Использование здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе
Румянцева Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №172
Калининского района Санкт-Петербурга
В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка , идёт активный рост и развитие всех систем организма. А многие дети ведут малоподвижный образ жизни , проводя большую часть времени у экранов телевизоров и компьютеров, и , как следствие , появляются проблемы со здоровьем и трудности в общении. В первую очередь это проблемы концентрации внимания , памяти , запоминания учебного материала , проблемы с усидчивостью на уроках , школьные страхи. Появляются проблемы личностного плана , отсутствие стойких интересов и увлечений , связанных с расширением кругозора , апатия , сменяющаяся агрессивностью , закрытость . Как сделать , чтобы учёба вызывала прилив энергии , а обучение было в радость?
Учителя начальной школы ( в том числе и я ) стараются активно внедрять здоровьесберегающие технологии обучения. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребёнка : его ума , нравственных и эстетических чувств , потребности в деятельности , овладении первоначальным опытом общения с людьми , природой , искусством. Все программы и методы должны воспитывать у учащихся культуру здоровья , личностные качества , формировать представление о здоровье как ценности , мотивацию на ведение здорового образа жизни. Нужно обеспечить необходимые условия обучения ребёнка в школе ( отсутствие стресса , адекватность требований и методик обучения и воспитания ). Должны превалировать личностный подход , рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными , половыми , индивидуальными и гигиеническими требованиями по ФГОС , соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка , необходимый , достаточный и рационально организованный двигательный режим).
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе , сформировать у него необходимые знания , умения и навыки по здоровому образу жизни , научить использовать полученные знания в повседневной жизни . Должна сформироваться личность , стремящаяся быть здоровой и душой и телом.
Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ведётся в следующих направлениях :
1)Создание здоровьесберегающей среды.
2)Физическое развитие.
3)Организация уроков с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий.
4)Организация внеурочной деятельности
5)Внеклассная работа.
Отдельное внимание в школе отводится гигиене : все учащиеся имеют сменную обувь , перед едой в столовой моют руки ( в классе имеются жидкое мыло и одноразовые полотенца ). Помещения , в которых занимаются учащиеся , часто проветриваются. В кабинетах начальной школы , работающих по ФГОС комплекты новой мебели , в которой парты и стулья можно регулировать под рост ученика , в соответствии с нормами . Соблюдается питьевой режим , с этой целью в классах имеются кулеры с питьевой водой «Росинка».
Физкультминутки - естественный элемент урока в начальных классах , который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц , ослабить умственное напряжение . снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминуток органически вплетаются в канву урока. Физкультминутки я провожу , учитывая специфику предмета , зачастую с музыкальным сопровождением , с элементами самомассажа и другими средствами , помогающими восстановить оперативную работоспособность. Время начала физкультминутки выбираю , ориентируясь на состояние , когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление ( чаще всего в середине урока ). При проведении учитываю два условия :
- состав упражнений должен зависеть от особенностей урока ;
- обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки , занятия должны проводиться на положительно эмоциональном уровне ( выполнение упражнений нехотя , без желания желаемого результата не даст , скорее , наоборот ).
В состав упражнений я включаю :
-упражнения по формированию осанки ;
-укреплению зрения ;
-укрепления мышц рук ;
-отдых позвоночника ;
-релаксационные упражнения для мышц лица ;
-потягивание ;
-массаж области лица ;
-упражнения на выработку рационального дыхания .
Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью.
Пропаганду здорового образа можно вести , практически , на уроках любого предмета. На уроках русского языка это может быть запись с комментированием пословиц и поговорок о здоровье . Например : Береги платье снову , а здоровье смолоду . Болен – лечись , а здоров – берегись. Здоровье дороже денег. Здоров буду – и денег добуду.
На уроках математики это могут быть задачи , включающие в себя полезную информацию по темам « Здоровое питание» , «Спорт» и др.
На уроках окружающего мира это разговор о правильном питании школьника , составление режима дня и др.
Очень важным является третий час физкультуры . Программа разработана таким образом , что на этом уроке чередуются занятия – подвижные игры на улице ( что является очень важным , так как дети зачастую не умеют играть и не знают игр ) и занятия-презентации с использованием ИКТ , направленные познакомить детей с организмом человека , его главными органами , их работой и правилами для сохранения их жизнедеятельности , а также занятия по соблюдению санитарно-гигиенических норм поведения. Важным считаю, что уроки , построенные в игровой форме , помогают детям через игру понять Что забота о здоровье и физическом развитии – важная часть нашей жизни.
Часто на уроках организую работу в группах. Групповая работа в какой-то мере поиогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Так же использую :
- работу в парах ;
- фронтальный опрос с использованием мяча или игрушки ;
- элементы игр
- хлопанье в ладоши , поднятие рук , закрывание глаз ;
- приёмы с элементами соревнования ( эстафеты по рядам на знание таблицы умножения на уроках математики , а на уроках русского языка на знание словарных слов ) .
Большое значение стала занимать организация внеурочной деятельности. Одним из кружков, проводимых мною на внеурочной деятельности является «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок». При работе использую различные тренинги, тесты, игры , презентации , нацеленные на понимание проблем, связанных с правильным пониманием необходимости здоровьесбережения.
Немаловажное место в рамках здоровьесберегающих технологий занимает внеклассная работа с детьми . При составлении плана воспитательной работы уделяется внимание мероприятиям , направленным на здоровьесбережение. Регулярно я провожуклассные часы с беседами о том , как заботиться о своём здоровье в разные периоды времени года , о вреде вредных привычек , о правильном питании , о пользе спорта в жизни детей и подростков. Очень важна работа с родителями , так как успешность реализации здоровьесберегающих технологий зависит от грамотного взаимодействия педагогов и родителей. Были организованы совместно с родителями класса выезды на природу , на родительских собраниях также уделялось должное внимание теме зоровьесбережения .
Таким образом , правильно спланированная и реализованная образовательная и воспитательная работа по здоровьесбережению школьников помогает формированию здоровой гражданской личности , ведёт к снижению показателей заболеваемости детей , активно приобщает учеников моего класса и их родителей к работе по укреплению здоровья.