Обучение универсальным логическим действиям:
построение классификации
Семенова Надежда Игоревна, кандидат технических наук,
доцент кафедры высшей математики СПбГЛТУ,
старший методист ГБОУ средняя школа 16, Санкт-Петербург
Вот выходим на Неву мы,
о музее наши думы.
И о том, что город наш
сам – огромный Эрмитаж.
О.Тарутин
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Организация этих видов работы обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще не знакомы. Именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых [1].
Переходя из начальной школы в среднюю, учащиеся уже имеют определенный опыт решения несложных проектных задач. Они на соответствующем для своего развития уровне умеют извлекать информацию из различных источников и представлять ее в разных формах, владеют достаточно грамотной устной и письменной речью, обладают навыками мыслительной деятельности, могут продемонстрировать аудитории результаты своей индивидуальной и коллективной работы. Однако для формирования ключевых компетенций ученика основной школы им предстоит еще много работать над собой.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, а также умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач [3].
Необходимость обучения школьников таким универсальным логическим действиям, как синтез, анализ, выдвижение и обоснование гипотез и т.д., не на интуитивно-практическом, а на осознанном и подкрепленном теорией уровне требует от современного учителя в первую очередь совершенствования собственной педагогической деятельности, постоянной работы в рамках инновационных технологий, поиска новых ценностных приоритетов в определении целей, содержания, форм и методов обучения.
Такая образовательная технология, как музейная педагогика, не только способствует развитию внимания, способности восприятия, воображения, различных видов памяти и мышления, но и позволяет углублять знания подростков, разнообразить методы и приемы их познавательной деятельности, сформировать интерес к научным исследованиям, наконец, повысить уровень общей культуры.
В повседневном образовательном процессе у учащегося не всегда есть возможность эмоционального восприятия, активности, самообразования, ярких впечатлений. Все это он может восполнить на занятиях с использованием элементов музейной педагогики.
Экскурсии меняют структуру процесса познания окружающего мира. Школьникам трудно осваиваться в среде абстрактных теоретических рассуждений, поэтому прогулки по городу, посещение музеев, беседы о тех достопримечательностях, что окружают ребят с самого раннего детства, имеют огромное значение, так как способствуют формированию познавательных интересов, изменяют уровень эмоционального восприятия, повышают активность мыслительной деятельности.
Санкт-Петербург – это город, в полной мере позволяющий использовать все преимущества музейной педагогики и предоставляющий своей историей, архитектурой, наукой и культурой богатейший материал для многогранной исследовательской и проектной деятельности школьников.
Приведенная ниже учебно-методическая разработка содержит в себе теоретическую основу, упражнения и задания (вместе с вариантами ответов) для формирования такого универсального познавательного действия, как построение классификации. Правильно составленная классификация дает возможность быстрее найти закономерности развития изучаемых объектов, демонстрирует внутренние связи между ними, помогает человеку ориентироваться в большом количестве информации, облегчая процесс изучения предметов и явлений окружающего нас мира, служит основой для обобщающих выводов.
I.Понятие «классификация».
Под классификацией обычно понимают распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы [2].
В первой части определения описан процесс построения классификации (выделение существенных признаков, описание взаимосвязанных классов, распределение предметов по заданным классам), а вторая явно говорит о характеристике полученного результата. Стоит подчеркнуть, что следует различать:
А) процедуру построения классификации;
Б) саму классификацию как конечный продукт;
В) процедуру использования готовой классификации, то есть классифицирование.
Необходимо также заметить, что в основе классификации, согласно определению, лежит логическая операция деления. С помощью деления удобно раскрывать объем понятия. Это особенно актуально в тех случаях, когда учитель не имеет возможности дать определение понятию, а рассматривает его только на интуитивном уровне.
Для работы с объемом понятия удобно также использовать диаграммы Эйлера-Венна, часто рассматриваемые как естественное представление множеств. Их преимуществом является наглядность при демонстрации фундаментальных понятий классификационной деятельности: дополнение, объединение, пересечение. Эти диаграммы особенно удобны, когда надо поместить объекты или репрезентирующие их знаки в какие-то области пространства.
Таким образом, на этапе подготовки к обучению приему построения классификации имеет смысл предложить учащимся задания, связанные с объемом понятия.
II. Усвоение термина «объем понятия».
1. По названию группы подберите примеры объектов, в нее входящих.
А) Архитектурные стили (барокко, классицизм, эклектика, модерн, псевдоготика, конструктивизм).
Б) Районы Санкт-Петербурга (Василеостровский, Центральный, Приморский, Петроградский).
В) Художественные произведения, действие которых происходит в Петербурге («Преступление и наказание» (Ф.М.Достоевский), «Нос» (Н.В.Гоголь), «Медный всадник» (А.С.Пушкин)).
2. Назовите группу объектов, выделив их общее свойство.
А) Тушь, гуашь, акварель, пастель (краски).
Б) Аллея, бульвар, переулок, проезд, проспект, набережная, линия (улицы).