и их реализации лишь в начальном образовании.

Чем старше становится ученик, тем больше от него требуется изучения абстрактных «предметов» — мало связанных с реальной жизнью, и его личным видением себя в ней. Создание учебных планов, в центре внимания, при разработке которых будет современный мир и возможность обучающегося эффективно действовать в нем — ключ к успеху в 21-ом столетии.

Кооперация вместо конкуренции

Сегодняшняя молодежь - командные игроки, ценность плодотворного сотрудничества для нее очевидна, в том числе и сотрудничества в процессе обучения - а оценки лишь служат подтверждением этому.

Применимость знаний

Когда мы говорим о «полезности» знаний - мы понимаем под «полезностью» отнюдь не то, насколько легко будет нашему учащемуся сдавать выпускной или квалификационный экзамен. Такие результаты обучения все еще признаются обучающимися «важными» - но не являются определяющими, и, тем более, мотивирующими.

Цель учеников нового поколения - получить информацию, практическая польза владения которой будет очевидна. Мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.

Время - главная ценность

Время - большая ценность для сегодняшних учеников, возможность тратить его эффективно часто становится для них главным аргументом.

Они ищут идеальное соотношение между затраченным временем, объемом полученной информации и «пользой», которую они смогут из этой информации извлечь.

Если затраты времени слишком велики, они или вовсе откажутся от изучения материала курса, или будут искать информацию где-то еще.

Времени всегда недостаточно, терять его - неэффективно. Если изучаемая информация очень нужна, но плохо структурирована, и ее освоение отнимает лишнее время – ученик будут искать ее в «независимых» источниках, что многие преподаватели также расценивают как «нежелание учиться как положено». Особенно все вышесказанное актуально для учеников мужского пола.

Главное - результат

Современные ученики в процессе обучения ориентируются, прежде всего, на результат: «наслаждаться процессом» им не свойственно.

Они сосредотачиваются на новом материале, игнорируя «повторение пройденного» и «закрепление» — не желая вновь возвращаться к изученному.

Задания, которые содержат многократное повторение одного и того же, они оставляют невыполненными.

Если в качестве «результата» учащимся видится лишь хорошая оценка на экзамене — вряд ли они будут уделять внимание действительно глубокому и системному изучению предмета.

Важно помнить, что сегодняшние ученики с самого рождения имеют доступ к огромным массивам информации — к пяти годам в распоряжении современного ребенка больше информации, чем было у его бабушки и дедушки за всю жизнь.

Нынешние учащиеся умеют ориентироваться в этом изобилии, быстро находить, выделять и запоминать лишь нужное, имеющее практическую ценность - многие люди старшего возраста не имеют таких навыков.

«Настройка»

Наше время - эпоха «настраиваемой среды». Сегодняшняя молодежь привыкла «настраивать» окружающий мир, делая его удобнее.

Телевизионная реклама предлагает матери семейства «настроить» суп, который едят ее дети: для одного — с крекерами, для другого - со сливками, для третьего — со свежей зеленью, и так далее.

Учащиеся должны иметь возможность «настроить» в некоторой степени процесс обучения - чтобы каждому из них было максимально удобно, как получать знания, так и оценивать свои академические успехи.

Диалог

Важной составляющей  современного обучения является диалог с преподавателем и сокурсниками.

В традиционных учебных заведениях, где преподаватели и студент встречаются лицом к лицу, достаточно возможностей для такого диалога - надо лишь их использовать.

В дистанционном же обучении могут помочь современные технологии: некоторые учебные заведения, например, используют блоги преподавателей и учащихся, чтобы дать им возможность обсуждать различные аспекты изучения курса.

Высокие технологии

Многие из сегодняшних студентов научились пользоваться компьютером раньше, чем ходить, или говорить. Среда, порожденная высокими технологиями - важный инструмент для их обучения: для них лекция в традиционной аудитории - все равно что «немое кино» для зрителей, привыкших к звуковому. Разумеется, мало у кого оно вызовет живой интерес.

Визуализация

Современная молодежь воспринимает визуальную информацию лучше, чем представители любого другого поколения.

Об этом следует помнить, и учитывать эту особенность стиля обучения молодого поколения, привыкшего получать визуальную информацию из различных СМИ - это будет способствовать их успешному обучению.

Кроме того, опыт этих студентов в выделении важного из больших объемов информации формировался именно для визуального восприятия — и наилучшим образом применим для него же.

Ожидания

Представители как «Поколения X», так и «Поколения Y» ориентируются в обучении на определенный результат - необходимо поставить перед ними видимую цель, к которой они будут идти.

Это важный элемент обучения: ориентируясь именно на эту цель, студенты будут строить собственный подход к обучению (который может и отличаться от традиционного).

Оно сосредоточены на результате — но им нужно осознать этот результат. [3, С.112-114].

Завершая, отметим, что мы далеки от того, чтобы постулировать указанный подход в качестве не только единственно верного, но даже определяющего. При этом представляется, что учет указанных особенностей и следование достаточно простым рекомендациям, предложенным Дж. Коатс может стать основанием для выстраивания  эгосообразной образовательной практики, отвечающей потребностям эпохи общепланетарного гуманистического образования, — оптимальнаой для целей самопроектирования и саморазвития личности по формуле «образование через всю жизнь» [1, C.19].

 

Библиографический список

1.             Байденко В.А.Образовательный стандарт: Теоретические и концептуальные основы; опыт системного исследования: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 Москва, 1999

2.             Калувэ де Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / пер. с англ. под ред. А.К. Зайцева. Калуга: Калуж. ин-т социологии, 1993.

3.             Коатс Дж. Поколения и стили обучения / Пер. с англ. Л.Е. Колбачева. – М: МАПДО, 2011

4.             Фуллан М.Новое понимание реформ в образовании / М. Фуллан. – М.: Просвещение, 2006.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»