Использование дистанционных образовательных технологий на уроках биологии при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Морозова Виктория Витальевна, учитель биологии ГБОУ «Центр «Динамика» № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
В нашей стране наряду со школьным обучением многие учащиеся по различным причинам получают образование не в условиях школы, а на дому. Школьные нагрузки часто тяжелы и для здорового ребенка, а для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) они порой становятся непосильными. Нагрузкой является не только сама учеба, но и условия пребывания в школе: система обучения, когда работают со всеми детьми сразу, большой коллектив, высокий темп урока, дорога до школы и обратно, отсутствие морального и психологического комфорта в новой обстановке.
Государство и общество ставит перед школой важную задачу - воспитать грамотного человека, способного самостоятельно добывать и применять знания, обладающего рядом компетенций (УУД), позволяющих реализовать себя как личность.
Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных, в частности дистанционных.
В законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение: «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников»[1].
В Приказе Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» подчеркивается, что целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения) [2].
Из собственного педагогического опыта хотелось бы заметить, что образование, полученное с использованием дистанционных технологий ничем не уступает традиционному. К тому же позволяет заниматься с каждым ребенком индивидуально.
Одним из учебных заведений г. Санкт-Петербурга, реализующих дистанционное обучение является ГБОУ «Центр « Динамика», где получают основное образование дети с тяжелыми нарушениями опорно - двигательного аппарата и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта. С 2010 года я являюсь преподавателем дистанционного курса биологии ГБОУ «Центр «Динамика».
Учебный процесс в центре «Динамика» основан на интеграции очного обучения и уроков, которые проходят с применением дистанционных технологий. Ученики один или несколько раз в неделю приезжают в школу, а остальное время занимаются с учителем через Skype, используя электронный образовательный ресурс i-Школа (http://iclass.home-edu.ru), разработанный Московским Центром образования «Технологии обучения».
Представленные здесь учебные и информационные материалы активно используются учителями биологии и преподавателями центра «Динамика» в дистанционном обучении детей с ОВЗ. На данном ресурсе представлены УМК по основным учебным предметам средней школы с богатыми методическими и контрольно-измерительными материалами. С их помощью поддерживаются все этапы работы учителя: задания можно использовать при объяснении нового материала, закреплении и контроле усвоения знаний.
Каждый учащийся имеет на сайте Центра образования «Технологии обучения» http://iclass.home-edu.ruличную страницу под личным паролем, логином и электронную почту. Кроме того, на сайте организован форум, чтобы учащиеся имели возможность в удобное для них время обсудить конкретные вопросы в малых группах и с преподавателями, что дает возможность для коммуникации[3].
Электронный образовательный ресурс i-Школа позволяет применять новые способы обучения, такие как электронные конспекты, энциклопедии, тесты, глоссарии, анкеты, виртуальные лаборатории и т.д. как в режиме реального времени, так и off-line.
Дистанционное обучение позволяет составить для ребенка индивидуальный образовательный маршрут, при котором есть возможность регулировать объем и качество учебного материала, способы подачи материала, темп занятий, временные рамки.
Биология - наука о живой природе. При ознакомлении с любым разделом биологии, пусть то ботаника, зоология, анатомия, ребенку важно увидеть объект своего изучения. Это позволяет лучше понять изучаемый материал, повысить мотивацию к учению и развить интерес. Дети с ОВЗ часто не имеют возможности видеть реальные естественные биологические объекты. Поэтому на уроках биологии используются различные иллюстративные материалы (растений, животных и др. изучаемых объектов), фильмы и видеоролики, flash-анимации, взятые из лицензионных образовательных интернет - ресурсов. Таких как единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, размещенных на сайте: school-collection.edu.ru.
Неотъемлемой частью всей коррекционно - развивающей работы на уроках биологии является использование ИКТ. Большое предпочтение отдаю демонстрации презентаций учебного материала. Для подготовки тематических презентаций по биологии использую программу PowerPoint, а также Prezi.comдля создания нелинейных презентаций. Презентации можно эффективно использовать на различных этапах урока.
Для проверки знаний учащихся по изученной теме использую электронные тесты и тренажеры. Для создания собственных дидактических пособий прекрасно подходит интересный интернет - ресурс Learningapps.orgи Hot Potatoes и другие приложения Web2.0, для поддержки обучения и процесса преподавания.
Благодаря возможностям интернета учащиеся также могут попробовать свои силы в различных биологических конкурсах и олимпиадах, таких как «ЧИП» («Человек и Природа»), «Невский муравей», «БОБР» и другие. Так, например в 2011-2012 учебном году команда ГБОУ « Центра «Динамика» участвовала во Всероссийской дистанционной игре по биологии с международным участием «Biocom» в возрастной группе 5-7 классы.
По мнению экспертов ФГОС, современный учитель - это не тот, кто вложит в голову ребенка массу знаний, а тот, кто научит его эти знания получать, находить, обрабатывать и применять. Все это успешно позволяют сделать дистанционные образовательные технологии и использование современных интернет - ресурсов.
Таким образом, можно утверждать, что преимуществами использования дистанционных образовательных технологий является то, что:
· учебный материал доступен ребенку в любое время;
· дистанционный урок строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика;
· программы дистанционного обучения соответствуют самым высоким требованиям, предъявляемым к современном образованию;
· наряду с усвоением общеобразовательной программы, дети становятся уверенными пользователями ПК; они могут сами находить в сети интернет интересующую их информацию и работать с ней;
· работа в i-школе позволяет компенсировать социальную изолированность детей и подростков с ОВЗ от общества, реализовать их образовательный потенциал и получить качественное образование.
Литература:
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu
2. Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г.№137 « Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.edu.ru/bd-mon/mo/Data/d_05/m137.html
3. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития/ Л.Н. Никитина, Г.В. Семенова; под ред. проф. Л.М. Шипицыной. - СПб: НОУ « Институт специальной педагогики и психологии», 2012.