Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Использование дистанционных образовательных технологий на уроках биологии  при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Морозова Виктория Витальевна, учитель биологии ГБОУ «Центр «Динамика» № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

В нашей стране наряду со школьным обучением многие учащиеся по различным причинам получают образование не в условиях школы, а на дому. Школьные нагрузки часто тяжелы и для здорового ребенка, а для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) они порой становятся непосильными. Нагрузкой является не только сама учеба, но и условия пребывания в школе: система обучения, когда работают со всеми детьми сразу, большой коллектив, высокий темп урока, дорога до школы и обратно, отсутствие морального и психологического комфорта в новой обстановке.

Государство и общество ставит перед школой важную задачу - воспитать грамотного  человека, способного  самостоятельно добывать и применять знания, обладающего рядом компетенций (УУД),  позволяющих реализовать себя как личность.

Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных, в частности дистанционных.

В законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение: «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников»[1].

 В Приказе Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» подчеркивается, что целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения) [2].

Из собственного педагогического опыта хотелось бы заметить, что образование, полученное с использованием дистанционных технологий ничем не уступает традиционному. К тому же позволяет заниматься с каждым ребенком индивидуально.

Одним из учебных заведений г. Санкт-Петербурга, реализующих дистанционное обучение является ГБОУ «Центр « Динамика», где получают основное образование дети с тяжелыми нарушениями опорно - двигательного аппарата и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта. С 2010 года я являюсь преподавателем дистанционного курса биологии ГБОУ «Центр «Динамика».

Учебный процесс в центре «Динамика» основан на интеграции очного обучения и уроков, которые проходят с применением дистанционных технологий. Ученики один или несколько раз в неделю приезжают в школу, а остальное время занимаются с учителем через Skype, используя электронный образовательный ресурс i-Школа (http://iclass.home-edu.ru), разработанный Московским Центром образования «Технологии обучения».

Представленные здесь учебные и информационные материалы активно используются учителями биологии и преподавателями центра «Динамика» в дистанционном обучении детей с ОВЗ. На данном ресурсе представлены УМК по основным учебным предметам средней школы с богатыми методическими и контрольно-измерительными материалами. С их помощью поддерживаются все этапы работы учителя: задания можно использовать при объяснении нового материала, закреплении и контроле усвоения знаний.

Каждый учащийся имеет на сайте Центра образования «Технологии обучения» http://iclass.home-edu.ruличную страницу под личным паролем, логином и электронную почту. Кроме того, на сайте организован форум, чтобы учащиеся имели возможность в удобное для них время обсудить конкретные вопросы в малых группах и с преподавателями, что дает возможность для коммуникации[3].

Электронный образовательный ресурс i-Школа позволяет применять новые способы обучения, такие как электронные конспекты, энциклопедии, тесты, глоссарии, анкеты, виртуальные лаборатории и т.д. как в режиме реального времени, так и off-line.

Дистанционное обучение позволяет составить для ребенка индивидуальный образовательный маршрут, при котором есть возможность регулировать объем и качество учебного материала, способы подачи материала, темп занятий, временные рамки.

Биология - наука о живой природе. При ознакомлении с любым разделом биологии, пусть то ботаника, зоология, анатомия, ребенку важно увидеть объект своего изучения. Это позволяет лучше понять изучаемый материал, повысить мотивацию к учению и развить интерес. Дети с ОВЗ часто не имеют возможности видеть реальные естественные биологические объекты. Поэтому на уроках биологии используются различные иллюстративные материалы (растений, животных и др. изучаемых объектов), фильмы и видеоролики, flash-анимации, взятые из лицензионных образовательных интернет - ресурсов. Таких как единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, размещенных на сайте: school-collection.edu.ru.

Неотъемлемой частью всей коррекционно - развивающей работы на уроках биологии является использование  ИКТ. Большое предпочтение отдаю демонстрации презентаций учебного материала. Для подготовки тематических презентаций по биологии использую программу PowerPoint, а также Prezi.comдля создания нелинейных презентаций. Презентации можно эффективно использовать на различных этапах урока.

Для проверки знаний учащихся по изученной теме использую электронные тесты и тренажеры. Для создания собственных дидактических пособий прекрасно подходит интересный интернет - ресурс Learningapps.orgи Hot Potatoes и другие приложения Web2.0, для поддержки обучения и процесса преподавания.

Благодаря возможностям интернета учащиеся также могут попробовать свои силы в различных биологических конкурсах и олимпиадах, таких как «ЧИП» («Человек и Природа»), «Невский муравей», «БОБР» и другие. Так, например в 2011-2012 учебном году команда ГБОУ « Центра «Динамика» участвовала во Всероссийской дистанционной игре по биологии с международным участием «Biocom» в возрастной группе 5-7 классы.

По мнению экспертов ФГОС, современный учитель - это не тот, кто вложит в голову ребенка массу знаний, а тот, кто научит его эти знания получать, находить, обрабатывать и применять. Все это успешно позволяют сделать дистанционные образовательные технологии и использование современных интернет - ресурсов.

Таким образом, можно утверждать, что преимуществами использования дистанционных образовательных технологий является то, что:

·  учебный материал доступен ребенку в любое время;

· дистанционный урок  строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика;

· программы дистанционного обучения соответствуют самым высоким требованиям, предъявляемым к современном образованию;

· наряду с усвоением общеобразовательной программы, дети становятся уверенными пользователями ПК; они могут сами находить в сети интернет интересующую их информацию и работать с ней;

· работа в i-школе позволяет компенсировать социальную изолированность детей и подростков с ОВЗ от общества, реализовать их образовательный потенциал и получить качественное образование.

 Литература:

1.     Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu

2.     Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г.№137 « Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.edu.ru/bd-mon/mo/Data/d_05/m137.html

3.     Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития/  Л.Н. Никитина, Г.В. Семенова; под ред. проф. Л.М. Шипицыной. - СПб: НОУ « Институт специальной педагогики и психологии», 2012.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»