Инновационные технологии в обучении географии
Лобаченко Тамара Алексеевна,
учитель географии ГБОУ
лицей №144Санкт-Петербурга
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для овладения географическими знаниями, навыками и способами действия каждым учащимся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Моя методическая проблема – «Деятельностный подход в обучении географии», которая наиболее полно позволяет внедрять инновационные технологии в обучение географии.
Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. А ведь без знаний о Земле личность не состоится. Это аксиома. География рождает мысли и чувства добрые, великие.
В классах я использую на своих уроках следующие новые технологии или их элементы, учитывая возрастные особенности детей.
1. Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата).
2. Технологии исследовательского обучения (обучение основам исследовательской деятельности).
3. Технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации).
4. Технологии проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников).
5. Информационные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию).
6. Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности.
При этом моя деятельность и деятельность учащихся представлена в определенной последовательности через алгоритмы деятельности, а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно проектировать. Моим педагогическим кредо является убеждение в том, что педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Я сторонник взглядов на образовательный процесс как на синтез запрограммированного управления и оригинальности приемов и средств его реализации; обязательное овладение всеми обучающимися содержанием предметного материала и оригинальность, неповторимость мышления, художественность в оформлении своих взглядов, субъективность высказываний.
Технологии исследовательского обучения, информационные технологии. Учебная деятельность школьников исследовательского характера должна быть с четко заданной целью. Для достижения планируемых результатов все учебные процедуры ориентированы на выполнение действий уровня «оценивать», «прогнозировать». В этом смысле широкими возможностями обладают практические задания на выполнение проектов. В современных условиях информатизации общества и гигантского роста информационных потоков именно географии отводится важное место в формировании умений учащихся работать с этой информацией, самостоятельно добывать знания и правильно их использовать в решении жизненных задач, моделировать. Примеры: «Надо ли осушать болота Западной Сибири?» 8 класс, «Есть ли перспектива развития атомной энергетики?» 10 класс, «Каковы перспективы строительства газоперерабатывающего комплекса на Ямале?» 9 класс, «Вклад русских в изучение и освоение Северной Америки» 7 класс. Методика проектирования учебной деятельности состоит из следующих этапов, которые я с моими учениками прохожу:
- постановка задачи, для решения которой необходимо и желательно использование информационных технологий;
- продумывание и обсуждение способов решения проблемы, отбор наиболее продуктивных идей;
- распределение ролей участников проекта;
- поиск источников информации по данному вопросу, подбор материала;
- освоение новых приемов работы с информационными системами;
- планирование работы над сценарием проекта;
- выполнение работы по проекту;
- анализ и корректировка результатов по проекту;
- представление отчета по проекту.
Результатами использования этих технологий стали исследовательские работы учеников: «Олимпийский космос» (1 место НПК лицея), «Остров свободы» (3 место НПК лицея), «Европа и Россия» (2 место НПК лицея), «Интересный иностранец» 7 класс, «Черное и Балтийское моря – окна в Европу» 10 класс и т.д.
Метод проектов. Мой многолетний опыт показывает, что изучение материала идет более успешно и увлекает, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии. Сильной мотивационной основой для учащихся является работа над проектами по интересной и актуальной теме, разработка проекта с прикладной и межпредметной направленностью. Особое место в организации проектной деятельности занимает работа со старшеклассниками. Со своими выпускниками мы подготовили проекты по разным темам курса географии мира, например: «Визитные карточки стран и регионов мира», «Многоэтажность Японии», «Этот пестрый мир Азии», «Глобальные проблемы человечества» и др., потому что этот раздел экономической географии вызывает особый интерес у учащихся. Ребят привлекает многообразие и пестрота картины мира, поэтому они с удовольствием собирают материал о различных регионах и странах, создают свои «картины и визитные карточки», рекламные проспекты по отдельным странам. Реализация проектного метода на уроках требует напряженной работы, нацеливает на применение элементов нелинейных технологий в обучении, на индивидуальную работу с отдельными учащимися, так как участники проекта играют различные роли, оперируют различной информацией, имеют дело с различными объектами, осваивают различные наборы операций. Работа над проектом завершается ролевой игрой. Независимые эксперты – группа учеников, которым предлагается оценить:
- раскрытие содержания заявленной темы;
- умение заинтересовать потенциальных туристов;
- качество слайдов;
- оформление наглядных материалов;
- оригинальность вопросов.
Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса – это форма активизации познавательной деятельности учащихся, так как учитель перестает быть для них лишь источником знаний, а ученик становится активным участником учебного процесса. Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока или занятия, выявляют проблему, анализируют информацию, что делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным. Я уверена, что именно игра рассчитана не столько на улучшение усвоения предметных знаний, сколько на приобретение способов самовыражения, понимание самого себя и позиций других людей. На игровых уроках обучение происходит через возможность свободно «сыграть» роль, взятую из реальной жизни. Урок в 8 классе «Природные уникумы Восточной Сибири и Дальнего Востока», ученики класса являлись турагентами, готовили рекламные проспекты, приглашая туристов посетить край; урок в 10 классе « Основные факторы размещения производительных сил», ученики создавали проект города, используя план местности. Планирование игры – это важнейший этап подготовки, на котором решается, как конкретно разыграть идею или ситуацию выбранным способом. При этом соблюдаю следующие шаги:
1. Выбираю конкретный материал, на котором будет проигрываться ситуация.
2. Намечаю роли учеников.
3. Предусматриваю реквизит.
Решаю, как использовать результаты игры. Игра – один из видов коллективной работы. Участие в игре оказывает сильное эмоциональное воздействие на школьников, не сопоставимое с воздействием других форм обучения. Исполняя роли, учащиеся погружаются в действительность, которой посвящена игра, ставят себя на место реальных лиц, учатся принимать решения. Хочу отметить, что игра хорошо сочетается с дискуссией. В практике моей работы я выделила несколько форм дискуссий:
- «круглый стол» - беседа, в которой на равных участвуют все участники небольшой группы учащихся: – Какое влияние оказывают миграции на численность, состав и размещение населения?
- «заседание экспертной группы», на котором вначале обсуждается намеченная проблема, а затем представитель группы излагает свои позиции всему классу: – Вы за рост городов или против? К чему может привести неконтролируемый рост крупных городов?
- «форум» - обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с аудиторией: – Правильно ли сводить многообразные демографические проблемы к узкому кругу вопросов роста численности населения в мире и мерам по его сокращению?
Таким образом, дискуссия является формой организации учебной деятельности учащихся, с помощью которой они решают поставленную перед ними познавательную задачу.
Технологии проблемного обучения. Технологическое построение образовательного процесса позволяет мне обогатить и разнообразить формы организации обучения с акцентом на внимание к личности ученика. Я использую нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-исследования, уроки-конференции, уроки с ролевой и деловой игрой, «синквейн» и др., которые позволяют каждому ученику принять участие в подготовке и проведении урока. Мною создан банк методических разработок уроков нетрадиционных форм проведения. Среди них: уроки-дискуссии, защита проектов, конференции, дебаты, проблемные уроки в форме тезиса-антитезиса, уроки-коллажи – все они способствуют формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной социоприродной картине мира.
На обобщающих уроках предлагаю группам задания по решению технологических, экономических, экологических проблем, как, например: «Возможно ли строительство Удоканского металлургического комбината?», или «Ветер – друг или враг человека?». И даже поставленная перед группами одинаковая проблема может быть решена ими по-разному. После обсуждения оцениваем наиболее оптимальный вариант решения. Применение групповой формы помогает мне добиться поставленной цели, создает творческую атмосферу, а свободная форма общения способствует меньшей утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает навыки взаимоконтроля, самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности.
Географическое образование имеет широкие возможности для гармонизации отношений не только между людьми, но и различными социальными и природными системами, между человеком и географической средой. Основными элементами содержания в рамках данного подхода являются вопросы многообразия культуры и вариативности, социокультурные и этнонациональные проблемы стран современного мира, глобальные проблемы человечества, влияющие на ход развития этнической истории и др. Например: урок в 11-ом классе по теме: «Глобальные проблемы человечества». Содержание данного раздела включает не только усвоение причин возникновения глобальных проблем, особенности их протекания в различных странах и регионах мира, и пути их решения. А главное что должны усвоить выпускники – это способность выдвигать свои гипотезы при решении проблем, предлагать пути их решения, брать ответственность за принятые решения. Культурологический подход в образовании формирует навыки и компетенции, необходимые для жизни, а также для проведения различных видов географических исследований:
- развитие коммуникативных навыков (в устной, визуальной, вербальной, графической формах);
- развитие навыков использования информационных технологий и картографических источников в целях получения информации о разнообразии мира;
- развитие когнитивных навыков (анализ, синтез, критическое мышление) для принятия решения в области глобальных проблем.
Технологии проведения коллективных творческих дел. Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию инновационного подхода я считаю эффективной и использую технологию коллективного способа обучения. Я заранее делю класс на группы (2-6 в зависимости от конкретного урока), раздаю опережающие творческие задания (сочинение-эссе, комплексные характеристики, стихотворения, схемы и др.). Внутри каждой группы учащиеся самостоятельно распределяют между собой в зависимости от интересов в определенной области знаний. Например, урок в 8-ом классе по теме: «Сравнительная характеристика природных зон леса и степи». Класс делится на 2 группы: «Лесовики» и «Травники», а в них в свою очередь распределены роли: 1 ученик рассказывает о географическом положении – жизненное пространство – один из самых ценных и дорогостоящих ресурсов; 2-й – о рельефе – человек – завоеватель жизненного пространства у природы, другого племени; 3-й о климате – у природы нет плохой погоды; 4-й– о реках – кровеносная система территории; 5-й – о почвах – земля – кормилица. Причем каждый ученик должен быть убедительным в своих доказательствах о преимуществах жизни в каждой из природных зон. Нередко мы, учителя, недооцениваем учащихся, считая, что только мы сами можем доступно и верно объяснить сложное и непонятное. Я на практике убедилась, что это с успехом могут делать и ученики. Некоторые функции передаю учащимся, обеспечивая необходимую помощь и контроль. В группах выбирается лидер – это ученик, проявивший склонность к предмету, умеющий работать с картой, схемами. Вместе с ними мы готовим все необходимое к уроку: карточки для каждой группы, где могут быть задания теоретические и практические, проблемы, задачи, тренировочные упражнения по карте, оборудование к уроку, необходимый раздаточный материал. Следует отметить, что лидеры мне уже ответили на поставленные вопросы и знают подходы к решению той или иной проблемы. Так как наличие лидера не всегда обязательно, тогда группы формируются по интересам. При таком формировании групп исключается «подавление слабых сильными». Каждая группа, оставшись наедине со своими разноуровневыми проблемами, будет вынуждена их решать. Такой подход считаю гуманным, так как он создает комфортную среду для всех участников: для слабых - не завысить требования, для мотивированных – не занизить. Ценность такого урока - активная позиция учащихся, право выбора уровня сложности задания, формирование уверенности в собственных силах и ответственность перед членами своей группы за качество выполняемой работы. Для меня пока остается нерешенной проблема оценивания. Считаю удачным применение такой формы на уроках обобщения. В этом случае ученики, отвечая, проговаривают известные им сведения, у них развивается логика суждений, способность выделять главное, делать выводы.
Итоговый урок в 7-х классах «Путешествие по материкам и странам» позволяет не только в интересной форме повторить, закрепить ранее изученный материал, но и проявить творчество, дух коллективизма, чувство ответственности. В начале изучения курса класс делю на 6 групп, по количеству материков, даю план выступления для групп, в котором для каждого пункта характеристики материка предусмотрены различные виды деятельности – девиз и эмблема, инсценирование, кроссворды, работа с картой, викторина. Отвожу для выступление 2 урока. Ученики с большой радостью, с невероятной выдумкой относятся к подобным заданиям, приглашают родителей и классных руководителей на подобные уроки.
Вклад географии в формирование системы ценностей личности определяется тем, что:
- знакомит школьников с основными методами географической науки (анализ, синтез, прогноз, наблюдение, эксперимент – это нашло отражение в требованиях к уровню подготовки выпускников в государственных образовательных стандартах), вооружает их соответствующими познавательными и практическими умениями (наблюдать, создавать образ территории, воспринимать окружающий ландшафт и т.п.);
- формирует систему прочных и действенных знаний учащихся, обеспечивает развитие умений самостоятельно работать с различными источниками географической информации, ориентироваться, вести наблюдения в природе и на производстве;
- способствует формированию геокомпетентностей, осуществляя тесную связь теории с практикой, с жизнью; вносит вклад в профессиональное самоопределение школьников, помогает выбирать жизненный путь;
- развивает личностную установку школьников на организацию процесса познания, самостоятельную творческую деятельность.
Моя главная задача - сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. Решение ее координируется с требованиями, сформулированными в стандарте географического образования. Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся.