Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе

Румянцева Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №172
Калининского района Санкт-Петербурга

В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка , идёт активный рост и развитие всех систем организма. А многие дети ведут малоподвижный образ жизни , проводя большую часть времени у экранов телевизоров и компьютеров, и , как следствие , появляются проблемы со здоровьем и трудности в общении. В первую очередь это проблемы концентрации внимания , памяти , запоминания учебного материала , проблемы с усидчивостью на уроках , школьные страхи. Появляются проблемы личностного плана , отсутствие стойких интересов и увлечений , связанных с расширением кругозора , апатия , сменяющаяся агрессивностью , закрытость . Как сделать , чтобы учёба вызывала прилив энергии , а обучение было в радость?

Учителя начальной школы ( в том числе и я ) стараются активно внедрять здоровьесберегающие технологии обучения. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребёнка : его ума , нравственных и эстетических чувств , потребности в деятельности , овладении первоначальным опытом общения с людьми , природой , искусством. Все программы и методы должны воспитывать у учащихся культуру здоровья , личностные качества , формировать представление о здоровье как ценности , мотивацию на ведение здорового образа жизни. Нужно обеспечить необходимые условия обучения ребёнка в школе ( отсутствие стресса , адекватность требований и методик обучения и воспитания ). Должны  превалировать личностный подход , рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными , половыми , индивидуальными и гигиеническими требованиями по ФГОС , соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка , необходимый , достаточный и рационально организованный двигательный режим).

Цель здоровьесберегающих технологий обучения -  обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе , сформировать у него необходимые знания , умения и навыки по здоровому образу жизни , научить использовать полученные знания в повседневной жизни . Должна сформироваться личность , стремящаяся быть здоровой и душой и телом.

Использование приёмов  здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ведётся в следующих направлениях  :

1)Создание здоровьесберегающей среды.

2)Физическое развитие.

3)Организация уроков с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий.

4)Организация внеурочной деятельности

5)Внеклассная работа.

Отдельное внимание в школе отводится гигиене :  все учащиеся имеют сменную обувь , перед едой в столовой моют руки ( в классе имеются жидкое мыло и одноразовые полотенца ). Помещения , в которых занимаются учащиеся , часто проветриваются. В кабинетах начальной школы , работающих по ФГОС комплекты новой мебели , в которой парты и стулья можно регулировать под рост ученика , в соответствии с  нормами . Соблюдается питьевой режим , с этой целью в классах имеются кулеры с питьевой водой «Росинка».

Физкультминутки - естественный элемент урока в начальных классах , который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц , ослабить умственное напряжение . снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминуток органически вплетаются в канву урока. Физкультминутки я провожу , учитывая специфику предмета , зачастую с музыкальным сопровождением , с элементами самомассажа и другими средствами , помогающими восстановить оперативную работоспособность. Время начала физкультминутки выбираю , ориентируясь на состояние , когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление ( чаще всего в середине урока ). При проведении учитываю два условия :

-  состав упражнений должен зависеть от особенностей урока ;

-  обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки , занятия должны проводиться на положительно эмоциональном уровне ( выполнение упражнений нехотя , без желания желаемого результата не даст , скорее , наоборот ).

В состав упражнений я включаю :

-упражнения по формированию осанки ;

-укреплению зрения ;

-укрепления мышц рук ;

-отдых позвоночника ;

-релаксационные упражнения для мышц лица ;

-потягивание ;

-массаж области лица ;

-упражнения на выработку рационального дыхания .

Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью.

Пропаганду здорового образа можно вести , практически , на уроках любого предмета. На уроках русского языка это может быть запись с комментированием пословиц и поговорок о здоровье .  Например : Береги платье снову , а здоровье смолоду . Болен – лечись , а здоров – берегись. Здоровье дороже денег. Здоров буду – и денег добуду.

На уроках математики это могут быть задачи , включающие в себя полезную информацию по темам « Здоровое питание» , «Спорт» и др.

На уроках окружающего мира это разговор о правильном питании школьника , составление режима дня и др.

Очень важным является третий час физкультуры . Программа разработана таким образом , что на этом уроке чередуются занятия – подвижные игры на улице ( что является очень важным , так как дети зачастую не умеют играть и не знают игр ) и занятия-презентации с использованием ИКТ , направленные познакомить детей с организмом человека , его главными органами , их работой и правилами для сохранения их жизнедеятельности , а также занятия по соблюдению санитарно-гигиенических норм поведения. Важным считаю,  что уроки , построенные в игровой форме , помогают детям через игру понять Что забота о здоровье и физическом развитии – важная часть нашей жизни.

Часто на уроках организую работу в группах. Групповая работа в какой-то мере поиогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Так же использую :

- работу в парах ;

- фронтальный опрос с использованием мяча или игрушки ;

- элементы игр

- хлопанье в ладоши , поднятие рук , закрывание глаз ;

- приёмы с элементами соревнования ( эстафеты по рядам на знание таблицы умножения на уроках математики , а на уроках русского языка на знание словарных слов ) .

Большое значение стала занимать организация внеурочной деятельности. Одним из кружков, проводимых мною на внеурочной деятельности является «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок». При работе использую различные тренинги, тесты, игры , презентации , нацеленные на понимание проблем, связанных с правильным пониманием необходимости здоровьесбережения.

Немаловажное место в рамках здоровьесберегающих технологий занимает внеклассная работа с детьми .  При составлении плана воспитательной работы уделяется внимание мероприятиям , направленным на здоровьесбережение. Регулярно я провожуклассные часы с беседами о том , как заботиться о своём здоровье в разные периоды времени года , о вреде вредных привычек , о правильном питании , о пользе спорта в жизни детей и подростков. Очень важна работа с родителями , так как успешность реализации здоровьесберегающих технологий зависит от грамотного взаимодействия педагогов и родителей. Были организованы совместно с родителями класса выезды на природу , на родительских собраниях также уделялось должное внимание теме зоровьесбережения .

Таким образом , правильно спланированная и реализованная образовательная и воспитательная работа по здоровьесбережению школьников помогает формированию здоровой гражданской личности , ведёт к снижению показателей заболеваемости детей , активно приобщает учеников моего класса и их родителей к работе по укреплению здоровья.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»